Вымышленные друзья у ребенка до какого возраста. Почему появляется воображаемый друг у ребенка. Почему появляется воображаемый друг у детей

Содержание

Воображаемые друзья у ребенка: стоит ли беспокоиться родителям?

Вымышленные друзья у ребенка до какого возраста. Почему появляется воображаемый друг у ребенка. Почему появляется воображаемый друг у детей

Поздравляем, у вашего малыша появился хороший приятель. Одно плохо – никто, кроме самого ребенка, его не слышит и не видит. Он существует только в детском воображении.

Как вести себя мамам и папам в подобной ситуации? Скажем сразу, бить тревогу и паниковать точно не следует, поскольку в большинстве случаев воображаемые друзья в детском возрасте – это абсолютно естественное явление, которое вскоре пройдет само собой. Сегодня мы расскажем, откуда берутся вымышленные приятели и что с этим делать.

Зачастую возникновение воображаемых приятелей застает взрослых врасплох. В нашем обществе невидимых друзей принято считать явным поводом для беспокойства и чуть ли не симптомом психического заболевания. Все потому, что мы смотрим на детский мир с взрослой точки зрения.

Однако воображаемый друг в дошкольном детстве и в зрелости – совершенно разные вещи.

Придуманные друзья, появляющиеся обычно у трех-четырехлетних детей, свидетельствуют не об отклонениях в психике, а, наоборот, о нормальном психологическом развитии.

Именно с трех до пяти лет у малышей бурно развивается воображение, благодаря чему они начинают играть в сюжетно-ролевые игры и активно фантазировать. И часто партнером по таким развлечениям становится воображаемый друг.

Воображаемые друзья: кто они?

Мы уже говорили, что маленькие дети существуют в своем собственном чудесном мире, в котором на крыше живет Карлсон, растворяется в воздухе Чеширский кот, а обычная рукавица способна превратиться в лохматого щенка.

Воображаемый друг появляется у малышей, начиная с трех лет, и может принимать самые разные формы: мягкой игрушки или куклы, бесстрашного супергероя, мальчика Пети или девочки Кати.

Невидимый товарищ не обязательно должен быть человеком – почти у половины деток он «выглядит», как забавный зверек. «Внешность», способности и привычки выдуманных приятелей зависят только от выдумки ребенка.

Не торопитесь на прием к психологу, если в жизни вашего чада появился такой друг.

Во-первых, в живой детской фантазии нет ничего ужасного. А во-вторых, воображаемый приятель может послужить замечательным диагностическим материалом. Особенности общения с невидимым товарищем отражает как детские проблемы, так и семейные неурядицы.

Причины появления воображаемых друзей

Самое главное, о чем предупреждают специалисты, – не стоит запрещать детям проводить время с вымышленными приятелями, иначе они начнут встречаться с ними тайком.

Правильнее будет узнать причину подобного явления (помимо бурной фантазии) и помочь малышу, если имеется какая-либо проблема. Что же приводит к возникновению воображаемых товарищей?

  1. Одиночество. Вероятность возникновения выдуманного приятеля резко возрастает, если ваше чадо является единственным ребенком. В этом случае специалисты говорят о компенсации недостатка общения, особенно если у малыша нет приятелей его возраста.
  2. Подражание. Если вы внимательно прислушаетесь, как общается ваш карапуз с невидимым товарищем, то узнаете свои слова или фразы воспитателя в садике. Дело в том, что все дети стремятся подражать взрослым, хотят казаться старше и влиять на кого-то. Повода для тревоги нет, если кроха ведет себя спокойно и не проявляет агрессии.
  3. Стремление к первенству. Если у ребенка есть старший брат, сестра или властные приятели, которые любят командовать, он может выдумать друга, чтобы брать на себя инициативу в играх, всегда в них побеждать. То есть воображаемый персонаж нужен малышу, чтобы почувствовать себя победителем.
  4. Страхи. Иногда дошкольники ищут и находят у своих выдуманных товарищей поддержку, поскольку вдвоем не так страшно переживать пугающие моменты, как одному. Вероятность появления такого друга увеличивается, если ребенок стесняется рассказать о своих страхах или родители отмахиваются от него, считая детские тревоги несерьезными.
  5. Боязнь наказания. Взрослым следует задумываться, если малыш, ломая игрушки или устраивая беспорядок, начинает утверждать, что виновен не он, а невидимый мальчик Петя. Вполне возможно, что вы чересчур часто ругаете или наказываете свое чадо по поводу и без.

Как общаться с воображаемыми друзьями детей?

Зачастую родители, узнав о существовании у ребенка невидимого приятеля, не знают, как себя с ним вести. Нужно ли игнорировать его или, наоборот, вступить в игру и общаться, как с реально существующим?

Предлагаем несколько полезных рекомендаций, которые помогут вам взаимодействовать с воображаемым другом малыша.

  1. Не говорите ребенку, что иметь вымышленных приятелей – признак сумасшествия, иначе он поверит, что с ним не все в порядке. Хотя ничего неправильного и тем более страшного с ним не происходит. Также не игнорируйте возникновение нового Карлсона, иначе малыш может замкнуться в себе.
  2. Не подавляйте детскую фантазию, а, напротив, интересуйтесь, не станет ли возражать девочка Катя, если вы отодвинете стул, мешающий вам пройти в комнату. Не сопротивляйтесь, если малыш попросит поставить тарелку воображаемому другу или расстелить ему кровать. Включитесь в игру и потренируйте собственное воображение.
  3. В то же время не выступайте инициатором взаимодействия с невидимым приятелем ребенка. Не спрашивайте у своего чада, пойдет ли его друг Петя с вами в магазин. Подождите, пока сам малыш вспомнит о нем и предложит вам подключиться к игре.
  4. Не следует разрешать детям перекладывать ответственность за свои проступки на воображаемых друзей. Дошкольники по-прежнему должны отвечать за недостойное поведение, а ваша задача – напоминать о последствиях. Малыш обвиняет в разбросанных игрушках прилетевшего Карлсона? Попросите навести порядок в комнате вместе с ним.
  5. Если причина подобного явления – одиночество, постарайтесь проводить с ребенком больше времени. Чтобы выдуманный друг не заменил реальных приятелей и родителей, развлекайтесь вместе: надевайте костюмы супергероев, играйте в кукольный театр, читайте вслух и по ролям приключенческие книжки.
  6. Иллюзорные товарищи придут вам на помощь, если вы захотите узнать, что чувствует ваше чадо на самом деле. Если невидимый друг пугается темноты, вероятно, именно ребенок испытывает эту боязнь. Впрочем, чаще всего малыши придумывают таких приятелей, чтобы веселиться.

Таким образом, возникновение выдуманных приятелей у деток до шести лет можно считать совершенно нормальным явлением.

Но иногда воображаемый друг появляется у детей постарше. В этом случае всплеск воображения работает в качестве защитного механизма.

Своеобразным пуском, способствующим появлению друга-невидимки, может стать любое травмирующее событие: переезд на новое место жительства, смерть домашнего любимца или близкого человека, развод родителей.

Возможно, вам понадобится помощь специалиста, однако его совет будет однозначен – уделять больше внимания ребенку или записать его в художественную студию.

Наличие воображаемых друзей у малыша является признаком нормального развития. Зачастую они помогают детям справляться с тревожащими переменами и помогают приобрести социальные навыки. Поэтому относитесь к ним как к естественному этапу взросления вашего чада.

Воображаемые друзья детей: как реагировать родителям?

Вымышленные друзья у ребенка до какого возраста. Почему появляется воображаемый друг у ребенка. Почему появляется воображаемый друг у детей

Ваш ребенок завел себе иллюзорного друга? Вам не стоит пугаться. Вероятно, это свидетельство его творческого потенциала. Как реагировать на плоды детского воображения и даже дружить с ними, рассказывает психолог Д. Келер.

Беспокоиться ли родителям, если у ребенка появился воображаемый друг?

“Линкольн – мой дедушка, – за ужином говорит мне мой пятилетний сын.  Я переспросила: “Что?”, а затем затаилась в молчании. “Да, – продолжает сын, со слезами на глазах, – я очень расстроился, когда его убили в театре”.

С этого примера из жизни, начинается исследовательская статья доктора Келер, которая раскрывает тему воображаемых друзей и тому, как отнестись к фантазиям вашего ребенка.

Друзей у малыша может быть много: исторические личности, герои любимых сказок или книг, киношные персонажи или же полностью выдуманные. Все они играют большую роль в его жизни и эмоциональная связь между ними очень крепкая.  Но это не значит, что ваш ребенок не сошел с ума.

Психология и нафантазированные друзья

Воображаемые друзья у детей в возрасте от трех до восьми лет встречаются весьма часто, иногда этот друг может задержаться до подросткового возраста. Чаще к этому склонны девочки, образ выдуманного друга у малышей разного пола отличается.

Связь с таким другом может быть равноправной или иерархической.

Девочки чаще всего занимают позицию ухаживания, опекают «малышей» – разных зверюшек или пупсов. В свою очередь, мальчишки создают для себя знающих компаньонов, которые обладают большей силой.

Психологическое исследование показало, что есть две категории выдуманных друзей:

  1. Невидимая сущность.
  2. Персонифицированный объект.

Большинство детей знают, что их друзей нет в реальной жизни, некоторые даже говорят об этом своим родителям (к их облегчению). В выдуманном друге скрыт космос вашего малыша, его собственный мир фантазий.

Откуда берутся выдуманные друзья

Зачастую образ друга выдумывается для простого удовольствия.

В основном, дети с богатой фантазией хорошо социализированы, им нравится все, что связано с фантазией. Эти личностные качества и особенности соединяются между собой и толкают  ребенка на то, чтобы создать себе нового друга.

Исследователь С. Карсон доказала, что дети заводят таких друзей с целью утоления психологических потребностей.

Необходимость в компетенции

Зачастую ребенок выступает в роли лидера в отношениях с выдуманным другом. Он начинает учить некомпетентного компаньона.

Необходимость отношений

Эмоциональная связь порой намного сильнее, нежели с реальными товарищами.

Необходимость автономии

В отдельных ситуациях выдуманный друг помогает ребенку манипулировать с целью получения полного контроля над обстоятельствами.

Устарелые мнения о выдуманных товарищах

В 1945 году доктор Спок писал в своих работах, что родителям стоит принимать меры, если малыш старше трех лет все еще играет с выдуманными товарищами. По его мнению, появление таких друзей указывает на недостаток чего-то или неприспособленности ребенка к реальной жизни.

Один из популярных психологов прошлого века Пиаже, изучавший развитие детей, сказал, что невидимые друзья – это признак нарушения развития.

Как бы то ни было, но исследовательские данные последних тридцати лет не на стороне Спока и Пиаже.

Последние изучения дают нам возможность предположить, что невидимый друг у вашего ребенка связан с благоприятными психологическими показателями в раннем и позднем возрасте.

Благоприятные психологические показатели

Если рассматривать связь детских фантазий и психологических показателей, можно выяснить, что дети, которые придумали себе друзей, имеют широкий словарный запас и развитые навыки речи. Они менее стеснительны, имеют социальную ориентацию и высокую ступень креативности.

Богатая фантазия дает лучшие результаты в тесте на творческие способности.

Любопытно, что дети, у которых имеется невидимый друг, изобретательнее своих сверстников, они не ограничены стандартами и могут придумать больше вариантов, как использовать различные предметы, например, ручку.

В итоге, исследования дают нам возможность судить о том, что ребенок с богатой фантазией, скорее всего, вырастет в креативного взрослого.

Активность ребенка

Отдельные специалисты всё ещё сомневаются во взаимосвязи выдуманных друзей ребенка и его высокой развитостью. Но существует теория, которая указывает на то, что хорошая фантазия может быть только у детей с высокими умственными способностями.

Теория положительного разрушения Домбровского скрывает в себе момент, который касается тезиса высокой возбудимости (повышенной психической возбудимости у талантливых детей). Описание этой теории пересекается с особенностями тех детей, которые имеют невидимых друзей.

Характеристики повышенной психической возбудимости фантазии детей:

  1. Часто применяют метафоры, говорят образами.
  2. Имеют возможность выдумки и фантазии.
  3. Детально визуализируют, хорошо воспринимают поэзию и искусство. Одушевляют окружающую среду и готовы к волшебству.
  4. Умеют жить в мире фантазий.
  5. Любят сказки и книги о волшебстве.
  6. Любят сцену.
  7. Неожиданно создают образы, таким способом выражая эмоциональное напряжение.
  8. Не переносят скуку.
  9. Смешивают реальность и выдумку, воспроизводят сны.

Это очень интересная арена для исследовательской деятельности, которая вскоре принесет свои плоды для детального понимания связи между возбудимостью детей и их способностью создавать себе друзей.

Еще одним полем для исследовательских новшеств является теория пятерки личностных черт. Она открыла вероятную связь между предрасположенностью выдумывать товарищей и открытостью к опыту. Что, в свою очередь, опять отсылает нас к принципу повышенной возбудимости и таланту.

«Познакомьтесь» с  невидимым  другом  вашего ребенка

В книге “Воображаемые друзья и дети, которые их создают” автор описала выдумывание друзей как “магический круг”. У детей есть свой зачарованный мир, которым они не всегда желают делиться с кем-то еще.

И если вас, родителей, туда пустили, то  стоит адекватно принять этот факт. Для вас это реальная возможность установить более тесный контакт с малышом и узнать о его мыслях с помощью изучения его мира фантазий.

А к его невидимому другу стоит отнестись бережно, не пытайтесь поставить себя выше его, так как вашему ребенку интересно самому держать ситуацию в руках. Вас должна сопровождать радость, на протяжении этого путешествия в волшебный мир. Возможно, в вашей семье растет новый Артур Конан Дойль.

Верить или нет?

Специалисты из области детской психологии настаивают на том, что выдумку маленького ребенка не стоит называть ложью. Ложь, это когда ваш ребенок уже может различить реальность и фантазии. Но эта способность приходит к ним после шести лет.

Чувствовать эту разницу они начинают с трех до шести лет, в этом возрасте начинает формироваться супер эго.

Малыш учится смотреть на себя со стороны, проводить параллель между своими поступками и действиями людей, которые его окружают, они начинают чувствовать вину и стыд. Пока он живет в своем мире игры, закон реальности ему не понятен.

Пятилетка Виталик убежден, что живет он на острове вместе с Тарзаном, Железным человеком и черепашками-ниндзя, а трехлетняя Женя, любит залезать на стол и кричать маме с папой, что это она такая большая выросла и стоит она не на столе, а на своих двух.

И в это время они не врут, они реально верят и пересказывают вам это как свою правду.

Итог

Дети обожают фантазировать. И придуманные друзья – вершина детской фантазии, за которую не стоит ругать малыша.

Необходимо понять, по какой причине у ребенка «завелся» этот друг: потому что просто скучно, потому что у него нет реальных друзей (или они его чем-то не устраивают), потому что ему не хватает родительского внимания?

Вымышленный друг у ребенка – о чем говорит его появление?

Вымышленные друзья у ребенка до какого возраста. Почему появляется воображаемый друг у ребенка. Почему появляется воображаемый друг у детей

«Мама, а у меня есть друг! Он самый лучший, мы с ним играем и веселимся!» — взволновано  говорит малыш маме. Мама очень рада, что ее ребенок уже дружит с кем-то, ведь дружба очень важна в жизни детей.

Но ее радость сменяется растерянностью, а затем и страхом, потому что у малыша друг не настоящий, а придуманный. Сайт для мам supermams.

ru рассказывает, стоит ли паниковать, если у вашего чада появился вымышленный друг.

Почему появляется вымышленный друг?

Психологи говорят, что очень много детей придумывают себе друзей, и что сразу пугаться этого не стоит. Не стоит считать, что эти выдумки – патология или проблема в общении со своими сверстниками.

  В возрасте примерно от 3  до 7 лет одни дети дружат с любимой игрушкой, а другие, если воображение уже хорошо развито, создают себе лучшего друга в мыслях.

Причем вымышленный лучший друг может появиться у любого ребенка вне зависимости от его характера, семейной обстановки.

Причин появления придуманного друга множество.

Фантазии

Причина появления друга-невидимки – обычная бурная фантазия ребенка. Он просто сочинял, придумывал и нафантазировал себе интересного друга. И это абсолютно нормально. Обычно с таким вымышленным другом расстаются быстро, самое позднее к школе.

Здесь более важно поведение родителей. Не нужно одергивать малыша, кричать на него, ругать и угрожать. Не нужно высмеивать его фантазию или говорить: «Прекрати сочинять!», «Да нет такого друга!», «Какая ерунда!».

Поверьте, для вашего малыша друг – сосем не ерунда. И таким поведением вы можете с легкостью простую безобидную фантазию превратить в патологию или добиться того, что ваш ребенок не будет вам доверять.

Еще одно последствие такой вашей реакции – ваш малыш разучится мечтать и фантазировать. Представьте, что ждет малыша в жизни без мечты. А как тяжело ему будет учиться без развитого воображения.

Лучше расспросите подробнее своего малыша про нового вымышленного друга. Проявите интерес, участие. Пусть малыш фантазирует вволю.

Дефицит внимания

Нехватка внимания со стороны родителей также может стать причиной появления невидимки. Ведь если папа на работе, мама тоже занята, никто не может (или не хочет) играть с ребенком. Ему на выручку приходит вымышленный друг, который всегда найдет время на игру с малышом.

В этом случае «друг» — показатель одиночества ребенка.

Боязнь наказания

Иногда придуманный друг спасает малыша от наказания. Возможно, родители слишком строги с малышом и ему приходится находить того, кто будет во всем виноват. Но если «друг» малыша постоянно безобразничает, разбрасывает вещи и игрушки, то вам достаточно сказать своему ребенку, что вы не хотите играть с его другом, потому что он вас сильно огорчает и обижает.

Страхи и проблемы

Бывает, что придуманный друг – показатель страхов ребенка, проблем с общением со сверстниками. Такую причину легко вычислить, ведь тогда малыш отказывается дружить с настоящими детьми и вымышленный лучший  друг не исчезает со временем. Ребенок воспринимает друга слишком серьезно, а все, что с ним происходит, принимает близко к сердцу.

В особых случаях такой «друг» остается на всю жизнь.

Вымышленный друг: что делать?

Для начала, как мы уже выяснили, не нужно пугаться этого друга. Попробуйте поиграть в него с ребенком. А лучше используйте его в своих целях.

Например, можно с помощью такого придуманного друга выяснить, что думает ребенок на самом деле о садике, о воспитателях, о событиях, да и о самих родителях.

Поверьте — то, что ребенок не может сказать вам лично, он обязательно расскажет при помощи своего друга.

Можно использовать такого приятеля и для привлечения ребенка к уборке игрушек, помощи маме по уходу за домом и так далее.

Постарайтесь уделять малышу больше внимания. Показывайте, как сильно вы любите своего ребенка. Ведь, как говорит герой  Ромена Роллана: «Дух создаёт, чего ему недостаёт». Пусть у вашего малыша не будет недостатка в любви.

Очень действенный способ избавления от «друга», если он мешает малышу развиваться и захватил все внимание и пространство малыша, это отправить невидимого приятеля отдыхать, в путешествие. А в это время придумать для своего ребенка интересное занятие, а может игру.

Если ваш ребенок уже постарше, то можно переключить его фантазию про вымышленного друга на придумывание сказок. Рассказать про писателей, которые пишут придуманные истории и сказки. Пусть ваш ребенок попробует свои силы в качестве писателя.

Итак, как мы выяснили, вымышленный друг не всегда свидетельствует о том, что с малышом что-то не так. И порой такой друг может даже помочь родителям в воспитании ребенка.

Самое главное здесь не перегнуть палку и не заигрываться, уметь вовремя остановиться. А еще важнее уметь показывать ребенку свою любовь. Цените своих малышей и не бойтесь показать их значимость для себя. Возможно, тогда вашему ребенку не понадобится вымышленный друг.

Загрузка…

«Воображаемые друзья» у детей дошкольного возраста. Стоит ли беспокоиться?

Вымышленные друзья у ребенка до какого возраста. Почему появляется воображаемый друг у ребенка. Почему появляется воображаемый друг у детей

  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет

Мы учимся дружить, начиная с детства. Эта потребность есть у каждого человека.

Сегодня мы поговорим с вами о такой интересной теме, как воображаемые друзья и воображаемый мир, которым окружают себя дети дошкольного возраста. Число детей, имеющих воображаемых друзей, очень велико.

Это абсолютно нормальное явление, обусловленное развитием воображения и творческих способностей.

Нужно ли бить тревогу, если у ребенка появился воображаемый друг?

Уже в возрасте полутора лет дети играют в воображаемые игры. Они едят воображаемую пищу или едут на воображаемой машине.

И с трёх до пяти лет, в период бурного развития воображения и творческого начала, благодаря которому появляются сюжетно-ролевые игры, появляется и партнёр по таким играм – выдуманный друг.

Он – следствие живого воображения ребенка, однако, существуют и другие причины общения ребёнка со своим внутренним другом, которые скрывают сложности, обиды и переживания.

Причины появления воображаемого друга

Гиперопека. Зажатый в тесные рамки ограничений и запретов, малыш будет выдумывать мир, где можно шалить, гулять сколько хочется, прыгать по лужам и не есть невкусную кашу. С выдуманным другом он попадает в приключения, в которых проявляет себя героем.

Одиночество. Вероятность возникновения выдуманного приятеля резко возрастает, если ваше чадо является единственным ребенком в семье, либо у детей большая возрастная разница. В этом случае специалисты говорят о компенсации недостатка общения, особенно если у малыша нет приятелей его возраста.

Подражание. Обратив внимание на то, как общается ваш карапуз с невидимым товарищем (он либо учит его, либо ругает), вы узнаете свои слова или фразы воспитателя в садике. Дело в том, что все дети стремятся подражать взрослым, хотят казаться старше и влиять на кого-то.

В играх такого рода легко узнать, кто доставляет ребёнку неприятности. Повода для тревоги нет, если кроха при этом ведет себя спокойно и не проявляет агрессии.

Если же он агрессивен, то, вероятно, сам стал жертвой агрессии, и это повод задуматься над своими методами воспитания или расспросить ребенка об отношении к нему в детском саду.

Страхи. Дошкольники находят у своих выдуманных товарищей поддержку, поскольку вдвоем не так страшно переживать пугающие моменты. Вероятность появления такого друга увеличивается, если ребенок стесняется рассказать о своих страхах или родители не слушают его, считая детские тревоги несерьезными.

Боязнь наказания. Взрослым следует задумываться, если малыш, ломая игрушки или устраивая беспорядок, начинает утверждать, что виновен не он, а невидимый мальчик. Вполне возможно, что вы чересчур часто ругаете или наказываете свое чадо по поводу и без.

Как вести себя родителям?

Если ребёнок ничего не говорит о своем друге, то это не значит, что его нет. Родители не всегда могут знать о существовании тайного друга у своего малыша.

Как правило, вымышленные персонажи появляются в детских рисунках, и тут задача родителя или же психолога – «раскрыть» тайного гостя, задавая правильные вопросы. Друг может быть как ребёнком, так и животным, птицей, сказочным существом.

Постарайтесь как можно больше расспросить своё чадо о его друге, покажите своему ребёнку, что вы ему верите и не считаете его выдумку странностью. Не запрещайте эту дружбу и ни в коем случае не говорите, что это вызывает у вас опасения..

Воображаемый друг может вовлекаться ребёнком в активное взаимодействие с семьей. Например, малыш может сказать: «мама, я сейчас пойду в садик, а моя подруга останется дома, ты, пожалуйста, побудь с ней, а то ей одной страшно». Этого не стоит пугаться. Просто пообещайте ребенку, что выполните его просьбу и влейтесь в эту игру.

Если воображаемый друг – единственный товарищ вашего ребёнка, если он занимает главное место в его душе, если игры с ним стали видеть многие люди-это повод для беспокойства и визита к детскому психологу, который поможет разобраться в причинах сильной привязанности к вымышленному персонажу.

Выдуманных друзей вашего малыша не нужно бояться. Они помогают ему справляться с тревожащими переменами и дают возможность приобретать социальные навыки. С ними надо прожить какое-то время, а потом помочь ребёнку отпустить их туда, где им и положено остаться. В детство…

Психолог Наталья Гавришева

Тревожный ли ваш ребенок?

Высокая личностная тревожность может значительно затруднять учебную деятельность ребенка и его социальные контакты. Пройдите тест, созданный специалистами портала Я – родитель и оцените уровень тревожности своего ребенка.

Пройти тест

Воображаемые друзья и их смысл для детей!

Вымышленные друзья у ребенка до какого возраста. Почему появляется воображаемый друг у ребенка. Почему появляется воображаемый друг у детей

Мир маленького ребенка состоит не только из того, что привычно для нас, взрослых. В его реальности есть место для фантазий и сказок. Когда малыш засыпает, он легко переносится в воображаемый мир, где легко соседствуют волшебные и реальные существа, а проснувшись, может увлеченно рассказывать о том, как общался ночью с доброй феей…

Детское воображение начинает развиваться примерно с 2,5 до 3 лет, что можно узнать по появлению в игровой деятельности сюжетных игр, в которых различные предметы или игрушки наделяются определенными свойствами и характером. Более, чем у половины детей это происходит одновременно с появлением одного-двух воображаемых друзей.

Приятели-невидимки бывают разных форм и размеров. Их образ может быть похожим на кого-то, кого ребенок уже знает, либо им может стать сказочный персонаж, герой мультфильма или даже мягкая игрушка. Иногда ребенок целиком выдумывает весь образ своего «друга».

Невидимые друзья могут находиться только в определенных местах, например, под кроватью или в шкафу, а могут появляться и исчезать без всякой видимой причины.

На что обратить внимание

Как правило, воображаемых друзей ребенка не стоит опасаться: их появление — нормальный этап взросления детей от 3 до 7 лет. Для того, чтобы лучше понять, зачем малышу, вымышленный друг, представьте, что он все-таки реален, и попросите ребенка познакомить вас.

Постарайтесь не выражать недоумение и перенеситесь в воображаемый мир своего малыша. Не страшно, что на завтрак придется понарошку накрывать блюда для еще одного «гостя», зато со временем ребенок будет рассказывать вам о своих реальных друзьях, не опасаясь осуждения.

Понаблюдав за игрой ребенка, вы заметите, какую функцию невидимый приятель выполняет. Что это может быть?

  • Чувство контроля: независимо от того, насколько вы позволяете ребенку проявлять самостоятельность, он все равно понимает, что в большинстве случаев родители все контролируют, а не он. Придумывая воображаемых друзей, дети словно обретают чувство контроля, поскольку в мире фантазий именно они говорят своему «другу», что делать и чего не делать.
  • Удовлетворение фантазий: в придуманном мире дети дружат с любимыми героями — Анной и Эльзой, Золушкой и Рапунцель, Трансформером и Человеком-Пауком, — которых они хотели бы встретить в реальной жизни.
  • Повышение уверенности в себе: воображаемый друг не критикует и не осуждает действия ребенка, поэтому с ним можно быть самим собой.
  • Компания для игр: малыш восполняет таким образом недостаток общения со сверстниками.
  • Возможность выразить свое мнение: некоторые дети боятся высказать свое мнение, и тогда они призывают на помощь воображаемых друзей, чтобы сказать что-то вроде: «Мама, моей Алисе не нравится это платье».
  • Использование в качестве козла отпущения: это самый удобный способ уйти от ответственности за проступок и обвинить во всем выдуманного персонажа. Ребенок таким образом создает себе чувство безопасности, пока не научится признавать свои ошибки.

Как видите, нет ничего страшного в том, что малыш выдумывает себе друзей. Однако стоит насторожиться, если ребенок уходит в воображаемый мир настолько, что избегает реального общения.

Как воображаемый друг может помочь в воспитании ребенка?

Дети часто воспринимают любимых персонажей из мультфильмов как реальных существ, отсюда — любовь к одежде, различным аксессуарам и даже мебели с принцессами и супергероями.

Прелесть таких персонажей не в их внешних качествах, а в волшебной силе, которой они наделены.

Маленький ребенок понимает, что его личные возможности ограничены, и, чтобы хоть как-то почувствовать могущество, он переносится в мир фантазий и идентифицирует себя с любимым героем (либо заводит с ним «дружбу»).

Родители могут извлечь из подобных фантазий немало пользы, например, победить страхи ребенка, если рядом окажется храбрый герой (как Моана или Спайдермен), помочь принять какие-то особенности, если малыш их стесняется (как Эльза, которая в конце концов научилась управлять своей магической силой и обрела себя) или научить сына или дочь смотреть на жизнь с оптимизмом (словно Рэйнбоу Дэш из мультфильма «Мой маленький пони»). А закрепить воспитательный эффект помогут правильные «декорации». Вы можете, например, заказать детскую мебель с изображением любимых героев ребенка. Спать, играть и заниматься в одной комнате с любимым мультгероем — настоящее чудо, которое легко воплотить в реальность. Воображаемые друзья или идентификация с персонажем мультфильма — здоровый элемент игры, который помогает ребенку развивать творческие способности и исследовать мир в безопасной среде. Общение с вымышленными персонажами также помогает детям справиться со страхами, тревогой, стрессом и другими сложными эмоциями. Ведь в любимых историях силы добра всегда побеждают!

Источник

Похожие посты

Почему у ребенка появился вымышленный друг?

Вымышленные друзья у ребенка до какого возраста. Почему появляется воображаемый друг у ребенка. Почему появляется воображаемый друг у детей

Как правило, у большинства детей на определенном этапе развития появляется воображаемый друг. Конечно, родители начинают волноваться из-за этого. Но действительно ли стоит беспокоиться?

Безграничная фантазия ребенка нередко удивляет родителей. Если малыш рассказывает, что все конфеты съел не он, а, например, кошка — родные просто смеются.

Но когда ребенок начинает рассказывать о том, как они весело провели время с гномом — у родителей начинается паника.

Кто-то ругает ребенка за подобные выдумки, просит прекратить разговоры о нереальном друге, а кто-то ведет ребенка к психологу. Почему же у ребенка появляются воображаемые друзья?

Большинство психологов утверждают, что появление воображаемого друга у ребенка в возрасте от 3 до 7 лет вполне нормально. Исследования показывают, что 65% детей в этом возрасте имеют вымышленного приятеля. Это может быть как человек, так и любимая игрушка, которая ожила и умеет разговаривать.

Чаще всего воображаемые друзья появляются у детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями. Ребенок не видит в этом ничего удивительного, поэтому рассказывает о своих приятелях родителям. Но некоторые дети решают оставить это в тайне. В таком случае родителям стоит задуматься и начать уделять больше внимания своему малышу, иначе он никогда не научится им доверять.

Когда стоит обратиться к психологу?

Бывают такие случаи, когда ребенок не осознает грань между фантазией и реальностью, не интересуется ничем, кроме вымышленного друга, не идет на контакт с родителями и друзьями, рассказывает ужасные истории, видит вымышленный мир в мрачных красках.

Таким образом малыш может выпускать свои негативные эмоции и переживания. Чаще всего это становится результатом частых конфликтов между родителями, выяснения отношений на глазах у детей.

Тогда стоит всей семьей посетить психолога, чтобы разобраться в сложной ситуации.

19.08.2018

Расскажите об этом друзьям →

Воображаемый друг у ребёнка: 3 причины появления, 5 советов для родителей

Вымышленные друзья у ребенка до какого возраста. Почему появляется воображаемый друг у ребенка. Почему появляется воображаемый друг у детей

Воображаемый друг появляется у ребёнка по причине здоровой и развитой фантазии. Он даёт великолепную возможность выражать собственные эмоции и тренировать коммуникативные навыки.

По утверждениям психологов, у двух третей дошкольников и младшеклассников существуют воображаемые друзья.

Кто знает, может, именно ваше чадо когда-либо поделится с вами необычными историями о своём собственном Карлсоне.

Воображаемый друг – кто это

Если углубиться в дебри психологии, то можно сказать, что это идеал друга, приятеля и партнера по играм. Этот образ ребёнок составляет в своей фантазии и всячески его эксплуатирует. Такие несуществующие приятели могут быть всевозможных форм и габаритов.

Иногда они походят на знакомого человека. В других случаях – на героя детской книжки, кинокартины или мультика. А если фантазии и воображение у ребёнка развиты сверх всякой меры, то вымышленный друг вообще не будет иметь «прототипа».

Подобные невидимые персонажи или всегда рядом с малышом, или же появляются время от времени. Они проживают в его комнате, на чердаке, в подвале или в домике на дереве. А ещё – они возникают тогда, когда это захочется ребёнку.

Обычно воображаемые друзья входят в детскую жизнь в возрасте 2,5-5 лет. Это связано с быстрым, можно даже сказать – стремительным – развитие интеллекта. Столь же бурно формируется воображение, коммуникация. А ещё в этот период на первое место выходит игра, в которой должен быть партнёр. Иногда он бывает ненастоящим.

Через некоторое время (обычно к школе) дети перерастают этих персонажей. К тому же у них появляются реальные приятели, с которым интереснее и увлекательнее совершать разные шалости. К подростковому возрасту в большинстве случае невидимый друг пропадает навсегда. И это абсолютно нормально.

Причины появления вымышленных приятелей

Маленький ребёнок активно приспосабливается к окружающему миру. А этот самый мир не всегда к нему благосклонен. Как следствие, малыш придумывает себе друга, который всегда будет на его стороне. Почему же это явление возникает?

  1. Одиночество. Это одна из косвенных причин появления вымышленного друга. Если ребёнок не может найти реальных партнёров для игр, то невидимый приятель – выход из ситуации. Также подобное явление может возникнуть, если малыш единственный ребёнок в семье.
  2. Стремление к лидерству. Многие дети желать первенствовать, находиться на лидирующих позициях. Однако не у всех получается реализовать свои устремления. В таком случае вымышленный друг – выход из замкнутого круга. Им можно покомандовать, ему можно указывать, он не будет лидировать.
  3. Недостаток впечатлений. Представим, что у ребёнка богатая фантазия. А эмоций и впечатлений не хватает. Следовательно, этот недостаток нужно компенсировать. Но как? Придумав собственного приятеля, который «расскажет» что-то интересное, раскрасит серые будни.

В некоторых случаях воображаемые друзья появляются у детей постарше. И происходит это после травмирующей ситуации. К примеру, после смерти родного человека, любимого животного, развода родителей. Что делать? Не нужно паниковать, а вот с психологом всё же можно проконсультироваться. На всякий случай.

Чтобы не навредить ребёнку, следует правильно понимать ситуацию. Психологи выделяют ряд правил, которые помогут обратить детскую фантазию на пользу самому малышу. Рассмотрим эти рекомендации подробнее.

  • Не смейтесь. Нельзя насмехаться над ребёнком и его невидимым другом. Не следует каждый раз говорить, что «Карлсон» ненастоящий. Старайтесь откликаться на детские просьбы. Вам же не трудно купить лишнюю булочку или поставить стул с приятелем ближе к столу?
  • Не инициируйте общение ребёнка с «невидимкой». Не нужно спрашивать у малыша, как себя чувствует его приятель. Пусть ваш сын или дочка сами вспомнят о нём и выступят инициатором общения.
  • Не разрешайте ребёнку перекладывать ответственность. Малыш перекладывает вину за разбитую чашку на своего приятеля? Не соглашайтесь с такой постановкой вопроса. Напомните, что существуют последствия у любого поступка.
  • Не манипулируйте ребёнком. Не нужно использовать «невидимку» в собственных целях. К примеру, не стоит утверждать, что Карлсон хочет, чтобы малыш скушал овощи. Подобные манипуляции не идут на пользу ребёнку.
  • Поощряйте реальные контакты. Чем больше ребёнок проводит времени с настоящими приятелями, тем лучше. Поэтому следует почаще ходить в гости с малышом, приглашать ровесников к себе. Всё это позволит намного плодотворнее пережить период налаживания социальных контактов.

Таким образом, главная рекомендация родителям – не спорьте и не отговаривайте. Проявляете больше уважения. Со временем эта игра сойдёт на нет, упрёки же и насмешки лишь озлобят ребёнка. К тому же наблюдение за общением малыша с невидимым другом позволит лучше понять его самого. Узнать его желания, увидеть его проблемы.

Заключение

Очень редко воображаемые друзья могут быть признаком серьезных проблем. Если вы волнуетесь по поводу несуществующего приятеля вашего ребенка – например. Если ваш малыш перенес травмирующее событие или воображаемый друг приносит вред ребенку или другим членам семьи – проконсультируйтесь с психологом.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.