Значение якутские ювелирные обереги из серебра. Ювелирные изделия Якутии — II. Браслеты, пояса и другие якутские украшения. Бурятские узоры: песня степи

Якутские мужские и женские обереги Харысхал: значение, виды узоров

Значение якутские ювелирные обереги из серебра. Ювелирные изделия Якутии — II. Браслеты, пояса и другие якутские украшения. Бурятские узоры: песня степи

У каждого народа имеются магические предметы, задачей которых является как защита владельца от злых духов, порчи, зависти, сглаза, так и привлечение везения, достатка и здоровья. Примером могут послужить якутские обереги.

Якуты чтят традиции, сохраняют и передают их своим детям. Харыскал (якутские талисманы) являются неотъемлемой частью культуры.

Обрядовые орнаменты можно увидеть на одежде, головных уборах и предметах быта, а также как отдельные амулеты.

Материал

Народ Якутии живёт в гармонии с природой. Они прислушиваются и чтят её законы. Большинство обережных предметов изготовляется из натурального сырья. Материалом могут послужить:

  • камни;
  • дерево;
  • определённые части животных;
  • металлы, в основном применяется серебро;
  • бисер и нить, с помощью которых вышиваются орнаменты.

Первые талисманы изготовлялись из любого металла. Их могли делать лишь кузнецы, поскольку все детали изделия требовали особых навыков. В это время ремесленников приравнивали к шаманам. Собственного мастера имели лишь очень состоятельные семейства. Затем магические предметы выковывали из серебра. Этот металл имел очистительную силу и не подпускал к владельцу зла.

Якутский оберег подшивался в одежду в районах главных чакр:

  • солнечное сплетение;
  • лобная часть головы;
  • верхняя часть ног;
  • пояс;
  • сердце.

Виды

К главным видам Харысхал относятся:

1. Серьги, формой напоминающие женские изгибы тела. Они одеваются девочкам с пяти лет. Дополнительные детали несут в себе сообщение о статусе владелицы:

  • Дырка в середине — девушка замужем.
  • Лировидная форма с подвесками — многодетная мать.
  • Бабушка подвески с серёжек передает внучке. Этот обряд означает продолжение рода.

2. Браслеты — защита от духов. Помимо этого браслеты ещё выполняют практическое значение — ими пристёгивают рукава, чтобы не проникал холодный воздух.

3. Пояс не позволял демонам добраться до тела. Расшивался разнообразными узорами. Детишек до определённого возраста подпоясывали обычной верёвкой. Без опояски разрешалось ходить только шаманам.

В зависимости от социальных функций у талисманов было разное предназначение.

Символы и орнаменты

С целью защитить владельца от злых духов, наносилась вышивка на одежду в уязвимые области тела, которыми могут воспользоваться нечисть:

  • рукава;
  • воротник;
  • пояс;
  • низ одеяния;
  • спина.

Наиболее часто для этих целей используют растительные узоры, которые олицетворяют развитие и плодородие. Прежде чем нанести узоры, обязательно нужно знать их значение:

  • Орнамент всегда должен подниматься, но не опускаться.
  • Росток растения интерпретируется как начало жизни, то есть появление детей.
  • Бутоны вышиваются для подростков.
  • Распустившиеся цветы — молодых людей.
  • Лировидный узор нельзя наносить на предметы и одежду девочек или женщин преклонного возраста.

Но также Харысхал выполнялся в форме:

  • Рыбы — благополучие и достаток.
  • Дерева жизни — духовная и созидательная энергетика народа.
  • Аиста — оберег женского счастья. Символизирует верность, продолжение рода.
  • Лировидная форма — плодородие и развитие.
  • Очертания листьев берёзы — чистота.
  • Лошадь или олень — движение вперёд, возрождение, постоянное обновление в природе.
  • Геометрические фигуры, которые означали природные стихии. Так, круг символизировал солнце, а знаки внутри интерпретировались как связь с внешним миром.

Согласно обычаям мужское одеяние украшалось пятью ромбами, соединённых в один. Это было знаком безукоризненности, а также слияния пяти стихий: огня, дерева, воды, воздуха и металла. В середине ромба вышивался круг, который означал женское начало. Такой сложный орнамент символизирует то, что между мужчиной и женщиной имеется нераздельная связь.

Можно в том числе встретить мотив с тремя делениями, напоминающий символ инь-янь. Он обозначает три души: мать, землю, воздух.

Свадебный наряд

Наряд невесты являлся особым видом одежды. Невеста — символ продолжения рода, хранительница домашнего очага и здоровья потомства. В свадебном уборе каждый символ или узор имеет значение: одни защищают от зла, дурного глаза, другие наносятся для укрепления детородной функции.

Свадебный наряд состоит из:

  • браслетов;
  • наспинного и нагрудного гарнитура;
  • серёжек;
  • головного убора.

Родители приданное готовили с первого дня рождения девочки. Один аксессуар убранства в год, и к совершеннолетию собирался весь свадебный набор.

Защита для детей

Рождение младенца является важным событием в семье. Плод, находясь в утробе матери, может подвергаться негативному влиянию из вне, поэтому роженицу с новорождённым было принято ограждать множеством амулетов.

Айыысыт — покровительница плодородия, которая защищала будущую мать. Её символом была шкурка зайца. В уши одевались серьги, а в глазницы продевались нити бисера.

Над постелью женщины для снижения болевого синдрома и благополучных родов вешались:

Вокруг кровати обводили круг, за черту которого не мог переступить ни один представитель потустороннего мира. Считалось, что в берёзе находится дух хозяйки местности.

После появления на свет малыша в палку, за которую держалась роженица втыкали нож, если родился мальчик либо ножницы, если рождалась девочка.

Малыши не умеют противостоять злым духам самостоятельно в первый год жизни, поэтому пожирателей душ (абаасыта) отгоняли развешанными на бортах кровати:

  • ножом в ножнах;
  • огнивом;
  • медвежьей лапой;
  • черепом соболя;
  • топориком.

Звенящие предметы, кольца и металлические пластины, пришивались на детское одеяльце. Малышу, который уже начал самостоятельно передвигаться, на спину прикрепляли колокольчик. С помощью звона очищалось помещение от плохой энергетики и отпугивал демонов, а также взрослым сообщал, где находится малыш.

Чтобы у детей был крепкий сон, в подушечку вшивали заячью лапку.

Детям постарше надевали подвески, серьги, бляхи с рисунками и бусинками. Для мальчиков оберегом служил лук и стрелы, который символизировал мужское начало, нравственные и физические качества представителя сильного пола.

Концентрация жизненная энергия хранилась в кожаной сумке тайменя «Ого кута», в неё клали 10 узелков из пуповины и волос. Она хранилась с первых дней жизни и до самой смерти.

Для женщин

Женские магические атрибуты создавались для сохранения здоровья, укрепления семейных отношений и развития интуиции.

Девушка, которой предстояла дорога, самостоятельно делал себе амулет из медвежьей шерсти. Называли такой харысхал — мооньох, Вешался он на шею лошади, чтобы расчищать дорогу от потусторонних сил.

Будущие невесты изготовляли из ветвей ивы кнут. Украшали серебряными и костяными фигурками. На кончик прутика крепился колокольчик. После появления на свет младенца кнут вешался над колыбелью.

Туосахта представляет собой бляшку из серебра, которая пришивалась на шапки. Она символизирует солнце, а ещё как защита от оспы.

Обруч или головной убор бастынга в том числе украшался бляхами, которые располагались в уязвимых местах, в области лба и висков.

Молодым женщинам полагалось носить серьги, кольца, браслеты. Во время передвижения украшения должны обязательно издавать позвякивание. Считалось, что звон убранства отгоняет зло.

Для мужчин

Представители сильного пола практически не носили украшений. Зачастую в виде харысхал служила вышивка и части животных:

  • головы;
  • лапы;
  • когти;
  • зубы;
  • кости.

Якуты верили, что сила убитого животного передаётся охотнику. В том числе избиралось тотемное животное, с которым ассоциировал себя человек, стараясь имитировать его повадки.

Амулеты помогали во время охоты поймать добычу и защитить владельца от ранений.

Волчий и медвежий мех был магической защитой от дурного глаза и хворей.

Нередко с собой мужчины носили коготь медведя как оберег, чтобы обладать такой же силой как и этот зверь.

Украшение из носов делалось для привлечения удачи. Считалось, что в данном органе была душа зверя. Якуты делали связки из носов мелких зверушек.

Сата

Мощным талисманом считался камень Сата, который находили в местах удара молнии. Ещё он мог возникнуть внутри домашнего животного, например, коня, собаки, быка, а также в крупных диких зверях — в медведе или в волке. Он отличался от других камней по виду. Похож на маленькую человеческую голову с хорошо различимыми глазами, ртом, ушами и носом.

Камень Сата живой, и чтобы он не умер, его ограждали от прикосновений девушек и чужих людей. Этот амулет не должен быть голым, поэтому зачастую его хранили вдали от дома завёрнутым в шерсть убитого зверя.

Существует поверье, что с помощью Сата якуты могут менять погоду.

Сата привязывали к лошади, если предстояло долгое путешествие. Это делалось для того, чтобы животное не потело и его не кусали оводы.

Обереги в Якутии сегодня

Сейчас, в период высоких технологий, якутские обереги не утратили своего значения среди коренных народов. Большинство талисманов канули в прошлое, но всё ещё можно встретить:

  • вышивку на одежде;
  • изображения животных;
  • медвежьи лапы;
  • когти волков;
  • драгоценные украшения;
  • посуду с уникальным орнаментом.

Особенно популярны ювелирные украшения. Мотивы на них не меняются, но изделия стали изысканными и филигранными. Всё чаще для их изготовления используется золото и драгоценные камни, а не серебро.

На прилавках магазинов можно встретить подделки под якутские изделия. Стоимость ниже, но они не обладают сакральной силой. Подделки спустя время становятся блёклыми. Если решились приобрести якутский оберег, то лучше заказать мастеру, который знаком с культурой и обычаями народа.

Заключение

Якутские украшения являются не только показателями статуса носителя, но сильнейшими оберегами от злых сил наравне с мусульманские амулетами и талисманами, славянскими и кельтскими символами т.д.

Якутские обереги: их значения, харысхал, какие существуют

Значение якутские ювелирные обереги из серебра. Ювелирные изделия Якутии — II. Браслеты, пояса и другие якутские украшения. Бурятские узоры: песня степи

Несмотря на немногочисленность, народ Якутии имеет богатую мифологию. Каждый якут хранит в своем доме какой-либо оберег, который по преданиям может защитить его от напастей или бед. С древности якутские обереги обладают большой силой и могуществом.

Виды талисманов у якутов

Якуты называют свои защитные символы харысхал. Это слово буквально означает «тот, кто защищает». В каждой семье имелся свой харысхал. Якутские амулеты, талисманы и обереги отличаются очень большим разнообразием. С их помощью можно защитить на только членов семьи, на дом и скотину.

Практически все талисманы, которые используют якуты, относятся к природным. Этот народ очень почитает силы природы, уважает ее. Все, что люди находят во время охоты или собирательства, используют в качестве защиты. Самые распространенные якутские амулеты:

  • части добытых животных — клыки и когти, часто встречались обереги в виде шкур;
  • камни необычной формы или цвета;
  • деревянные фигурки;
  • амулеты из драгоценных металлов — серебра или золота.

Узоры для оберегов

Женщины часто создавали обереги дома, вышивая на ткани бисером или нитями. По преданиям, все, что женщина сделала своими руками, считалось оберегом для дома. Это касалось и вышивки. Все предметы, обладающие магическими свойствами, могли отражать негатив, защищать семью от порчи и сглаза.

Вышивка на одежде

Часто люди, которые не могли себе позволить изготовление оберегов из природных или драгоценных материалов, вышивали защитные орнаменты на повседневной одежде. По символам можно узнать о социальном статусе семьи и роли этого человека в обществе.

Наиболее распространенные орнаменты, которые использовали якуты — растительные и животные изображения. Но существовали некоторые особенности, которые учитывались при вышивке.

Девочка в якутской одежде с вышивкой

  1. На вышивках для женщин часто присутствует лировидный орнамент. Но на одежду маленьких девочек и пожилых женщин его не рекомендуется наносить.
  2. Для разного возраста используют разные типы растений. Для детей лучше вышивать ростки. Для подростков и молодых людей идеально подходят бутоны цветов, которые только готовятся распуститься.
  3. Орнаменты должны быть вышиты по строгой схеме — все листья и цветы должны как бы расти вверх. Нельзя допускать направление орнамента вниз — это может привлечь неудачи в жизнь человека.

Для мужчин существовали свои защитные орнаменты. Для них были приняты геометрические формы. Наиболее распространенный рисунок — ромбы. Фигуры объединяли в разные группы, но среди них обязательно должен был присутствовать хотя бы один круг, что являлся символом женщины. Ни один мужской узор не мог быть завершенным без круга.

Защита энергетики

Очень распространенный орнаментом-оберегом среди якут был символ, который напоминает восточный Инь-Ян. Единственное отличие между этими знаками было в том, что обереги имели 3 деления вместо привычных 2-х. Они имели свои значения:

  • земля — основа и твердыня;
  • воздух — легкость и перемены;
  • мать — самая важная женщина в жизни каждого.

Защитный якутский оберег Пятиглазый

У народа Якутии очень почиталось учение про чакры и распределение энергии. В организме человека есть специальные места, в которых концентрируются энергетические потоки. Они располагаются на голове, в области сердца и солнечного сплетения, на пояснице. На каждую зону было принято вешать особый амулет, который был призван защищать эти потоки.

  1. Для области сердца, как наиболее значимой, использовали изображение небольшого хищного зверька. Считалось, что он не пускал плохую энергетику к сердцу.
  2. На чакру лба помещали небольшую пластину из обычного или драгоценного металла. По ней можно было судить о достатке человека. Чем более дорогой металл был выбран и чем более точный и детальный рисунок нанесен, тем больше вероятность того, что этот человек очень влиятельный. Якуты верили: чем богаче украшена налобная пластина, тем лучше была защита его от злых духов.

Якутские обереги из серебра

В древние времена все обереги могли делать из любого металла, который только можно было найти. Но в последние столетия более не изготавливают обереги, что не имеют в себе хотя бы примеси золота или серебра. Более предпочтительнее для якут серебро. По их преданиям, оно обладает более мощным влиянием на организм человека, может отгонять нечисть.

Свадебные талисманы

Очень большое внимание в Якутии уделяли такому обряду, как свадьба.

Считалось, что невеста в этот день, до законного бракосочетания и первой брачной ночи, очень уязвима для любого воздействия извне, поэтому якуты придумали специальные свадебные обереги, которые должны были защитить девушку.

По традициям, она должна быть сильной и выносливой — на ней после свадьбы были все обязанности хозяйки дома. Она должна была и за домом присмотреть, и детей вырастить. Чтобы придать ей для этого сил, изготавливались якутские костюмы.

Якутская невеста

Это было похоже на рыцарскую броню. В свадебный наряд входили такие детали:

  • некое подобие шляпы — это могло напоминать шлем древних воинов;
  • обязательно должны были присутствовать элементы бижутерии — массивные кольца и серьги;
  • металлический корсет;
  • браслеты на руки и ноги.

Все эти вещи были изготовлены из металла, их общий вес мог достигать более 50 кг. Семья собирала для девочки костюм с самого первого года ее рождения. Они приобретали по одной вещи ежегодно. Так до дня ее взросления могло накопиться от 15 до 25 предметов. Такие вещи надевали только на свадьбу, а для каждодневного ношения полагались другие обереги в виде украшений.

Серьги начинали носить очень рано. Девочке прокалывали уши по достижении 5 лет. Самые первые обереги в виде сережек, которые получала девочка, были представлены маленькой фигуркой. Эта форма была призвана защищать владелицу от злых духов.

Серьги показывали статус в социуме и семье.

  1. Молодые девушки, которые еще не вышли замуж, имеют небольшого размера плоские фигурки.
  2. Те серьги, у которых было отверстие посередине, говорили, что их обладательница уже замужем.
  3. Если у женщины рождалось много детей, она надевала серьги в виде лиры. Такая форма была выбрана для защиты детей от недоброго взгляда.

Женщина, у которой рождается внучка, должна снять свои серьги и отдать их ей. Так украшения переходили из поколений много десятков лет. Их значения были очень велики. Утеря фамильной реликвии была настоящим горем и позором для девушки.

Детские амулеты в Якутии

Детей всегда старались защитить более надежно, нежели взрослых. Это связано с тем, что маленький человек еще не способен сам защититься от злого воздействия, поэтому с самого рождения ребенок был осыпан разного рода амулетами и талисманами.

Детские якутские обереги

Обереги для детей разделялись по возрасту ребенка.

  1. Самый первый свой амулет малыш получал еще при родах. В начале схваток женщина брала в руку шкуру, которая была снята с зайца или кролика. Это символизировало богиню Айыысыт. Она считалась в Якутии богиней плодородия, богатого урожая и трудолюбия. Божество было призвано защищать мать и дитя в родах. Шкурка должна быть как можно более свежей, когда ребенок появляется на свет. Когда роды приближаются, отец должен пойти на охоту, чтобы защитить свою жену и дитя. После родов шкурку клали неподалеку от колыбели, чтобы Айыысыт могла защищать ребенка постоянно.
  2. Чтобы уменьшить страдания женщины во время процесса родов, над кроватью вешали кнут. Это отгоняло злых духов. Женщине в руку давали палку, которую вырезали из березы. Якуты считали, что береза обладает особыми защитными свойствами, которые не дают потусторонним сущностям навредить матери или ребенку. После того как ребенок родился, в палку втыкали острый предмет. Он зависел от пола ребенка: нож, если на свет появлялся мальчик и ножницы, если рождалась девочка.
  3. Чтобы защитить ребенка в кроватке, на ее стенки вешались ножи, маленькие топоры, когти животных. Все эти предметы отец семейства должен был добыть или сделать сам. Так он давал своему ребенку защиту от напастей.

Якутский оберег-кукла

Одеяло ребенка обычно украшали монетки и пластинки, в которых были просверлены дырочки. Это делалось, чтобы при движениях ребенка слышался легкий звон. Такие звуки, по преданиям, отпугивали нечистую силу. Эти пластины или колокольчики вешали на ребенка, когда он подрастал и начинал ходить.

Ювелирные изделия Якутии — II. Браслеты, пояса и другие якутские украшения

Значение якутские ювелирные обереги из серебра. Ювелирные изделия Якутии — II. Браслеты, пояса и другие якутские украшения. Бурятские узоры: песня степи

Первую часть материала о якутских украшениях можно прочитать здесь.

Якутские украшения: шейные украшения

В прошлом у якутов повсеместно было распространено шейное украшение — ожерелье (хабарҕа симэҕэ, моой симэҕэ, беҕех).

Браслет (бөҕөх). Instagram @pk_kyyha

Первые два якутских названия означают одно и то же — «шейное украшение», а слово «бөҕөх» переводится как «запястье», «браслет». По характеру орнамента и форме выпуклых опоясков такое украшение действительно очень напоминает браслет.

Оба эти украшения — и шейное, типа ожерелья, и браслет — делаются из серебряной пластинки в виде усеченного конуса. Соответственно ожерелье имеет в диаметре около 12-14 см, браслет — около 6-8 см. Число выпуклых опоясков у браслета обычно 3-4 и 5, а у ожерелья чаще всего — 3.

Ширина браслета достигает от 5 до 7,5 см, у ожерелья — от 3,5 см до 4 см. Ожерелье, как и браслет, застегивается загнутыми застежками.

Эти украшения носили в особенно торжественных случаях — на праздниках, свадьбах.

Из археологических раскопок известны браслеты исключительно из бронзы, относящиеся к середине XVIII века. В одном женском захоронении обнаружен браслет, изготовленный из бересты, который датируется авторами сообщения началом XVIII века. Форма и размеры этого браслета полностью совпадают с браслетами из серебра XIX века.

В средней части браслет украшен вдавленным сетчатым орнаментом, окруженным одним рядом кружочков. По верхнему краю браслета сохранились два параллелльных тонких ободка из тальника. Ободки прошиты волосяными нитками крестовым швом. Кроме того, есть сведения, что и ожерелье делалось из бересты (Троев П., Березкин И. Браслеты из … бересты. — Газ. «Соц.

Якутия», 1971, 20 мая).

Браслет (бөҕөх). Instagram @pk_kyyha

Шейное украшение или ожерелье не найдено при раскопках, что говорит о его недавнем происхождении. Судя по тому, что ожерелье не имеет у якутов собственного названия (называется бөҕөх, т.е. браслет), можно предполагать, что создан он якутскими ювелирами по образцу браслета.

Якутские украшения: косоплетки, илин-кэлин кэбиһэр

Якутские девушки до замужества украшали свои волосы косоплеткой или суһуох симэҕэ. Состоит она из серебряных или медных трапециевидных пластин с тремя рядами подвесок и бусин. На конце укрепляют полукруглые чашечки (чопчу) с кистями из ниток.

Украшение привязывается тесемкой к косам под затылком. Достигает оно длины до 24-26 см. В отличие от вышеописанного типа, косоплетки вилюйских якутов были менее пышными.

Косы туго перевязывались замшевой лентой, чуть ниже затылка прикреплялась орнаментированная трапециевидная пластинка, еще ниже 3-4 мелкие пластинки.

Косоплетка. Instagram @pk_kyyha

Косоплетки центральных районов Якутии сходны с киргизскими «чач уштук», но отличаются большим количеством пластинок и полукруглыми чашечками, вместо круглых подвесок.

Если якутские девушки волосы свои украшали до замужества, то у других родственных якутам народов: у киргизов — чач уштук, у тувинцев — чабага, у башкир — кашмау, предназначались замужним женщинам. Надо заметить, что у тувинцев основу украшения составляла трапециевидная серебряная пластинка.

У якуток существовал обычай прятать волосы от чужих мужчин

В связи с косоплеткой нужно упомянуть другое якутское наспинное украшение — кэлин кэбиһэр. Это серебряная гравированная пластинка в виде трапеции, подвешивалась на ремешках к затылочной части головной повязки бастыҥа или к задней части гривны. К нижней части пластин подвешены 4 или 8 ажурных серебряных цепей.

Это украшение входило в число свадебных нарядов зажиточных семей и было распространено повсеместно. Р.К. Маак, посетивший вилюйские улусы, называл это украшение косоплеткой замужних женщин и описывал ее ношение следующим образом: «к задней части обруча (гривны — Ф.З.) прикрепляется … косоплетка, привязываемая к косе».

Но одно украшение не может быть подвешено в двух местах (к гривне и к косе). По-видимому, привязывалось или к гривне, или к косе.

О том, что у якуток существовал обычай прятать волосы от чужих мужчин, замечено Серошевским: «во время свадьбы, сестра невесты все время старательно прикрывает голову, так как за большой грех считается, что жених или кто-либо из его поезжан увидел ее волосы». «Невесткам стыдно показывать сверху свекру и деверям непокрытые волосы и ноги».

Возможно, украшение кэлин кэбиһэр когда-то предназначалось для прикрытия волос невесты, но в связи с частичной утратой этого обычая украшение стали привязывать к гривне.

Женское нагрудное украшение (илин кэбиhэр). Instagram @pk_kyyha

К передней части гривны подвешивалось нагрудное украшение илин кэбиһэр. Оно обычно короче и шире, чем наспинное украшение и состоит в отдельных случаях из 12 рядов ажурных цепочек. К верхней трапециевидной пластине прикреплялся круг, украшенный гравировкой, с которой также ниспадали серебряные цепочки.

С начельника (бастыҥа) ниспадала целая система длинных цепочек из серебряных ажурных цепочек и пластинок, составляющих ее звенья, в весьма сложном и красивом узоре.

Центральные ряды цепочек, опускаясь на грудь, оканчивались или большой круглой серебряной бляхой күн (солнце), богато разрисованной гравированным, иногда черненным орнаментом, или же серебряными фигурными подвесками. По утверждению М.М.

Носова, это украшение бытовало в центральных районах до конца XIX века.

Р.К. Маак, подробно описавший одежду и внешний наряд вилюйских якутов, не упоминает подобного украшения, что говорит об его утрате или, возможно, отсутствии вообще.

Украшение «күн» носили поверх платья халадаай или камзола.

На детском костюме из археологических раскопок вместо серебряной бляхи «күн» найдена бронзовая или посеребреная литая фигурка льва, служившая, по-видимому, амулетом.

Якутские украшения: гривны

Одним из самых устойчивых во времени якутских украшений является гривна (кылдьыы). Гривна представляет собой серебряный обруч (среди ранних форм встречаются и медные) с гладкой, гравированной или витой поверхностью с несомкнутыми концами.

В Якутии гривны существовали до начала XX века. Гривны встречались трех типов: с петлеобразными изгибами в средней части; плоские с гравированной поверхностью; круглые с витым рельефом. И.В.

Константинов последний вид гривен считает наиболее архаичным, а два других типа более поздними.

Архаичная гривна (кылдьыы). Instagram @pk_kyyha

Как тип украшения якутские гривны в XVIII веке были женской принадлежностью наряда, однако, еще раньше была обнаружена гривна в мужском погребении, датируемом XVII веком.

В прошлом такие украшения бытовали среди населения Средней Азии, Алтая, Прибайкалья и, по-видимому, якутские гривны генетически связаны с ними.

Якутские украшения: пояса и другие украшения

Нарядный пояс (кур) носили мужчины и женщины в торжественных случаях, он был принадлежностью состоятельного слоя населения. Имелись пояса с круглыми, четырехугольными пластинками (сирэй кур), с фигурными ажурными бляшками меньших размеров (харах кур или сүнньүөх кур). Последние, в большинстве случаев, принадлежали женщинам.

Мужской наборный пояс. Такие пояса носили мужчины на торжественные случаи. Instagram @history_of_yakutia

Пояса, похожие на сирэй, встречались у западных бурят. В отличие от якутских, пластинки бурятских поясов не украшались гравировкой, между пластинками помещались вертикально четырехлепестковые бляшки количеством около 5-6 (Петри Б.Э. Орнамент кудинских бурят. — «Сб. муз. антропологии и этнографии». Т. 5, 1918, вып.

 1, рис. 3). Пояса «харах» («сүнньүөх») аналогичны поясам каменных изваяний Южной Сибири. Якутские пояса украшались, как и пояса на каменных изваяниях Тувы, сердцевидными бляшками (Евтюхова Л.А. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии. — «Материалы и исследования по археологии», № 24, М., 1952, приложение № 2).

У современных народов украшенные серебром пояса носили башкиры (камар), киргизы (кемер). В отличие от якутских эти пояса украшались еще и полудрагоценными камнями как агат, сердолик, бирюза и др.

Нарядный якутский наборный пояс. Этот пояс был обязательным элементом свадебной женской одежды. Большой размер такого пояса определён тем, что он носился поверх шубы. Женщины прикрепляли по бокам набедренное украшение өттүк симэҕэ (на фото ниже). Instagram @history_of_yakutia

Название якутского пояса — кур аналогично с хакасским — хур, тувинским — кур, киргизским — кур (у последних пояса носят другие названия — илгич, кемер). У бурят и монголов пояс носит название — бус.

Өттүк симэҕэ — дополнение костюма, представляющее собой набор различных подвесок декоративного и утилитарного характера. Традиционно, крепились к поясу. Instagram @history_of_yakutia

Якутские женщины к поясам подвешивали разного рода мелкие предметы: украшенную серебряными бляшками сумочку (хаппар), изготовленные из серебра ухочистку (кулгаах хастар), щипчики (искэх), игольник (иннэлик) в большой части из меди. Курящие женщины еще носили трубку (хамса) и украшенное серебром огниво (хатат).

Подвеска к поясу (өттүк симэҕэ). Деталь. Instagram @pk_kyyha

Щипчики, ухочистки бытовали у киргизов, казахов, узбеков, туркмен, уйгуров и других тюркоязычных народов Северной Азии. Ухочистки (копоушки) были широко распространены в ХVIII веке в России и являлись «обязательной частью туалетных принадлежностей». Они по внешнему виду и по гравировке более похожи на бурятские.

Огнива женские, как и мужские, с таким же названием бытовали у бурят (хэтэ). Последние отличались только размерами (до 20 см длиной) и более богатым украшением. До 30-х годов ХХ века у якутов существовали курительные трубки (хамса) с длинным деревянным мундштуком и маленькой серебряной или медной чашечкой для табака.

Точно такие трубки встречались у тувинцев в ХVII-ХIX веках.

Женский оберег (саhыл тумса). Есть сведения, что служил оберегом для беременной женщины. Оберег носили с остальными подвесками на поясе. Instagram @pk_kyyha

До революции зажиточные якуты, защищая глаза от яркого солнца, носили снеговые очки (хаар ачыкыта). Такие очки представляют собой серебряную пластинку, а также и костяную, с узкими горизонтальными вырезами для глаз.

Серебром у якутов украшались ножны, рукоятки ножей и опахал. Отливались из серебра пуговицы, личные печати и женские гребенки.

Больше чем полтонны серебра были сданы женщинами в фонд обороны в годы Великой Отечественной войны. Среди них большую долю составляли вещи местного производства, в том числе и шедевры якутского ювелирного искусства.

Некоторые виды ювелирных изделий не сохранились до наших дней. Очень малочисленны серебряные изделия с эмалью и позолотой. Не удалось найти образцы золотых украшений — таких как перстни, серьги и браслеты, часто упоминаемые в работах В.Л. Серошевского. По-видимому, названные работы могли быть вообще малочисленными.

Больше чем полтонны серебра, а это несколько тысяч больших и маленьких изделий, были сданы женщинами в фонд обороны в годы Великой Отечественной войны. Среди них большую долю составляли вещи местного производства, в том числе и шедевры якутского ювелирного искусства.

Первая часть материала о якутских украшениях находится здесь.

Первые шаги к восстановлению народных художественных ремесел были предприняты в 1968 г. Якутское ювелирное дело, как и все отрасли народных художественных промыслов, в прошлом оказавшееся на грани забвения, в настоящее время имеет большие перспективы дальнейшего развития и совершенствования.

Ф.М. Зыков,
кандидат исторических наук,
журнал «Айсберг», № 4 1991 г.

Якутские украшения: Мифы и традиции

Значение якутские ювелирные обереги из серебра. Ювелирные изделия Якутии — II. Браслеты, пояса и другие якутские украшения. Бурятские узоры: песня степи

Украшения всегда были неотъемлемой частью женского костюма, якутские женщины — не исключение.

Эта традиция дожила до сегодняшних дней — серебряные украшения надевают не только на национальный праздник, но и на светские выходы.

О том, как правильно носить якутские украшения ЯСИА побеседовало со старшим научным сотрудником Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Анатолием Саввиновым.

В древности украшения делали из меди, латуни, бронзы. К золоту якуты относились пренебрежительно, считая, что оно мало чем отличается от бронзы, излюбленным же материалом для ювелирных украшений было серебро – чистый и белый металл. Помимо прикладного значения украшения выполняли еще несколько функций, главными из которых были оберег и декларация социального статуса владелицы.

Согласно описанию, которое сделал на основе материала древних якутских захоронений этнограф Михаил Носов, полный комплект украшений якутской женщины включал около восьми предметов: головные украшения – начельник (бастынга), косоплетку (cyhyox симэ5э), серьги (ытар5а), нашейные и нагрудные украшения – воротничок-ожерелье (моой симэ5э), ожерелье-гривну (кылдыы), нагрудно-наспинное украшение (илин-кэлин кэбиhэр), наручные украшения – широкие браслеты (бɵ5ɵх) и кольца (биhилэх). Также неотъемлемой частью костюма являлся пояс (кур). Пояса изготавливались из кожи или ткани и декорировались серебряными пластинами с выгравированными узорами, иногда пояса делались полностью из серебра. Носили их и мужчины, и женщины, обычно к таким поясам подвешивали нужные в хозяйстве мелочи: кошельки, ключницы, щипчики, уховертки, игольницы, амулеты. По оценкам специалистов, полный женский убор, выполненный из серебра, мог весить до 25 килограммов!

«В быту украшения носили редко. Как правило, при этом соблюдалась возрастная дифференциация: в основном их носили молодые женщины и невесты. Женщины постарше носили минимум украшений — серьги, кольца, с появлением христианства – нательные кресты.

Полный набор украшений надевали редко, в основном по особо торжественным случаям, например, на свадьбу. Кроме того, в старину украшения надевались поверх шубы, так как они были литыми и очень тяжелыми.

Традиция носить их поверх платьев появилась значительно позже, когда стали делать более легкие кованые украшения», — рассказывает Анатолий Саввинов.

Головной убор

Начельник — бастынга – это кожаный или металлический обруч, к которому с двух сторон крепятся длинные цепочки-подвески, обрамляющие лицо. Некоторые бастынга также имеют одну или две поперечные перекладины, которые делают их похожими на шлем.

Сегодня можно встретить разные мнения по поводу того, кому полагалось носить бастынгу – одни считают, что это девичий головной убор, другие придерживается мнения, что носили его в основном женщины замужние.

Анатолий Саввинов, который изучил множество материалов захоронений якутов, утверждает, что бастынга – девичий головной убор.

«В старину бастынги делали из кожи или ткани. Существовали разные типы головных ободков — украшенные бисером, вышитые шелковыми нитками, позументом и т.д.  Металлический вариант – современное новшество, в старину так не делали. Один из вариантов служил для крепления наспинных украшений — кэлин кэбиһэр.

Как самостоятельное украшение в археологических материалах бастынга встречается редко, поэтому говорить, что оно было отдельной частью убора, можно с большой натяжкой. В основном его носили девушки – замужним женщинам нельзя было обнажать голову и показывать волосы. Поэтому они всегда носили тонкий чепчик или платок.

Бастынгу носили под шапкой – джабака, а металлический круг, который сегодня помещают в центр обруча, крепили к навершию шапки», — говорит он.

  Нагрудные украшения

Обязательной частью женского убора был нагрудно-наспинный комплект украшений – илин-кэлин кэбиhэр. Летом его надевали поверх платья-халадай, зимой – поверх шубы.

Убор указывал на социальный статус и материальное положение женщины, чем выше было это положение, тем богаче были украшения. Первый ряд илин кэбиhэр состоит, как правило, из трех элементов – цепочек.

Есть мнение, что они символизируют три части человеческой души. Затем следует плоская трапециевидная пластина, к которой крепятся длинные цепочки с подвесками.

У замужних женщин в центре илин-кэбиhэр помещался круглый элемент кун, символизирующий солнце.

Вторая часть украшения – кэлин кэбиhэр — носится на спине, она уравновешивала тяжелую переднюю часть, и не давала шее женщины устать. Сегодня, когда украшения стали легче, эта часть убора часто опускается. Как и другие украшения илин-кэлин кэбиhэр был призван защитить свою обладательницу от влияния злых духов – абаасы и привлечь к ней богатство, плодородие и здоровье.

  Серьги 

Серьги — ытар5а носили с древности. Но сегодня самое большое распространение получили серьги с подвесками. Они состоят из двух частей: верхней части — иэмэх, которую продевают в ухо, и подвески – тугэх, которая крепится к иэмэх. Известны также серьги чоху, они изготавливались в виде изогнутой овальной металлической пластины и носились без подвесок.

Подвески имели разнообразный вид и, как и элементы бастынга и илин-кэлин кэбиhэр, несли информацию о статусе и материальном положении их владелицы. Самые роскошные подвески носили богатые женщины. Представительницы бедных сословий довольствовались более скромными вариантами. Традиционным видом подвесок были елочки, расширяющиеся к низу.

Как говорит Анатолий Саввинов, такие серьги получили распространение в 19 веке, когда началось активное развитие торговли.

«Самые древние серьги — с подвесками из бусин, этот тип считается самым ранним. В 19 веке получили распространение крупные серьги с подвесками. По технике встречаются как литые, так и кованые.

Чоху – более поздний вид серег, скорее всего, они заимствованы у других народов.

Вообще с развитием торговли, появлением текстиля в якутском наряде появилось много заимствований, в том числе халадай и мужской кафтан», — говорит он.

Сегодня классическим вариантом якутских серег приятно считать серьги с подвесками в виде лиры. Форма эта имеет сразу несколько символических значений – рогатый скот, цветок сарданы, птицу, женскую фигуру.

Женщины детородного возраста носили подвески с свободно закрепленным внутри элементом в виде небольшой капельки, некоторые источники утверждают, что он символизировал младенца в утробе матери.

Состарившись, женщина могла передать подвески своим дочерям или внучкам,  верхняя же часть — иэмэх — оставалась с ней до конца жизни. Впрочем, по мнению Саввинова, это не более чем фантазия современных стилистов.

«Да, есть мнение, что серьги обозначали количество детей, женскую фигуру. Но это неправда, современная выдумка. В имеющихся архивных и археологических материалах никаких упоминаний об этом нет. То же самое могу сказать об орнаментах. Но то, что серьги и другие украшения передавали по наследству, – это правда.

В пожилом возрасте их, как правило, не носили, считалось неприличным обильно наряжать себя», — рассказывает ученый, добавляя, что сегодня в якутских музеях очень трудно найти аутентичные национальные украшения.

Связано это с тем, что, когда в конце 19 – начале 20 веков в России начался музейный бум, в районы Якутии приезжали многочисленные экспедиции собирателей древностей, которые увозили находки с собой.

«Сейчас их находки хранятся в основном в центральных музеях и за рубежом — там можно увидеть настоящие якутские украшения. В наших музеях хранится очень небольшая часть», — говорит он.

  Браслеты и кольца

Руки украшались парными серебряными браслетами и кольцами. Плоские браслеты шириной примерно 5-7 сантиметров декорировались богатой гравировкой и носились поверх платья. Наряду с бастынгой и илин-кэлин кэбиhэр, браслеты являлись частью праздничного убранства, в отличие от сережек и колец, которые носили каждый день.

  Традиции и современность

Конечно, сегодня национальные украшения частично утратили свое сакральное значение – выбирая для себя серьги или кольцо, люди руководствуются не смысловой нагрузкой, которую оно несет, а исключительно своим вкусом и предпочтениями.

В дополнение к украшениям традиционных форм ювелиры создают все новые и новые варианты: сегодня в витринах магазинов можно увидеть серебряные серьги и подвески в форме конского чепрака, якутского хомуса, цветка сарданы, чорона, оленей, стерхов. Если даже среди этого разнообразия вы не найдете того, что хотели, можете нарисовать свой эскиз и мастера-ювелиры изготовят украшения в соответствии с вашими пожеланиями.

Наш собеседник скептически отнесся к современным веяниям. По его мнению, подбирая убор, необходимо руководствоваться определенными правилами. В частности, украшения должны быть выполнены в соответствии с традиционными канонами. Не приветствует он и увлечение большим количеством украшений.

«Хорошо, что сегодня культура возрождается, стали носить традиционные серебряные украшения. Но к их выбору нужно относиться очень продуманно. Мне не нравятся металлические бастынга – его в традиции не было. Не самый удачный вариант — кольца во всю длину пальца – откуда они появились, не знаю. Наверное, это веяние времени, но нужно быть осторожным с такими украшениями», — говорит он.

Изменились за это время и традиции ювелирного искусства – для изготовления украшений в национальном стиле ювелиры начали активно использовать золото, серебряные украшения стали менее массивными – в них появилась легкость, ажурность.

Не в последнюю очередь это объясняется и экономическими соображениями – на такие изделия требуется меньше металла, а значит, и по цене они доступнее.

Также ювелиры стали использовать в своих работах драгоценные и полудрагоценные камни и, конечно, бриллианты – даже серебряные украшения с такими вставками смотрятся очень эффектно.

Не утрачивают своей популярности и традиционные украшения: мужские и женские серебряные пояса, браслеты, бастынга в магазинах совсем не редкость и пользуются неизменным спросом.

Те, кто не могут позволить себе купить полный комплект нагрудных украшений, могут ограничиться только илин кэбиhэр.

И все же, несмотря на довольно высокую цену (4-5-килограммовый серебряный убор может стоить от 25 до 60 тысяч), многие стараются собрать весь комплект украшений, чтобы затем передать их по наследству детям и внукам.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.