Психомоторное развитие ребенка. Все, что нужно знать родителям о психомоторном развитии детей раннего возраста и его особенностях

Содержание

Уровень психомоторного развития у детей раннего возраста

Психомоторное развитие ребенка. Все, что нужно знать родителям о психомоторном развитии детей раннего возраста и его особенностях

На психомоторное развитие малышей до трех лет оказывают влияние многочисленные факторы:

  • наследственность;
  • пол;
  • социальные условия;
  • режим питания и прогулок;
  • состояние здоровья и пр.

Процесс развития напрямую связан с созреванием мозга малышей, с укреплением их связи с окружающим миром. В каждом отдельном случае психомоторное развитие в раннем возрасте протекает по индивидуальному графику, поэтому оценивать его также нужно только в индивидуальном порядке, по результатам динамических наблюдений.

Задержки психомоторного развития могут быть несущественными, а могут быть более чем заметными, касаться одной или нескольких функций, проявляться с неврологическими нарушениями и без них. Оценивать уровень развития детей раннего возраста в этом направлении могут только специалисты и только на основании проведенных обследований.

Между тем, чтобы не упустить момент, когда нужно будет проконсультироваться с доктором, родители должны понимать, что собой представляет психомоторное развитие детей раннего возраста на каждом этапе и какие условия для нормального протекания процесса они должны обеспечить.

Особенно аккуратными нужно быть, оценивая уровень психомоторного развития у детей, появившихся на свет раньше срока или с сильным недобором массы. В этом случае нужно равняться не на общие нормы и показатели, а обращать внимание на соответствие параметров развития малыша степени его недоношенности. Заметный прогресс в этом направлении — это уже прогностический признак.

Оценивать психомоторное развитие ребят раннего возраста нужно только в дифференцированном порядке, с обязательным учетом речи, познавательных функций, тонкой моторики, восприятия и зрительной координации.

Этапы социально-эмоционального развития

Обязательной оценке подвергается социально-эмоциональная сфера психики малышей. В раннем возрасте социально-эмоциональная сфера развивается под сильным влиянием окружающего мира и взрослых, которые создают условия для развития ребенка. Социально-эмоциональное развитие протекает в три основных этапа.

  1. На первом этапе, до 5 месяцев, отмечается развитие недифференцированных привязанностей к взрослым, которые чаще всего находятся возле ребенка. Он радуется их обществу, улыбается, реагирует на обращение, ищет возможности тактильного контакта.
  2. На втором этапе, до года, отмечается развитие привязанностей специфического характера, когда ребенок выделяет кого-то одного из взрослых, не желая с ним расставаться ни на минуту. К концу первого года дети не просто с удовольствием общаются с «фаворитом», но и отказываются от общения с другими людьми, испытывая страх и недоверие к незнакомцам.
  3. На третьем этапе у малышей раннего возраста развиваются многочисленные привязанности. Как правило, в этот период ребенок доверяет и с удовольствием общается не только с мамой или папой, но и с бабушками, дедушками и другими родственниками.

Ниже рассмотрим, что собой представляет психомоторное развитие детей раннего возраста на каждом этапе этого периода, начиная с рождения.

Навыки крохи с первого дня жизни до 6 месяцев

С первых месяцев жизни психомоторное развитие ребенка проявляется улыбкой и желанием общаться – это также называют «синдромом оживления», возникающим в ответ на общение со взрослыми.

Дети до трех месяцев уже пробуют осваивать начальные речевые навыки, произносят короткие слоги, гулят, выражают интонациями настроение.

Нормально развивающиеся малыши к концу этого периода уже достаточно уверенно держат голову как в вертикальном положении, так и в положении на животе, поворачиваются на бок, смотрят на лица, склоненные над ними, и игрушки, следят за движущимися предметами, поворачивают голову на источник звука.

С четырех месяцев психомоторное развитие малыша проявляется следующими достижениями:

  • кроха поворачивается на живот из положения на спине и обратно;
  • упирается ладонями на прямых руках в поверхность опоры, лежа на животе;
  • упирается ногами в поверхность при удерживании под мышки;
  • при поддерживании за туловище пружинит ногами на опоре;
  • ищет источник звука;
  • интересуется игрушками и тянется к ним руками;
  • перекладывает игрушки в разные руки;
  • гулит долго и нараспев;
  • смеется в ответ на дружелюбное обращение к нему;
  • узнает близких и проявляет активность при их приближении.

Ближе к концу 6 месяцев многие дети начинают осваивать навыки сидения – это значительно упрощает им задачу по поиску и «добыче» игрушек, чем они с удовольствием и занимаются в часы бодрствования.

В этот период лучшие способы ускорить психомоторное развитие детей — постоянное общение, массаж тела и конечностей, совместные «прогулки» с крохой на руках, способствующие укреплению эмоциональной связи с родителями.

Навыки малыша с 7 до 9 месяцев

Психомоторное развитие ребенка в этот период могут охарактеризовать следующие навыки:

  • ребенок садится, если его потянуть за руки;
  • сидит без поддержки, тянется за игрушками, раскачивается, пробует ползать;
  • стоит, удерживаясь за опору, пробует переступать вдоль нее;
  • достает игрушки, изменяя положение тела;
  • использует пинцетный захват для игр с мелкими предметами;
  • складывает пирамидку;
  • стучит, бросает игрушки, наблюдает за эффектом падения;
  • ест с ложки и пьет из чашки;
  • опасается незнакомых, доверяет близким;
  • рассматривает новых людей до того, как наладить контакт;
  • лепечет, окрашивая лепет интонациями;
  • машет головой в знак отрицания и кивает, соглашаясь;
  • отзывается на имя;
  • специально бросает игрушки и наблюдает за тем, как взрослые их поднимают.

В этот период малыши учатся самостоятельно себя развлекать с помощью игрушек, не всегда нуждаясь в обществе взрослых.

Основные навыки малыша с 10 до 18 месяцев

С 10 месяцев и до 1,5 лет малыш успеет освоить еще целый набор полезных навыков, упрощающих жизнь ему и родителям:

  • кроха научится ползать и ходить;
  • изучит назначение большинства знакомых ему предметов;
  • научится не только раскидывать, но и собирать игрушки;
  • будет уверенно пить из чашки и есть ложкой самостоятельно;
  • сможет выполнять простые просьбы;
  • с удовольствием будет слушать, когда ему читают или поют песни;
  • просто сможет налаживать контакт с новыми людьми;
  • будет копировать манеру поведения взрослых;
  • с удовольствием будет играть с другими детьми, проявляя положительные эмоции;
  • сможет показать свою любовь родителям, будет искренне радоваться похвале;
  • научится танцевать и петь;
  • сможет голосом и интонациями объяснить основные желания;
  • научится понимать запреты;
  • сможет различать формы и основные цвета предметов, ориентироваться в их размерах;
  • будет пытаться использовать в речи простые слова и пр.

Родителям малышей в этот период стоит обратить внимание на задержки в росте и наборе массы, сильно бросающиеся в глаза, а также на нежелание крохи общаться даже с близкими людьми, на резкие или слабые реакции при внешних изменениях окружающего мира, на неспособность использовать указательный жест, равнодушное отношение к чужим без специального их выделения.

Все эти моменты могут указывать на то, что психомоторное развитие протекает с нарушениями. Диагностика в раннем возрасте и своевременная коррекционная работа с ребенком сможет помочь решить проблему задержки психомоторного развития в большинстве случаев.

Как развивается кроха с 1,5 до 2,5 лет?

Начиная с полутора лет, малыш порадует родителей новыми достижениями. Он научится:

  • прыгать, бегать, преодолевать простые препятствия;
  • частично самостоятельно раздеваться и одеваться;
  • понимать смысл сказок и рассказов с картинками;
  • давать ответы на простые вопросы;
  • строить башни из кубиков;
  • говорить простыми предложениями.

Ближе к двум годам малыш сможет:

  • уверенно и аккуратно есть ложкой;
  • преодолевать препятствия высотой до 20 см;
  • использовать местоимения и задавать вопросы;
  • различать понятия прошедшего, настоящего и будущего времени;
  • называть основные формы предметов, перечислять цвета;
  • конструировать и давать названия своим «творениям» и пр.

Кроме того, в этом возрасте дети начинают играть в сюжетно-ролевые игры, таким образом познавая окружающий мир, изучая поведение и взаимоотношения взрослых.

Родителям в этом возрасте стоит обратить внимание, если ребенок ходит на носках неуверенно и покачиваясь, не проявляет живого интереса к окружающей действительности, любит одиночество, не играет игрушками, не пытается копировать действия взрослых, не знает своего имени, проявляет бурную реакцию в ответ на запрет. Все эти факторы являются основанием для того, чтобы проконсультироваться с педиатром, который сможет проанализировать психомоторное развитие малыша и дать рекомендации.

Навыки детей с 2,5 до 3 лет

В заключительной стадии раннего возраста малыши умеют:

  • преодолевать препятствия до 30 см высотой;
  • одеваться и раздеваться без помощи;
  • пользоваться салфетками и носовым платком;
  • использовать предметы-заместители в играх;
  • рисовать и лепить и т.д.

Родителям, отслеживающим психомоторное развитие детей в раннем возрасте, нужно обратить внимание на серьезные отклонения от общих норм роста и веса, неспособность малыша преодолевать препятствия и постоянные падения, отсутствие интереса к играм, сложности в речевом отношении и проблемы с самообладанием, а также непонимание и нежелание выполнять простые просьбы.

Психомоторное развитие ребенка: особенности, этапы и рекомендации

Психомоторное развитие ребенка. Все, что нужно знать родителям о психомоторном развитии детей раннего возраста и его особенностях

Любимый, долгожданный ребенок для родителей – не только радость, но и ответственность.

Ведь до тех пор, пока малыш не в состоянии самостоятельно передвигаться, делать выбор, разговаривать, именно мама с папой становятся его опорой и стимулом для развития.

Какую информацию необходимо знать взрослым о психомоторном развитии ребенка, чтобы иметь возможность вовремя отреагировать на возникшие трудности?

Как определить нормальное развитие младенца

Важность периода внутриутробного развития и появления на свет велика. К моменту рождения многие системы и органы находятся в состоянии развития, и до функциональной зрелости еще очень далеко. Для выживания ребенка в новой (агрессивной) среде необходимо обеспечить соответствующий уход и условия.

Адаптация ребенка к окружающей среде и его физиологическая сформированность оцениваются в первые минуты появления на свет по шкале Апгар (названа по фамилии врача, создавшего ее). Замеры проводятся на первой, пятой и десятой минутах жизни. Если показатели изменяются в сторону увеличения, констатируется факт хорошей адаптации малыша к окружающей обстановке.

В таблице отражено пять показателей жизнеспособности организма новорожденного: цвет кожи, сердцебиение, рефлексы, дыхание, мышечный тонус. Оценка от семи до десяти баллов подразумевает хорошее, своевременное психомоторное развитие ребенка в будущем.

Если оценка после первого и второго замера осталась на низком уровне, врачи диагностируют нарушенное развитие и назначают соответствующее медицинское сопровождение.

Этап появления на свет ребенка влияет на формирование всей последующей жизни человека, поэтому недооценивать его нельзя.

Что включает в себя термин “психомоторное развитие”

Созревание нервной системы и центров головного мозга у детей проходит от рождения до семи лет. Окончательное физиологическое формирование завершается к юности. В связи с этим отмечается гетерохронность развития психического и физического развития.

В педагогике и психологии фраза «психомоторное развитие» подразумевает своевременное формирование таких характеристик, как моторика, статическая работа мышц, сенсорные ощущения, мышление, речь, социальная адаптированность.

Для составления достоверной картины актуального развития ребенка сравнивают его показатели с достижениями нормально развивающегося одногодки. Шкалы нормативного психомоторного развития для каждого периода жизни ребенка разработаны на основе многолетних наблюдений врачей и педагогов, основаны на практических исследованиях.

Однако очень часто слова специалиста о несоответствии развития малыша нормативному минимуму разбиваются о стену непонимания и протеста родителей.

Почему важно следить за психомоторным развитием ребенка и вовремя коррегировать его:

  • дети, способности и умения которых формируются вовремя (по шкале), стопроцентно успешно справляются с обучением, имеют хорошую базу для становления самодостаточной личности, хорошо адаптируются в социальной среде;
  • если отклонение в психомоторном развитии происходит по всем параметрам в сторону уменьшения, то в данной ситуации для выравнивания процессов необходима помощь специалистов (часто узкопрофильных), сами родители с такой проблемой справиться не в состоянии;
  • в случае если способности и умения малыша опережают возрастную норму, также не стоит расслабляться, ведь с талантливыми детьми работать нужно с учетом их индивидуальных особенностей.

Периодизация развития ребенка

Наступление кризисных периодов в детстве имеет прямую корреляцию с формированием новых умений, навыков, созреванием нервной системы и отделов головного мозга. Одним словом, это скачкообразная перестройка организма, которая и вызывает у малыша определенный «дискомфорт», и не только у него. Родителям приходится переживать вместе с детьми шесть этапов взросления:

  • новорожденность (адаптация к среде обитания);
  • кризис одного года (связан со сменой положения в пространстве, началом хождения);
  • кризис трех лет (условно этот период может начаться с полутора до трех лет, связан с выделением ребенком своего «Я»);
  • кризис семи лет (начинается с шести и может проявляться до восьмилетнего возраста, связан с формированием словесно-логического мышления);
  • кризис пубертатного периода (с одиннадцати до пятнадцати лет, имеет физиологическую основу);
  • кризис юности (наступает с пятнадцати и может длиться до восемнадцати лет, связан с формированием личности).

Прослеживается закономерность: чем лучше готовы родители к проявлению новых навыков у детей, тем благополучнее протекают кризисные этапы для воспитанников. Конечно же, нельзя забывать, что мальчики и девочки формируются и развиваются «на разных скоростях» благодаря отличию физиологической природы.

Шкала нормативного физического и психомоторного развития детей учитывает все особенности формирования ребенка. В большинстве случаев достаточно вовремя уделить немного внимания формированию того или иного навыка, не упуская сенситивного периода, и малыш даже не вспомнит, что сталкивался с какими-то проблемами.

Если же у малютки наблюдается системная задержка психомоторного развития, то полумерами положение не исправить. Обычно такая картина наблюдается при серьезном нарушении формирования органических процессов, следовательно, выровнять развитие ребенка без помощи специалистов практически невозможно.

Формирование личности ребенка до трех лет

Для простоты использования шкалы нормального развития малыша ее размещают практически во всех «Дневниках развития ребенка». Существуют разные виды, формы и издания этого пособия, но суть неизменна: помощь родителям.

Общение, речь, мышление и самообслуживание также формируются на протяжении длительного времени и имеют свои возрастные вехи.

Психомоторное развитие до года проходит очень активно, подготавливая организм ребенка к прямохождению. К трехлетнему возрасту малыш уже готов к коммуникации с окружающими людьми.

В случае задержки психомоторного развития такой эффект, в зависимости от тяжести нарушения, наблюдается в возрасте 4-5 лет.

Личностные особенности дошкольника

С 3 до 7 лет дети активно осваивают пространство через подвижные игры, разные виды деятельности и спорта. Самостоятельное передвижение дает возможность изучать пространство и предметы окружающего мира.

Стоит отметить, что уровень психомоторного развития дошкольников зависит не только от способностей детей, но и от желания взрослого обучать ребят. Навыки и умения, приобретаемые воспитанниками в это время, носят больше социальный характер и зависят от правильного научения.

Роль взрослого в формировании личности ребенка только возрастает.

В повседневной жизни ребенок становится более самостоятельным, усваивает навыки самообслуживания (умывается, одевается, убирает за собой, правильно ест). При помощи взрослых осваивает и научается независимому выполнению многих физических упражнений (ездит на двухколесном велосипеде, играет в теннис и другие подвижные игры, требующие координации движений).

Научается различать основные сенсорные эталоны (форма, цвет, фактура, объем и т.д.), овладевает графическими навыками.

При условии нормы развития к семи годам ребенок овладевает образной стороной высказывания (не только понимает образное сравнение, но и применяет самостоятельно), умеет правильно артикулировать все звуки родной речи и интонационно выстраивать высказывание.

Что значит готовность к школе

Успешно пройдя период «почемучки» и «фантазера», ребенок готовится к поступлению в школу.

С целью изучения особенностей психомоторного развития детей психологи и логопеды проводят тесты, по результатам которых рекомендуют поступление в первый класс или другие варианты обучения.

К сожалению, родители редко прислушиваются к рекомендациям специалистов, надеясь на «авось перерастет», «впереди целое лето, повзрослеет» и т.д.

Одно дело, если у малыша выпадают 1-2 функции, которые при должной педагогической поддержке выравниваются достаточно быстро. Но если ребенку рекомендована программа по компенсации задержки психомоторного развития у детей, то приоритет просто очевиден. Опять же, к сожалению, не для всех родителей.

Важность выбора образовательного маршрута

Часто нарушение психомоторного развития вызвано такими факторами, как развивающаяся глухота, слепота, дементные процессы нервной системы, тяжелые заболевания нервной системы (например, ДЦП, органическая форма ЗПР), педагогическая запущенность.

В таких случаях детям рекомендуют разные образовательные маршруты, которые подбираются специалистами в соответствии с существующими проблемами.

Стоит заметить, что программы адаптированы к обучению детей с разными образовательными потребностями, но родители часто не в состоянии оценить реальное положение вещей мотивируя свой отказ фразой «мой ребенок не хуже остальных».

На самом деле он не хуже и не лучше, просто у него другие потребности, которые он не удовлетворит, обучаясь по обыкновенной школьной программе. Обучение в итоге для ребенка в лучшем случае станет настоящей каторгой, если не вызовет сопутствующего заикания. Но об этом взрослые задумываются редко.

Дети с особенным развитием

Первое, в чем нуждаются особенные дети – это понимание взрослыми этой особенности и предъявления требований с учетом существующей ситуации. Одинаковых людей нет, поэтому что благо для одного, для другого – смерти подобно.

Принцип «быть как все» работает только во вред ребенку. Дети все разные, но им одинаково хочется испытывать радость победы, прикосновения к чему-то новому, безусловную любовь родителей.

Поэтому взрослым стоит взвесить все за и против? принимая решение о дальнейшей судьбе особенного ребенка.

Младший школьник: нужна ли ему помощь

Поступление в первый класс – это, прежде всего, стресс. Ожидаемый, контролируемый, дозированный (в определенной степени), но все же… Если в детском саду ребенок чувствовал себя как рыба в воде, то в школе на первое место выходит процесс обучения, поэтому помощь взрослых просто необходима. Иногда поддержка и уверенность родителей в успехах ученика позволяют «дышать свободнее».

Рекомендации для родителей

Психомоторное развитие малышей должно проходить под пристальным контролем родителей. В возрасте от 0 до 3 лет многие проблемы можно снять при помощи детского массажа. Специалистов такого класса найти трудно, но возможно.

Проблемы, возникающие в раннем детстве, в основном достаточно быстро коррегируются благодаря обилию сенситивных периодов на этом промежутке жизни. Поэтому решение их нельзя откладывать на потом – будет уже поздно.

Выбор образовательного маршрута ребенка должен обосновываться не требованиями родителя к ребенку, а потребностями последнего в развитии и образовании.

Во время принятия какого-либо решения помните: дети рассчитывают на безусловную любовь родителей.

Одинаковых людей нет, поэтому берегите неповторимый мир своего ребенка.

Психомоторное развитие ребенка Первый семейный портал Казахстана

Психомоторное развитие ребенка. Все, что нужно знать родителям о психомоторном развитии детей раннего возраста и его особенностях

Психомоторное развитие ребенка – это совокупность его умений, способностей, движений и психических реакций. Чтобы понять термин «психомоторное развитие» лучше, можно разделить его на составляющие.

Психическая часть выражает речевые навыки и адаптационные умения. Моторная часть, в свою очередь, включает развитие ручной активности. Особое внимание психомоторному развитию ребенку уделяют именно в первый год жизни.

Предлагаем вашему вниманию календарь психомоторного развития детей с подробным описанием.

Все мы знакомы с мнением «каждый ребенок развивается в индивидуальном ритме». Но абсолютно естественно, что родители внимательно следят за развитием своего малыша, чтобы не пропустить каких-либо отклонений.

Для того, чтобы мамы и папы не приписывали по пустякам своему крохе задержку психомоторного развития, а также не пропустили важные изменения в жизни крохи, ВОЗом был создан специальный календарь психомоторного развития от рождения до года. По нему можно сверять, правильно ли растет ваш малыш.

Но не нужно воспринимать эту информацию как «золотую истину» и считать, что если малыш в первый день 5-го месяца не умеет выполнять один из указанных пунктов, то у него задержка психомоторного развития.

Считается, что отставание в формировании определенных навыков на месяц или меньше по сравнению с календарем не означает проблем со здоровьем. Обследование у невролога показано тем малышам, у которых наблюдается отсутствие положительной динамики развития психомоторных функций более 1 месяца.

1 месяц

  • Выражены безусловные рефлексы: (сосательный, хватательный), ползание.
  • Начинает держать голову по нескольку минут в горизонтальном положении, лежит на животе в конце месяца.
  • Появляется кратковременное рассматривание внешней среды и слуховое сосредоточение.
  • Появление «гуления» одиночными звуками в конце месяца, произносит гласные звуки между «а» и «е».
  • Реагирует неудовольствием на сильные звуковые и световые раздражители. Увидев лицо, на миг останавливает взгляд на нем.

2 месяц

  • Младенец вращает головой в разные стороны.
  • Начинает держать голову по несколько минут в вертикальном положении.
  • Возникает длительная зрительная реакция на движущийся предмет. Сосредоточение на звук.
  • Часто можно услышать короткое «гуление».
  • Реагирует улыбкой на разговор. Фиксирует взгляд на лице, которое движется.

3 месяц

  • Малыш начинает исчезать большинство безусловных рефлексов. Тянется за игрушкой.
  • Хорошо держит голову.
  • В ответ на звуковые раздражители и яркие предметы появляется сосредоточение, активная реакция.
  • Частое, длительное «гуление». Первые звуки, составляющие цепочки.
  • Отвечает комплексом оживления в ответ на эмоциональное общение.

4 месяц

  • Появляются направленные движения рук: малыш все лучше берет игрушку. Пробует переворачиваться со спины на бок.
  • В вертикальном положении появляются первые проявления опоры ногами. В положении на животе чувствуется уверенная опора на предплечья.
  • Кроме четкой фиксации внимания на звук или предмет, характерным является комплекс оживления при встрече с родными людьми. Впервые начинает узнавать маму. Рассматривает игрушку в своей руке.
  • Частое длительное, нараспев, «гуление» разными звуками. Появляются губно-губные согласные «м», «б», крики радости.
  • Громко смеется в ответ на эмоциональное словесное обращение.

5 месяц

  • Начинает поворачиваться со спины на живот. Тянется рукой к игрушке и прикасается к ней.
  • Стоит при поддержке за подмышки, опирается на кончики пальцев.
  • Кроме все более четкой реакции на звуки, характерно обращение внимания на яркий предмет. Первые проявления распознавания своих и чужих людей, радость при появлении другого ребенка.
  • Ритмичные цепочки звуков.
  • Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, реагирует на строгие и ласковые интонации. Громко смеется, когда к ребенку обращаются.

6 месяц

  • Активно переворачивается со спины на живот, начинает переворачиваться с живота на спину. Хватает целенаправленно предложенную игрушку, перекладывает ее из одной руки в другую.
  • В положении на животе опирается на вытянутые руки или полностью открытые ладони.
  • Все более адекватная реакция при появлении матери, отца и чужого человека. Следит за игрушкой, которая упала вниз.
  • Лепетание: последовательное присоединение разнообразных выразительных слогов с изменением силы звука и высоты тона.
  • Эмоции дифференцированы, тянет ручки, чтобы взяли на руки. По-разному ведет себя со знакомыми и незнакомыми.

7 месяц

  • Лежа на спине играет ногами (координация «рука-нога»). Перекладывает игрушки с одного места на другое, из руки в руку.
  • Сидит с прямой спиной. При поддержке за туловище, на твердой основе пружинит (танцует).
  • Пытается достать предмет, если это можно сделать, изменив положение тела.
  • Продолжает лепетать.
  • Включается в игру, повторяя взрослых, начинает требовать внимания к себе самого близкого человека (чаще всего матери).

8 месяц

  • Хватает каждой рукой по кубику и держит их непродолжительное время.
  • Ползает на животе, переставляя вперед руки. Самостоятельно ложится, садится, поднимается.
  • При соответствующем развитии навыков, обучается показывать ручками «до свидания», «ладушки». Кивание головы показывает согласие «да», отрицание «нет».
  • Хорошо лепечет, ясно произносит звуки «ба», «ма», «да».
  • Адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение. Наблюдает за действиями других детей, смеется, лепечет.

9 месяц

  • Может самостоятельно играть с различными игрушками. Умышленно сбрасывает предметы.
  • Раскачивается на руках и коленях. Сидит свободно. При поддержке за руки стоит.
  • Адекватно отвечает действиями на простые вопросы и просьбы «дай мне куклу», «посиди здесь». Знает свое имя. Реагирует на музыкальные звуки танцевальными движениями.
  • Четкое удвоение слогов.
  • Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, словесном уровнях. Повторяет действия других детей.

10 месяц

  • Количество целенаправленных движений увеличивается: составляет пирамидку, кладет игрушки на место, закрывает ящики и др. Появляется «пинцетный» захват: берет маленький предмет вытянутым указательным и большим пальцами.
  • Можно вести, поддерживая за одну руку. Ползает на поверхностях разной высоты, многие дети самостоятельно стоят, придерживаясь за любой предмет.
  • Все более выражены и обогащены указанные ранее проявления. Повторяет движения взрослых: «разговаривает по телефону», «помешивает кашу». Специально бросает игрушку.
  • Корректное в звуковом плане повторение известных слогов. Появляются первые слова, которые ребенок понимает, в словарном запасе несколько слов. Вступает в диалог.
  • Эмоциональное состояние отчетливо проявляется разнообразными мимическими движениями, ыми реакциями. Реагирует на все новое удивлением. Играет с другими детьми одной игрушкой.

11 месяц

  • «Щипцовый» захват: схватывает маленький предмет подушечками изогнутого указательного и большого пальцев.
  • Ползает на руках и коленях с перекрестной координацией. Стоит без опоры. При поддержке за обе руки, делает шаги вперед.
  • Выполняет простые требования и просьбы. Ориентируется в понятиях «можно», «нельзя», понимает запреты: «сиди тихо», «не бери». У ребенка появляются первые друзья, с которыми он играет.
  • Односложные слова вытесняются двухсложными. Употребляет слова упрощенного варианта «ляля», «нозя», «цаца».
  • Машет рукой на прощание. Радуется приходу детей. Выборочное отношение к разным детям.

12 месяц

  • Может играть с игрушками по часу и больше.
  • Ходит вдоль стены при поддержке за одну руку или самостоятельно.
  • Выполняет все более сложные требования и просьбы, понимая их. Количество проявлений реакции на внешнюю среду увеличивается.
  • Языковой запас: 8-12 слов.
  • Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом. Ищет игрушки, которые спрятаны. По просьбе обнимает родителей, стремится к одобрению, подтверждению своего успеха близким человеком.

Занятия на развитие психомоторных процессов и сенсорики

Если у ребенка была замечена задержка развития, родителям стоит поискать подходящие занятия на развитие психомоторных процессов и сенсорики. Они предназначены для детей раннего возраста.

Программа коррекции включает работу над сенсорным восприятием ребенка, развитием мелкой и общей моторики, а также координации движений. Также педагоги обращают внимание на формирование эмоционального воспитания, речи и коммуникативных функций. Такие занятия ведутся в игровой форме.

Для работы воспитатели используют предметные игрушки, сенсорные дидактические игры, напольные и настольные игры, а также посещение «сухого» бассейна из шариков.

“Таблица роста и веса детей”

Психомоторное развитие ребенка: нормы и отклонения

Психомоторное развитие ребенка. Все, что нужно знать родителям о психомоторном развитии детей раннего возраста и его особенностях

Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем.

Это не только повод похвастаться перед досужими соседями, но и желание понимать, что у ребенка нет серьезных отклонений: он вовремя приобретает двигательные, речевые, игровые и другие навыки.

Речь идет о психомоторном развитии ребенка. Вовремя обнаружив некоторые признаки отставания в нем, можно успеть многое компенсировать к старшему возрасту.

Что такое психомоторное развитие?

Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей.

Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются.

Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.

Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения.

Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах.

При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями.

Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив. Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.

Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса».

Основные периоды психомоторного развития

В современной педиатрии принято выделять 6 основных этапов психомоторного развития детей:

  1. с рождения до 1 месяца;
  2. с 1 до 3 месяцев;
  3. с 3 до 6 месяцев;
  4. с 6 до 9 месяцев;
  5. с 9 до 12 месяцев;
  6. с 1 года до 3 лет.

На правильное психомоторное развитие ребенка раннего возраста на каждом этапе влияет множество факторов:

  • генетические (малыш может немного отставать от сверстников, имея к этому генетическую предрасположенность, – его родители или бабушка с дедушкой тоже развивались с опозданием);
  • наследственные – наличие наследственных заболеваний может стать причиной отставания ребенка в развитии;
  • экологические (территория с плохой экологией – фактор риска рождения больных деток, которые будут отставать от общепринятых норм развития);
  • сложное течение беременности (заболевания матери, инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода) также в дальнейшем могут привести к трудностям;
  • тяжелые роды, особенно с использованием стимуляции или щипцов, родовые травмы часто приводят к проблемам со здоровьем и развитием новорожденного;
  • социальное окружение (неблагоприятная обстановка, асоциальные родители, постоянные стрессы);
  • материально-бытовые условия – отсутствие самого необходимого для ребенка (полноценного питания, развивающих игрушек);
  • недостаточное внимание к малышу со стороны родителей, когда с крохой мало разговаривают, играют, ласкают его, часто провоцирует психомоторные задержки.

На первом году жизни

На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.

  1. 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
  2. 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
  3. 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
  4. 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
  5. 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
  6. 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
  7. 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
  8. 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
  9. 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
  10. 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
  11. 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
  12. 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).

Нет ли отклонений?

В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них.

Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей.

Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.

Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.

ВозрастОбласть развитияПоказатели
1 год и 3 месяцаПассивная речьБыстро растет число понимаемых слов
Активная речьРастет словарный запас
Сенсорное развитиеРебенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см
ИгрыПовторяет знакомые действия
ДвижениеАктивно ходит, может приседать, пятиться назад
НавыкиСам ест ложкой жидкую еду
1 год и 6 месяцевПассивная речьМожет обобщить предметы по значимым признакам
Активная речьИспользует в общении сложные слова
Сенсорное развитиеЗнает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик
ИгрыКопирует часто повторяемые действия взрослых
ДвиженияМожет перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами
НавыкиМожет сам кушать ложкой жидкую пищу
1 год 9 месяцевПассивная речьВоспринимает рассказ по картинке
Активная речьУпотребляет глаголы, отвечает на простые вопросы
Сенсорное развитиеРазличает предметы по размеру с разницей в 3 см
ИгрыМожет строить башенки, домики из кубиков
ДвиженияМожет ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см
НавыкиЧастично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей
2 годаПассивная речьМожет понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях
Активная речьИспользует в речи глаголы, местоимения, прилагательные
Сенсорное развитиеМожет подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные
ИгрыВоспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий
ДвиженияПреодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см
НавыкиЧастично одевается сам, частично – с помощью родителей

Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице.

Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто.

Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).

Если у вас есть старшие дети, не игнорируйте данные подобных таблиц, считая, что у вас уже достаточно опыта. Каждый ребенок развивается по своему неповторимому плану.

То, что умели старшие, может не уметь в том же возрасте младший, и наоборот. Таблица поможет четко отслеживать динамику происходящих изменений от этапа к этапу.

Зная особенности психомоторного развития детей на каждом этапе, легко выявить отклонения.

И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.

Динамика развития с точки зрения врачей

Если родители своевременно показывают ребенка педиатру, возможные проблемы он обнаружит во время таких визитов. Важно знать, что плановое посещение педиатра до года происходит ежемесячно, от года до двух лет – раз в три месяца, до 3 лет – ежегодно.

Во время таких осмотров доктор не только оценивает антропометрические изменения, но и обращает внимание на соответствие уровня психомоторного развития малыша его возрасту.

Сравнивая навыки ребенка с таблицей, доктор может сделать вывод о своевременном, опережающем или отстающем развитии.

Например, на первом году жизни малыша педиатр может назначить консультации других специалистов или дополнительные обследования, если у ребенка обнаружатся:

  • слабая подвижность, вялость мышц;
  • вялое сосание либо вовсе отказ от груди;
  • пониженные реакции на звуковые и световые раздражители;
  • равнодушие к игрушкам, неумение играть;
  • скудость или полное отсутствие эмоций;
  • задержка речевых навыков (например, гуления в 5 – 6 месяцев);
  • невыраженная реакция на родителей или полное ее отсутствие;
  • отсутствие разделения людей на родных и посторонних;
  • проблемы с координацией, отсутствие манипуляций с предметами.

После обследований специалисты могут сделать заключение о той или иной степени задержки психомоторного развития малыша.

  • Легкая степень – малыш отстает от нормы не более чем на 3 месяца.
  • Средняя степень – отставание от 3 до 6 месяцев.
  • Тяжелая степень – задержка развития более чем на 6 месяцев.

В зависимости от тяжести отставания будет выбрана схема дальнейшего лечения, коррекции и реабилитации ребенка. Успех этих мер во многом зависит от того, как быстро отклонения были обнаружены. Именно поэтому так важно заметить начало проблемы своевременно.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.