План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: «Фрукты». Конспект занятия на тему: «Фрукты» в средней группе

Подробности Наливайкина Людмила 25 Февраль 2013

Чем фрукты отличаются от овощей? Почему яблоко – это фрукт, а морковь – это овощ? Чтобы разобраться в этом вопросе вместе с ребенком, я предлагаю провести цикл занятий на фруктово-овощную тему. На первом занятии мы уделим внимание фруктам, затем пройдемся по овощам, а на третьем обобщающем занятии будем играть и с овощами и с фруктами.

Итак, перед вами развивающее занятие (2-3 года) на тему “Фрукты” (конспект). 

Содержание

Знакомимся с понятием «Фрукт» – смотрим презентацию

Посмотрите с ребенком развивающую презентацию «Фрукты и овощи». Презентация посвящена и фруктам и овощам. Поэтому предлагаю посмотреть только первую часть презентации, посвященную фруктам (до слайда №8, который рассказывает о том, что такое фруктовый сад).

Конечно же можно презентацию не смотреть, а просто побеседовать с ребенком на тему о том, что такое фрукты, где они растут, посмотреть картинки в книжках или карточки.

Музыкальное развитие

Предлагаем ребенку: «Давай сядем на автобус и поедем во фруктовый сад!». Организуем автобус: сажаем малыша на подушечку («автобусное сидение») на пол, рядом можно усадить других пассажиров (мягкие игрушки). Когда автобус готов, включаем песенку Железновых «Автобус» (ее можно послушать здесь) и отправляемся в путь (выполняем движения из песни).

 «Сидим, из окошечка глядим, назад, вперед» – крутим головой «назад»-«вперед».

«Ну что ж автобус не везет?» – грозим пальчиком.

«Колеса закружились, вперед мы покатились» – делаем круговые движения руками, имитируем движение колес.

«А щетки по стеклу шуршат» – изображаем руками скользящие по лобовому стеклу автомобильные щетки.

«И мы не просто так сидим, а гудим» – нажимаем ладошкой на воображаемый руль – «гудим».

«Пускай автобус наш трясет» – мама берет подушечку, на которой сидит малыш, и слегка ее «трясет».

Физическое развитие – учимся ловить мяч

В этой игре мы будем учиться ловить предметы. Кроме того, ребенок, играя, будет незаметно закреплять в памяти такие понятия как: “фрукты растут на деревьях”, “фрукты растут в саду”, “люди собирают фрукты с деревьев” и т.п.

Для игры я предлагаю использовать настоящие твердые фрукты (яблоки, бананы, мандарины) –  детям обычно это очень нравится (они вообще обожают игрушки из природных материалов).

Но если подходящих фруктов в доме не нашлось, их можно заменить небольшими мячиками, клубочками и т.п.

Суть игры:

Для начала создадим атмосферу – прогуляемся по комнате за руку с ребенком, объясняя, что мы приехали во фруктовый сад, в котором растет много деревьев. Сообщаем, что нам нужно набрать много вкусных фруктов, чтобы отвезти их домой. «Давай подойдем к дереву и начнем собирать фрукты».

Мама становится «деревом» – берет в руки несколько фруктов, поднимает их на небольшую высоту и просит ребенка подставить ладошки, чтобы он «поймал» фрукт. Бросаем фрукты в ладошки малыша, учим его их ловить.

Затем можно поменяться ролями – ребенок может стать «деревом» (поднять ручки вверх, покачаться из стороны в стороны на ветру, покачать «веточками»-руками, пошевелить пальчиками- «листиками» и кидать фрукты маме).

Собранный урожай складываем в мешочек (они нам пригодятся для другой игры).

В процессе игры можно почитать стихи:

Яблоко.

Что за грохот – бум-бум-бум – Яблочко упало! В травке яблочко найдём,

Чтобы не пропало.

Грушка

Грушка – грушка – высоко! К ней добраться нелегко! Вся поспела – погляди!

Грушка – грушка – упади.

Учимся сортировать – развиваем логику. 

После того, как фрукты собраны, займемся их сортировкой. Лучше, чтобы в игре присутствовало не больше 3-4 разновидностей фруктов. Сообщаем, что яблоки  мы отдадим зайчику, мандаринки – мишке и т.п.

В игру можно добавить также еще одного зверька, который «такой смешной! ест разную чепуху, а фрукты не любит».

Лучше чтобы эти предметы были очень разными (так ребенок будет проводить сортировку не только фруктов, но и по принципу “съедобное – несъедобное”).

Сортируем фрукты, раздавая их зверям, странному зверьку даем «не фрукты» – различные предметы:

Если ребенок ошибается и дает зверьку неправильный фрукт – зверек начинает фыркать и возмущаться, что «это» он есть не будет!

Фруктовое дерево. 

Для этого занятия я изготовила вот такое пособие (дерево с кармашками, куда опускают карточки с фруктами):

Карточки с фруктами можно нарисовать или скачать здесь

Делается оно очень быстро. (Наше первое пособие на эту тему я вообще сделала за 10 минут. Оно правда не самое красивое – зато быстро и просто, и Даша с удовольствием с ним играла).

Суть игры:  мы «закрепляем», что фрукты растут «высоко» над землей – на деревьях или высоких кустах, Каждый фрукт мы озвучиваем (это яблоко, яблоко – это фрукт) и “вешаем” его туда, где оно обычно растет – на дерево (кладем в карманчик).

Во время игры развиваются детские пальчики, закрепляется понятие “фрукт”.

Ну и конечно же вместе с фруктовым деревом просто необходимо сделать такой же “огород” с кармашками (что мы и сделали в последствии на “овощном” занятии).

Тогда, поиграв отдельно с фруктами и овощами, можно переходить к более сложной сортировке – смешать карточки фруктов и овощей и раскладывать их по нужным кармашкам (фрукты – на дерево, овощи – на огород).

Но это – на последующих занятиях . Пока закрепляем только тему “фрукты”.

Физическое развитие

Перед последним этапом занятия обязательно нужно отдохнуть и подвигаться. 

Играем:

1. Сидя на диване, бросаем мячики в тазик или ванночку, которая стоит перед диваном. (Мячики могут у нас быть «яблочками», которые мы собираем, чтобы увезти в магазин).

2. Относим фрукты зверям, которые живут на другом конце леса – пролезаем через тоннель (настоящий или сделанный из стульев, поставленных рядом), неся в руке яблоко или толкая грузовичок с фруктами:

3. Играем в игру «Зайчики и лиса».

Складываем яблоки в углу комнаты. Пусть малыш будет зайчиком, он забрался в сад, чтобы собрать яблок. Когда ребенок берет яблоко – появляется лиса (мама) и бежит за зайчиком, чтобы его поймать. Ребенок с яблоком в руках убегает от мамы и прячется в «домик».

Развиваем память. Игра “Что пропало?”

Рассказываем ребенку сказку про зайку, который собирал себе фрукты на обед. Нашел яблочко (красное, румяное) – выкладываем яблоко перед ребенком – нашел бананчик (длинный, сладкий) – кладем банан перед малышом. (Обязательно описываем и яблоко, и банан, трогаем его, рассматриваем – так мы помогаем ребенку хорошо запомнить предмет).

Вдруг! Пока зайка отвернулся, прилетела ворона и кое-что у него украла! (Накрываем полотенцем фрукты и незаметно от малыша  прячем какой–нибудь фрукт за спину).

Ребенок должен угадать, что за фрукт утащила ворона.

Начинать, конечно же, нужно с двух фруктов, в первое время наверняка придется много подсказывать, но со временем ребенок легко и быстро научится определять пропавший предмет.  

Поделки

Несколько поделок для тематического занятия «фрукты»: 

Раскрашиваем фрукты разными техниками: пальчиками, фломастерами или мелками, красками:

Будет здорово, если для раскрашивания мы положим перед ребенком настоящие фрукты – яблоки, бананы, груши и попросим малыша раскрасить картинки фруктов так, чтобы они были похожи на настоящие.

Раскраску фруктов можно нарисовать или скачать здесь.

Вешаем яблоки на дерево (аппликация из пластилина):

«Рваная аппликация»:

Дополнительные 8 игр!

Пока готовилось это занятие – я нашла еще очень много интересных идей для игр на фруктовую тему. Познакомиться с ними вы можете пройдя по этой ссылке!

Ну а пока все! В ожидании конспект урока на тему”Овощи” .

Как Вы думаете, эта статья может пригодиться вашим друзьям? Поделитесь с ними в социальных сетях!

Что еще интересного:

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи во второй младшей группе. Тема: «Овощи и фрукты»

План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: «Фрукты». Конспект занятия на тему: «Фрукты» в средней группе

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи во второй младшей группе.

Тема: «Овощи и фрукты»

Цель: закрепление названий фруктов и овощей.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;
  • учить детей обобщать понятия на материале картинок по теме «Фрукты и овощи»;
  • учить детей слушать музыку;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать слуховое внимание, чувство ритма;
  • активизировать словарный запас детей по теме;
  • развивать логическое мышление, память;
  • развивать общую и мелкую моторику

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать в игровой ситуации навыки поведения в общественных местах;

Материал:

Игровой набор фруктов и овощей; музыкальный файл; картинки по теме «Фрукты» и «Овощи»; «монеты» с изображением разных фруктов и овощей, по количеству детей; игрушка – девочка Аня; желтая и зелёная корзины.

Ход занятия:

ЭтапПредполагаемые ответы и действия детейПриблизительное время
Игра «Четвертый лишний»– Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришла необычная гостья, давайте посмотрим, кто же это (логопед показывает куклу детям). Это Аня, поздороваемся с ней! Аня принесла с собой картинки, давайте назовём их! (размещает картинки на магнитной доске). Кажется, что одна картинка здесь лишняя. Как вы думаете, какая?-          Верно! Как  одним словом можно назвать  банан, яблоко и грушу?-          А огурец – это фрукт?-          Верно, огурец –  овощ. Он растет на грядке.–          Здравствуй, Аня!-          Банан, яблоко, огурец, груша.-          Огурец.Фрукты!-          Огурец – это овощ!3 мин.
2. Актуализация знаний–          А какие ещё фрукты вы знаете? (размещает на доске картинки по ходу называния).-          Отлично!Дети называют фрукты.2 мин.
4.Физкультминутка (по О. С. Гомзяк)В саду фруктовом яблоняПосажена былаОна цветами белымиВесною расцвелаСледил наш старый дедушкаИзвестный садоводЧтоб наливала яблоняРумяный, сладкий плодМашут руками над головой«Сажают яблоню»Руки подняты вверх, ладони изображают нераспустившийся цветок«Цветок» распускает лепесткиИзображают дедушку с палочкойМашут руками над головойПощипывают щеки1 мин.
5. Развитие лексико-грамматических представлений.Ребята, скажите, а какие вы знаете овощи?Теперь назовите мне овощ зеленого цвета, оранжевого цвета, красного цвета?Молодцы. А кукла Аня приглашает нас отправиться с ней в магазин. Вы согласны? Отлично! И чтобы нам было веселее, мы пойдем под музыку.– Дети называют разные овощи.- Огурец, морковь, тыква, перец и тд.Да!2 мин.
6. ФизкультминуткаВнимательно слушайте музыку! Если музыка быстрая, мы бежим на носочках, руки на поясе. Как только музыка остановится, и мы идем медленно.Дети выполняют задание.2 мин.
8. Игра «Помощь Ане»– Вот мы и оказались в магазине. Но чтобы помочь Ане купить овощи и фрукты, нужны деньги. Я вам раздам монеты с разными овощами и фруктами. И каждый поможет Ане с покупкой. После покупки в жёлтую корзину вы кладете фрукты, в зелёную – овощи. Будьте внимательны и вежливы! Говорим волшебные слова «спасибо» и «пожалуйста»!Дети получают монетки с изображением овоща или фрукта и рассаживаются на стульчики.Затем по одному выходят к столу и просят: — Дайте мне, пожалуйста… (огурец, банан, морковь, грушу, и т.д.) Получают овощ или фрукт, и кладут его в корзинку нужного цвета.4 мин.
9. Подведение итогов.Молодцы, ребята! Аня говорит большое спасибо! Теперь у неё есть нужные фрукты и овощи!Скажите, ребята, где мы сегодня вами были? Для чего мы ходили в магазин? Что мы там покупали? Вы сегодня очень старались, молодцы! Ане очень у вас понравилось! Но ей пора уходить. Давайте попрощаемся с Аней.– До свидания, Аня!2 мин.

Грунчева К. А.,
учитель-логопед

(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
 Loading …

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Фрукты»

План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: «Фрукты». Конспект занятия на тему: «Фрукты» в средней группе

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Цели:

Расширить и уточнить знания детей о фруктах и фруктовых деревьях, и уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов, пользе для здоровья человека. Упражнять детей в образовании имен прилагательных, имен существительных в родительном падеже множественного числа.

Совершенствовать навыки рисования и закрашивания цветными карандашами. Словарь: косточковые, семечковые. Развивать наблюдательность, мелкую и общую моторику, вкусовой анализатор. Сформировать у детей представление о том, что витамины, содержащиеся в фруктах, полезны для здоровья человека.

Воспитывать любознательность.

Оборудование:

Фрукты в корзинке. Картинки с изображением этапов роста плодового дерева. Листы бумаги с нарисованными цветными фруктами и их тенью — черным силуэтом. Цветные карандаши. Листы бумаги с нарисованным деревом. Муляжи фруктов для эстафеты. Картинки с изображением фруктов для гимнастики для глаз. Кусочки фруктов наколотые на шпажки для игры.

Фруктовый сок и мармелад для дегустации.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Дети расставляют картинки с изображением этапов роста дерева (дерево с почками, с цветками, с незрелыми плодами, с созревшими плодами).

Плоды собирают с деревьев руками, используя лестницу, если дерево высокое. Положите перед собой листы бумаги с нарисованным деревом и давайте дорисуем эту картинку.

Рисование «Нарисуй на дереве плоды и лестницу для сбора урожая»

А на каком дереве собирают урожай каких плодов, вы подскажите мне сами.

Дидактическое упражнение «С какого дерева плод?»

С яблони собирают урожай … чего? Яблок. С сливы собирают урожай … чего? Слив. С груши собирают урожай … чего? Груш. С айвы собирают урожай … чего? Айвы. С персика собирают урожай … чего? Персиков.

С абрикоса собирают урожай … чего? Абрикосов.

А хорошо ли вы знаете, как выглядят эти фрукты. Сейчас мы узнаем.

Дидактическое упражнение «Найди тень»

Детям предлагается соединить линиями цветные картинки фруктов с их черным силуэтом (тенью).

Динамическая пауза «Фруктовая эстафета»

Дети делятся на команды и по-очереди переносят муляжи фруктов из одной точки (фруктовый сад) в другую точку (магазин), преодолевая по пути препятствия.

А теперь проверим, хорошо ли знаком сам вкус этих фруктов.

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Детям предлагается с закрытыми глазами попробовать на вкус кусочки фруктов и определить названия этих фруктов.

Гимнастика для глаз «Отгадай загадку, найди картинку-отгадку»

В разных частях групповой комнаты (выше уровня глаз детей) развешены картинки с изображениями фруктов. Дети слушают загадку, но не называют отгадку вслух, а показывают глазами на картинку-отгадку.

Загадки про фрукты

Зеленые, желтые, красные, и есть кислые, и есть сладкие.
(Яблоки)

Они на дереве растут, сухие курагой зовут.
(Абрикосы)

Когда она на ветках спеет, на солнышке она синеет.
(Слива)

На деревьях растет тоже, и на лампочку похожа.
(Груша)

С красным боком и мохнатый, очень сочный он и сладкий.
(Персик)

Самый кислый фрукт на свете, но полезен даже детям. Из теплых стран нам шлет поклон! Наш желтый друг…

(Лимон)

Фрукты с косточкой и с семечками

Внутри фруктового плода находятся семена. Они нужны растению для размножения. Если эти семена посадить в землю, из них вырастут новые растения. Но в некоторых плодах есть только одно семя.

Оно крупное и покрыто прочной оболочкой. Его называют косточкой. А все фрукты с косточкой называют косточковыми. Косточковые фрукты — это персик, абрикос, слива.

Взгляните на косточки, можете рассмотреть их с помощью лупы.

А есть фрукты, внутри которых находится несколько семян. Они небольшого размера и не очень твердые. Такие фрукты называют семечковыми. Семечковые фрукты — это яблоки, груши, айва.

Взгляните на семечки, можете рассмотреть их с помощью лупы.

Польза фруктов

Дети здоровыми растут, Если фрукты жуют, Потому что фрукты – Лучшие продукты. Все без исключенья! В этом нет сомненья. В каждом польза есть и вкус, И решить я не берусь, Кто из них вкуснее,

Кто из них нужнее.

Чтобы быть здоровыми, Ешьте дары садовые! Витаминная родня –

Дети солнечного дня!

Что можно приготовить из фруктов?

Из фруктов делают напитки. Может подскажите, какие? Сок, компот, лимонад. Из фруктов делают начинку для тортов, пирогов, пирожных. Летом дети и взрослые с удовольствием лакомятся фруктовым мороженым.

Еще можно приготовить фруктовый салат, фруктовый йогурт, фруктовое желе. В магазинах можно купить конфеты с фруктовой начинкой, фруктовый мармелад.

Ваши бабушки и мамы наверное умеют варить варенье их фруктов.

А как называется варенье из разных фруктов, мы сейчас выясним.

Дидактическое упражнение «Варенье из фруктов»

Из яблок варят … какое варенье? Яблочное. Из слив варят … какое варенье? Сливовое. Из груш варят … какое варенье? Грушевое. Из айвы варят … какое варенье? Айвовое. Из персиков варят … какое варенье? Персиковое.

Из абрикос варят … какое варенье? Абрикосовое.

А сейчас предлагаю вам полакомиться фруктовым мармеладом и фруктовым соком.

Проводится дегустация фруктового сока и мармелада.

После занятия во второй половине дня дети заканчивают свои рисунки (дорисовывают по желанию солнце, траву, корзину и т. п.).

Скачать конспект интегрированного занятия в средней группе «Фрукты»

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Конспект занятия по лексической теме «Фрукты»

План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: «Фрукты». Конспект занятия на тему: «Фрукты» в средней группе

Наша кнопка

Скачать материал

Конспект занятия по лексической теме «Фрукты»

подготовила

учитель – логопед

Давыдова Елена Юрьевна

р.п. Дмитриевка

2014 г.

Задачи:

 расширение и активизация словаря.
Образовывать множественное число существительных.
Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксам.

Учить согласовывать существительные с прилагательными.
Учить образовывать относительные прилагательные.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать мелкую моторику.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, разрезные картинки фруктов

1. Ход занятия

Логопед: Сейчас я загадаю вам загадки.

Жарким солнышком согрет,

В шкурку, как в броню, одет.

Удивит собою нас

Толстокожий… (ананас)

Кто-то там, в углу садовом,

В скромном платьице лиловом

Прячется в листве пугливо.

Догадались? Это… (слива)

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала… (груша)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон)

Этот фрукт в рубашке яркой

Любит, чтобы было жарко.

Не растет среди осин

Круглый рыжий… (апельсин)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран.

Высоко растет… (банан)

Круглое, румяное, я расту на ветке; Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко)

Логопед:  Молодцы! Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках? (фрукты)

Сегодня мы с вами поговорим о фруктах.

2.Игра «Один — много»

Логопед: Я буду называть один фрукт, а вы много фруктов.

Яблоко – яблоки                               Банан – бананы                               Апельсин – апельсины                     Мандарин – мандарины                 

Слива – сливы

Арбуз — арбузы

Дыня — дыни

Лимон — лимоны

Груша — груши

3.Игра «Назови, какой сок?»

Сок из яблок — яблочный,

… груш – грушевый

… слив – сливовый,

… вишни – вишневый,

… лимонов – лимонный,

… абрикосов – абрикосовый,

… апельсинов – апельсиновый,

… персиков – персиковый,

мандаринов – мандариновый.

4. Игра «Назови ласково»

Логопед:  Я буду  называть фрукт, а вы будете называть его ласково.
Апельсин – апельсинчик;               Мандарин – мандаринчик;            ;Банан  – бананчик;                          Яблоко  –яблочко;                         

Лимон –лимончик;   

гранат – гранатик;

 абрикос – абрикосик;

виноград – виноградик.

5. «Четвертый лишний»

Логопед: Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.

Груша, лук, яблоко, абрикос.

Помидор, груша, свёкла, тыква.

Апельсин, банан, огурец, вишня.

Яблоко, виноград, картошка, слива.

 6. Физкультминутка

Будем мы варить компот.                     маршировать на месте

Фруктов нужно много. показать руками – “много”

Будем яблоки крошить,                        имитировать:  как крошат

Грушу будем мы рубить,                      рубят,

Отожмем лимонный сок,                     отжимают,

Слив положим и песок.                        кладут, насыпают песок 

Варим, варим мы компот,                    повернуться вокруг себя

Угостим честной народ.                        хлопать в ладоши

7. Игра «Угадай, про какой фрукт я говорю»

Вкусная, полезная, мягкая, зелёная, сладкая, сочная аппетитная. (Груша)

Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, красное. (Яблоко)

Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный. (Банан)

Вкусная, полезная, мягкая, синяя, овальная, сладкая, сочная, мелкая. (Слива)

Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный. (Апельсин)

8. Игра. «Собери картинки».

Логопед: Соберите картинки и назовите фрукты, которые у вас получились. ( Банан, груша, апельсин, ананас, яблоко).

9. Итог занятия.

 Вспомнить, о чём говорили на занятии.

Оценка работы детей.

Информационные ресурсы:

http://www.logolife.ru/logopedy/konspekty-logopedicheskix-zanyatij/konspekt-zanyatiya-po-leksicheskoj-teme-frukty.html

http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-pro-frukty-s-otvetami.html

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/04/14/fizkultminutki

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekty-frontalnyh-zanjatii-po-leksicheskoi-teme-frukty.html

http://miroditeli.com.ua/skachat/razreznye-kartinki/razreznye-kartinki-frukty.ht

http://foto-kartinki.com/kartinky/0750_fruktydlya_detey.php

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.