Образ ларисы в произведении бесприданница. Образ и характеристика Ларисы Огудаловой (Бесприданница Островского)

Содержание

Характеристика и образ Ларисы Огудаловой в пьесе Бесприданнице Островского сочинение

Образ ларисы в произведении бесприданница. Образ и характеристика Ларисы Огудаловой (Бесприданница Островского)

Ключевым персонажем произведения является Лариса Дмитриевна Огудалова, младшая дочь Хариты Игнатьевны.

Писатель представляет героиню в образе красивой, молодой, умной и порядочной девушки, не имеющей приданного, из-за отсутствия которого у нее не складывается личная жизнь.

Лариса характеризуется прекрасными человеческими качествами, отличаясь скромностью, честностью, открытостью, искренностью и добротой души. Девушка великолепно образована, начитана, музыкальна. Ее отличительной чертой является уникальная способность глубоко чувствовать и любить.

Лариса искренне верит в настоящую взаимную любовь и не понимает позицию матери о выгодном замужестве, однако в силу воспитания и привитого ей уважения к старшим не может ослушаться указаний Хариты Игнатьевны, вынужденная улыбаться и развлекать гостей, собранных в качестве потенциальных женихов.

В юности девушка влюбляется в красивого дельца Паратова, который бросив ее, уезжает из уездного города.

Маменька находит на роль жениха мелкого чиновника Карандышева, использующего Ларису в качестве предмета для удовлетворения собственных эгоистичных амбиций с целью укрепления своего положения в местном обществе богатых и расчетливых дельцов. Ради прекращения сплетен и слухов, Лариса Дмитриевна соглашается на брак с нелюбимым человеком.

Девушка осознает, что окружающие, в том числе друзья их семейства, воспринимают ее как забавную игрушку, пытаясь лишь тешить свое собственное самолюбие и тщеславие. Многие мужчины готовы использовать ее двусмысленное положение ради низменных удовольствий.

Переживая внутренние терзания, стыдясь высокомерия жалкого Карандышева, Лариса всей душой бросается к Паратову, появившемуся в городе, отдавая ему всю свою любовь, себя без остатка, веря в иллюзорный образ любимого человека.

Ожидая предложения от Паратова о вступлении в брак, Лариса оказывается жестоко предана возлюбленным, который объявляет ей о своем обручении с богатой женщиной, просто воспользовавшись нежными и истинными чувствами влюбленной девушки.

Понимая, что не сможет существовать в примитивном мире лживых и пошлых дельцов, Лариса ощущает жестокие душевные и сердечные переживания, в результате которых получает избавление от них в виде смертельного выстрела, сделанного в ее сердце Карандышевым.

Повествуя о судьбе Ларисы Дмитриевны, писатель раскрывает проблемы, связанные с существованием человеческих чувств и холодного расчета, влекущие за собой трагические последствия для чувственных и душевных людей, сталкивающихся с жестоким существованием в обществе унижений и бесчеловечности.

Вариант 2

Лариса Дмитриевна Огудалова – героиня пьесы «Бесприданица» А.Н. Островского. Это юная, красивая девушка с богатым внутренним миром. Она воспитана, добра, романтична и конечно ищет свою любовь. У Ларисы нет приданого, она из семьи с небольшим состоянием. Ее мать, Харита Игнатьевна, очень хочет выдать дочь замуж за состоятельного мужчину.

Харита Игнатьевна – шустрая, беспринципная женщина, готовая унижаться ради будущего счастья дочери. В ее доме проходят постоянные приемы для потенциальных женихов, которых она находит. Лариса вынуждена развлекать общество, собравшееся у них.

Ей приходится любезничать с кавалерами, улыбаться, шутить, танцевать и петь романсы. Ларисе Дмитриевне очень тяжело находиться среди этих людей. Она старается уйти в свой внутренний мир, остаться наедине со своими мечтами, мыслями и не замечает происходящего.

Посторонние люди восхищаются ей, решают ее судьбу, она же остается в стороне и не желает принимать в этом участия.

Лариса влюблена. Это главная драма ее жизни. Сергей Сергеевич Паратов, два месяца ездивший к ним в дом, вскружил голову бедной девушке. Спустя время он внезапно исчез, а Лариса продолжает любить и ждать.

Уставшая от душевных переживаний, постоянных унижений в собственном доме Лариса соглашается на брак с Карандышевым.

Она не любит его, но хватается как за спасительную соломинку, в надежде на тихую спокойную жизнь в деревне с мужем. Но и тут ей отказано в тишине и покое. Юлий Капитоныч хочет свадьбу с размахом.

Он, будучи человеком глупым и тщеславным, хочет самоутвердиться за счет этого брака.

Лариса пытается смириться с той жизнью, которая ожидает ее с будущем супругом. Она не любит Карандышева и не скрывает своих чувств. Своими попытками сравниться с Паратовым жених еще больше опускается в глазах Ларисы.

И как только она снова видит Сергея Сергеевича, ее сердце бьется сильнее, она теряет голову и соглашается на прогулку по Волге, вопреки приличиям того времени. Она надеется на свое спасение. рассчитывает, что Паратов сделает ей предложение. Но она жестоко ошибается. Паратов обручен. Его признание разбивает сердце Ларисы Дмитриевны.

Она опустошена, разрушены ее мечты. Смерть становится спасением. Лариса погибает от руки несостоявшегося супруга. В этот трагический момент она благодарит Карандышева, считая его освободителем от реальности. в которой она жила все это время.

Сочинение про Ларису

Пьеса Александра Николаевича Островского «Бесприданница» написана в 1879 году за семь лет до смерти писателя. Имея большой жизненный опыт, автор открывает читателю конфликт душевности главной героини Ларисы с безжалостным устройством буржуазного общества.

Лариса Дмитриевна Огудалова – очаровательная, тонкая, искренняя и умная девушка, ставшая жертвой общества. Из-за отсутствия состояния у семьи даже друзья относятся к ней как к игрушке, которую можно поставить на кон в игре. Родители хорошо воспитали дочь, однако позиция матери, которая пыталась выдать её за богатого жениха, ей не понятна.

  Девушка верит в настоящую любовь и впоследствии страдает от этого. Добродушная Лариса не смогла рассмотреть истинную суть Сергея Паратова, считая его идеалом. Однако для него она проста забава. Вскружив ей голову мужчина женится на другой с большим приданым.

А Лариса, отчаявшись, соглашается пойти по венец за первого встречного лишь бы покинуть ненавистный город.

Человеком, который принял это предложение, стал Карандышев, маленький человек без чести и благородства. К сожалению и он видел в Ларисе лишь вещь, повышающую его статус. Паратова глубоко задевает выбор девушки, и он решает вернуть её. Хоть и понимает, что жениться на богатой женщине. Мужчину не волнует её судьба, он хочет лишь развлечься напоследок.

Раскрыв Ларисе правду о том что обручён с другой, он не испытывает ни малейшего чувства вины. Девушка же становится обесчещенной в глазах общества. Состоятельный друг семьи Вожеватов мог бы помочь ей, но предпочёл не вмешиваться, разыгрывая её в орлянку с Кнуровым. Купец же тоже видел в Ларисе лишь любовницу-содержанку.      

Выстрел Карандышева убивает девушку. Но это не волнует Ларису, она рада, что ужасы мерзкого общества останутся позади. Она понимает, что в её жизни не будет настоящей любви и все так и будут видеть в ней игрушку. И она больше не хочет существовать в мире, где богатство и власть ставят выше любви.

Поражает жизненный путь этой доброй девушки, которая даже перед смертью не потеряла свою чистоту. И слова, сказанные ей, лишь подчёркивают её трагедию: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на игрушку».

← Характеристика и образ Карандышева в пьесе Бесприданница← Образ и характеристика Гордея Торцова в пьесе Бедность не порок↑ ОстровскийХарактеристика и образ Тихона в пьесе Гроза →Образ и характеристика Кабанихи в пьесе Гроза →

Характеристика Ларисы (Бесприданница)

Образ ларисы в произведении бесприданница. Образ и характеристика Ларисы Огудаловой (Бесприданница Островского)

Лариса Огудалова – персонаж пьесы Островского. В ее судьбе соединились разные варранты жизни бесприданниц на Руси. Яркий образ и характеристика Ларисы в пьесе «Бесприданница» – помогают проникнуться тяготами существования умных впечатлительных натур в обществе денег.

Лариса и семья

Лариса – красивая умная девушка, в возрасте «на выданье». Фамилия семьи Огудаловы говорит о хорошем положении в обществе: «Огудаловы все-таки фамилия порядочная…». Семья бедная, порядочность заставляет унижаться, искать покровительства богатых и состоятельных. У Ларисы две сестры. Их судьбы пугают читателя.

Что ждет Ларису? Одна из сестер стала женой горца, кавказского князя, который не довез девушку до дома, зарезал от ревности. Вторая вышла замуж за иностранца, оказавшегося шулером. Судьба Ларисы тоже плачевна. Над ней сначала посмеялись, обманули, затем выбросили и предложили стать содержанкой богатого купца.

Смерть от руки ревнивого жениха Карандышева стала избавлением от мук, хотя девушка очень хочет жить.

Внешность и характер бесприданницы

Девушка красива, по словам гостей дома матери, она очаровательна. «…барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет…» так, что хочется ее слушать мужчинам разных возрастов и характеров. Голос уносит купцов в мир грез и мечтаний: «…забывать весь мир и мечтать только об одном блаженстве».

Чаще под блаженством мужчины понимают красавицу. У талантливой девушки много поклонников, «…с детства она окружена поклонниками, которые восхваляют ее в глаза при каждом удобном случае». Музыка сделала Ларису чувствительной натурой. Ей сложно притворяться, лгать.

Не выдержав, бесприданница говорит не то, что от нее ждут: «…вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо». Так вести себя могут богатые наследницы, Лариса должна уметь сдерживать свои чувства. Простота привела девушку к гибели. Она доверилась развратнику Паратову и стала игрушкой в его руках.

« К кому расположена, нисколько этого не скрывает». Паратов сбежал из города, не объяснив причину отъезда. Лариса прощает любимого, не видит обмана в его словах и поступках, «…значит, она надежду имеет на Сергея Сергеевича; иначе зачем он ей!».

Итог страшен: бесприданница вынуждена соглашаться стать приживалкой у Кнурова, гибнет от рук Карандышева.

Лариса и Вожеватов

Вожеватов знаком с Ларисой с детства. Он посылает ей подарки, оказывает тайные знаки. Лариса считает его другом, но обманывается в чувствах. Василий холоден, практичен и хитер.

Молодой купец ведет себя несколько пошло: «Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери иногда налью, песенку выучу, романы вожу, которых девушкам читать не дают». Лариса доверяет Василию, юношеская привязанность разбивается о камень черствости и безнравственности.

Вожеватов предлагает сыграть в орел – решку и определить, кому достанется Лариса после ночи с Паратовым.

Лариса и Кнуров

Богатый делец имеет огромное состояние, жену, наверное, и детей. Чего не хватает купцу? Красивой содержанки. Лариса – цель, которая, то удаляется от него, то приближается. Почтенный возраст купца – основная причина, по которой он не пытается действовать открыто.

Лариса ведет себя по отношению к другу семьи уважительно, с чувством почтения. Она строго выполняет поручения матери, шепчет на ушко слова благодарности за помощь. Девушка – хороший собеседник.

Если с другими Кнуров молчит, то про Ларису он говорит нежно: «Приятно с ней одной почаще видеться – без помехи».

Лариса и Паратов

Для бесприданницы Паратов стал идеальным мужчиной. Он сумел покорить ее сердце, девушка прощает ему побег. Когда-то он уже пропал из ее жизни, разогнав всех женихов. Очарование строится на внешних поступках мужчины.

Это показывает наивность девушки и ее сильную веру в честность человека. Любовь ослепляет Ларису, но автор подчеркивает, что вряд ли любая другая женщина смогла бы устоять против его чар. Отдавшись всецело чувству, Лариса остается полностью опустошенной.

Слова любимого больно бьют девушку: «В любви приходится иногда и плакать». Паратов говорит красиво: «Я проиграл больше, чем состояние, я потерял вас; я и сам страдаю, и вас заставил страдать…». Верить лживому купцу сложно, но оценка Ларисе дана правильная.

Она богатство, которое могло бы принести счастье. В руках безнравственного развратника становится вещью, которую разыгрывают в жеребьевке.

Лариса и Карандышев

Лариса решается на выход замуж за того, кто предложит ей руку и сердце, когда жить в доме матери становится совсем невыносимо. Выбор падает на Карандышева. Девушка противоречит сама себе. Ей хочется верить, что юноша любит ее.

Это единственное достоинство, которое она выделяет, когда ее спрашивает Паратов. В тоже время, Лариса видит, что она кукла в руках завистливого, кичливого гордеца: «Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите».

Карандышев выгуливает Огудалову по бульвару, гордиться тем, что стал ее женихом. Красавица терпеливо выносит его попреки и ревность. Для Ларисы ревность – это пошлость. Дом матери – цыганский табор, но не Лариса в нем хозяйка. Она помеха, от которой нужно побыстрее избавиться.

Матери хочется отдать дочь в другую семью и жить для себя. Постоянные упреки Юлия обидны и жестоки.

Образ и характеристика Ларисы Огудаловой из «Бесприданницы»

Образ ларисы в произведении бесприданница. Образ и характеристика Ларисы Огудаловой (Бесприданница Островского)

1001student.ru > Литература > Сочинения > Образ и характеристика Ларисы Огудаловой из «Бесприданницы»

В известном сочинении А. Н. Островского «Бесприданница» главным персонажем представлена молодая девушка Лариса Огудалова. Это умная и образованная личность с очень непростой судьбой.

Имея чуткую и романтическую натуру, она находится в постоянном поиске большой любви, но сталкивается с жестокой реальностью.

И в своём произведении драматург затронул тему трагичности жизни мятежных женщин, обладающих чертами, сходными с характеристикой Ларисы Огудаловой.

Происхождение и семья

Из пьесы читатель узнаёт, что семья Ларисы Дмитриевны Огудаловой порядочная, но довольно бедная. Возраст героини автор «Бесприданницы» определяет как «на выданье» (цитата). Оставшись без отца — Дмитрия Огудалова (Агудалова), девушка живёт вместе с матерью.

Две же старшие сестры Ларисы на момент происходящих событий успели выйти замуж, но их браки назвать счастливыми или удачными никак нельзя. Одна из них стала женой кавказского князя, но так и не доехала до нового дома — горец из ревности зарезал её в дороге. Вторая вышла замуж за иностранца, но семейного счастья также не обрела. Супруг оказался шулером.

Желая выдать младшую дочь замуж, мать главной героини Харита Игнатьевна устраивает в доме частые приёмы. На них девушка вынуждена развлекать гостей, среди которых присутствовали и потенциальные женихи, танцами, шутками и своими романсами. Но это не доставляет ей особой радости.

Ларису тяготит общество на подобных приёмах, так как людей здесь интересовали только её красота и развлечения, а не богатый внутренний мир. Она же мечтает о настоящей любви.

Характер и внешность

Образ Ларисы в «Бесприданнице» довольно яркий и очень хорошо запоминающийся, несмотря на то, что у автора описание внешности персонажа довольно кратко и скупо.

Читатель в основном получает информацию об облике Огудаловой из речевых характеристик других героев. Она представляется как скромно одетая красивая барышня, окружённая поклонниками.

К достоинствам личности героини можно отнести хорошее пение и умение играть на нескольких музыкальных инструментах.

Писатель наделяет свой главный персонаж нежностью и тонкой душевной организацией. Лариса Дмитриевна обворожительна и обладает очень богатым внутренним миром. Эти качества дают ей возможность глубоко чувствовать и способность очень сильно любить.

По ходу пьесы открываются черты характера Огудаловой:

  • честность;
  • порядочность;
  • скромность;
  • открытость.

Также нужно отметить романтичность в характеристике Ларисы из «Бесприданницы «и её способность ухода в мечтах от жестокой реальности в прекрасный мир иллюзий.

Но окружающих привлекает только внешняя красота главной героини и мало кого интересует внутренние переживания и чувства. Даже родная мать в своём желании скорого замужества дочери не понимает, что характер героини не позволяет ей лгать и заниматься притворством. Однажды Лариса с возмущением заявляет: «Опять притворяться! Опять лгать!» (цитатное высказывание).

Будучи превосходно воспитанной девушкой Огудалова, не принимая позиции собственной матери о выгодном замужестве, не смеет ей перечить. Она подчиняется желаниям родительницы и послушно развлекает гостей на устраиваемых приёмах, понимая, что не вольна полностью распоряжаться своей судьбой.

Взаимоотношения с другими персонажами

В своей жизни Лариса Огудалова успела столкнуться с людьми, которые пытались использовать её в своих интересах, игнорируя в ней качества настоящей личности. В итоге это и привело к трагичному исходу в пьесе.

К таким персонажам можно отнести образы:

  • Сергея Сергеевича Паратова;
  • Карандышева Юлия Капитоновича;
  • Мокия Пармёныча Кнурова;
  • Вожеватого Василия Данилыча.

Привлекательный делец из судовладельцев, Паратов кажется Ларисе Огудаловой идеалом мужчины. В её представлении Сергей Сергеевич именно тот человек, который может изменить жизнь героини к лучшему. И в нём Лариса ошибочно видит образ из романтических произведений, близких её мечтательному сердцу.

Персонаж Карандышева Юлия Капитоновича представляет собой небогатого чиновника, имеющего определённые чувства к Огудаловой.

Но брак с Ларисой ему необходим больше для самоутверждения в среде состоятельных людей и укрепления своего общественного положения.

Островский изображает Карандышева как мелочного человека, пытающегося любыми способами попасть в касту, где он совершенно чужой. А своими жалкими попытками сравняться с Паратовым он окончательно теряет лицо в глазах Ларисы Огудаловой.

Примером подлости и бессердечности является в пьесе «Бесприданница» образ Мокия Пармёныча Кнурова. Будучи пожилым, но очень состоятельным женатым человеком он питает надежду, что Лариса Дмитриевна будет его содержанкой. Он не может понять, что для Огудаловой такое предложение неприемлемо, так как понятие чести для неё — непустой звук.

Ещё один потенциальный жених в глазах матери главной героини — Василий Данилыч Вожеватов. Друг детства Ларисы Дмитревны представляет солидную торговую фирму.

Его она считает практически родным и полностью доверяет свои секреты. Но на поверку, Вожеватов оказывается хитрым и безнравственным человеком, равнодушно относящимся к бедственному положению подруги.

Личная выгода для него превыше чести и порядочности.

Трагичность судьбы Ларисы Дмитриевны Огудаловой в том, что, являясь очень тонкой натурой, она вынуждена приспосабливаться к жестокому окружению, где материальные блага преобладают над духовностью.

Автор «Бесприданницы» затронул тему противостояния высоких человеческих и холодной расчётливости. Он показал на примере главной героини, как может закончиться жизнь чувственной личности, столкнувшейся с жестокостью.

Лариса Огудалова

Образ ларисы в произведении бесприданница. Образ и характеристика Ларисы Огудаловой (Бесприданница Островского)

Лариса Огудалова — одна из самых драматических фигур русской классической литературы.

Героиня пьесы Александра Островского «Бесприданница» поразила читателей глубиной души, чистотой сердечных порывов.

Способная на настоящую, страстную, не знающую преград любовь, девушка сталкивается с жестокосердием мира. В этом мире царит единственная страсть — власть денег, здесь нет места для юной бесприданницы.

Автор и история создания персонажа

Александр Островский создал драму, уже будучи известным автором. Работа началась в 1874 и закончилась в 1878 году. В основу сюжета, по мнению литературоведов, легла реальная история.

В начале 1870-х годов драматург работал почетным мировым судьей в Кинешемском уезде. Примерно в это время Александр Николаевич познакомился с материалами нашумевшего дела, произошедшего в уезде.

Согласно бумагам, мелкий чиновник Иван Коновалов убил молодую супругу.

Образ Ларисы Огудаловой исследователи творчества Островского сравнивали с героиней другой пьесы классика, Катериной Кабановой. Между женскими персонажами действительно много схожих черт, однако есть и отличия.

Катерина живет в законном браке, при обеспеченном муже. Социальное положение Ларисы незавидно — девушка не имеет приданого, что для второй половины XIX столетия в России ставило крест на удачном замужестве.

Тем не менее и Кабанова, и Огудалова — по характеристике страстные, не боящиеся своих желаний, жаждущие свободы. Девушки выбирают любовь сердцем, не обращая внимания на материальные ценности. Для обеих свободолюбие, искренность, становятся началом трагедии — и ту, и другую героиню ожидает печальный финал, гибель. Они — жертвы обстоятельств, исторических реалий, сложившихся в то время.

Судьба Ларисы Огудаловой

Характер героини пьесы, ее внешность раскрываются через цитаты, диалоги других персонажей, рассуждающих о бесприданнице. Лариса молода и красива, но живет с матерью бедно, поэтому не может надеяться на выгодное замужество. Год назад у девушки был роман с судовладельцем Сергеем Паратовым. Однако возлюбленному юной Огудаловой пришлось срочно покинуть город.

С этих пор мать красавицы, Харита Игнатьевна, держит дом открытым для женихов. Однако подходящей партии нет. Обеспеченные господа не хотят брать в жены бесприданницу, остальные претенденты далеко не завидны — в этом трагедия истории. Устав терпеть в доме вечера-смотрины, Лариса заявляет матери, что выйдет за первого, кто предложит руку и сердце.

Юлий Капитоныч Карандышев

Им становится мелкий чиновник Юлий Капитоныч Карандышев. Лариса презирает жениха, но не может нарушить данное слово. Когда же идут приготовления к свадьбе, по городу проносится новость, что Сергей Паратов возвращается — на этот раз, чтобы продать любимый пароход «Ласточку».

Ларису одновременно тревожит и волнует новость о возвращении барина — ведь в сердце героини еще горит любовь к Сергею. В доме Огудаловых званый обед, на который приезжают местные купцы.

Один из них, Мокий Парменыч Кнуров, давно имеет виды на юную красавицу, но может предложить девушке стать только содержанкой — ведь сам давно женат.

Среди гостей появляется и Паратов, который, оставшись наедине с Ларисой, добивается признания в любви.

https://www.youtube.com/watch?v=hEw-wdIpo74

Девушка не знает, что барин уже помолвлен с богатой невестой, что, как только продаст пароход, сразу покинет город. Вечером того же дня Юлий Карандышев приглашает Паратова, Кнурова, друга детства Ларисы Василия Вожеватова к себе на ужин. Бедная обстановка, напряженная атмосфера, пьяный жених, потешающиеся над ним гости-купцы ранят Ларису в самое сердце.

Героиня готова покинуть мать и жениха — Огудалова в порыве страсти, бесконечной влюбленности в Паратова принимает предложение от судовладельца ехать с ним за Волгу.

На следующее утро Кнуров и Вожеватов обсуждают судьбу Ларисы. Дельцы знают, что Сергей Сергеевич «миллионную невесту» на Ларису не променяет.

Теперь юная Огудалова — легкая добыча, ведь поездка с Паратовым компрометирует героиню.

Купцы решают, что дальнейший путь Ларисы — путь содержанки. Каждый из персонажей желает взять красавицу в качестве спутницы на выставку в Париж, и чтобы узнать, кому улыбнется удача, бросают монету.

Тем временем сбежавшая невеста открывает для себя горькую правду — Паратов обманул Ларису Огудалову, ее надежды, любовь, чистоту. Вскоре бесприданницу находит Карандышев.

Чиновник рассказывает Ларисе о брошенной монете, говорит о том, что для богачей девушка — всего лишь вещь.

Эти слова — сравнение с вещью — кажутся отчаявшейся героине подходящей иллюстрацией к ее жизни. Понимая, что теперь чувства ничего не значат, девушка заявляет, что будет искать золото.

Лариса уже готова ответить на предложение Кнурова, «выигравшего» ее для поездки в Париж, как Юлий Капитоныч стреляет в невесту.

Смерть словно становится спасительной для бесприданницы — умирая, девушка сообщает, что никого не винит.

Лариса Огудалова в театре и фильмах

Первые постановки пьесы прошли в театрах Москвы и Петербурга в скором времени, после написания произведения. Однако публике и театральным критикам не понравились спектакли.

Признание зрителей пришло позднее, уже после смерти драматурга, в конце 1890-х годов. Тогда в роли Ларисы на сцене появилась талантливая актриса Вера Комиссаржевская.

В течение последующих десятилетий пьеса Александра Николаевича ставилась во многих российских театрах.

Лариса Гузеева и Никита Михалков в фильме “Жестокий романс”

В ХХ столетии пьеса неоднократно экранизировалась. Первую киноверсию предложил режиссер Каен Ганзен в 1912 году. На роль Огудаловой пригласили Веру Пашенную.

Популярность получила и экранизация Якова Протазанова, появившаяся на экранах в 1936 году. В 1984 Эльдар Рязанов представил зрителям свое видение пьесы русского классика в фильме «Жестокий романс».

В роли Огудаловой выступила Лариса Гузеева.

Цитаты

Вы видите, я стою на распутье: поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; относитесь ко мне нежно, с лаской! Ловите эти минуты и не пропустите их!…со мной говорите осторожнее.

Разве вы не видите, что положение мое очень серьезно? Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую. Я сделалась очень чутка и впечатлительна.Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите.

Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите пошлите ко мне Кнурова.

Фильмография

  • 1912 — «Бесприданница»
  • 1936 — «Бесприданница»
  • 1962 — «Бесприданница»
  • 1974 — «Бесприданница»
  • 1984 — «Жестокий романс»
  • 2011 — «Бесприданница»

Лариса Огудалова – характеристика героини в пьесе А.Н. Островского

Образ ларисы в произведении бесприданница. Образ и характеристика Ларисы Огудаловой (Бесприданница Островского)

Лариса Дмитриевна Огудалова происходит из порядочной, но обедневшей семьи. Её отец умер. Она живёт с матерью Харитой Игнатьевной, которой уже удалось выдать замуж двух старших сестёр Ларисы, однако их брак нельзя назвать удачным.

Из-за бедности каждая из них столкнулась с несчастьем: одна вышла замуж за иностранца, который на самом деле оказался шулером, вторую увёз какой-то горец, который, возможно, даже не довёз её до Кавказа, зарезав по дороге от ревности.

Лариса не хочет для себя такой же трагической судьбы. Она мечтает о настоящей любви, но пока она вынуждена участвовать в частых приёмах, которые в их доме проводит её мать ради счастья дочери.

Их посещают потенциальные женихи, которых девушка должна развлекать своими романсами, любезностями, улыбками, шутками и танцами. Однако Ларису крайне тяготит общество людей, которые видят в ней только красивую игрушку и развлечение.

Никто не задерживается в их доме с серьёзными намерениями.

В произведениях Островского многие имена, фамилии и отчества персонажей являются говорящими. Много таких имён и в «Бесприданнице»:

  • Имя Ларисы с греческого — «чайка».
  • Значение фамилии Огудалова связано со словом «огудать» — обмануть, обольстить, надуть. Сама Лариса жестоко обманывается в своих мечтах и надеждах.
  • Имя и отчество матери Ларисы связано с цыганским колоритом: Харитами в давние времена называли красивых изящных цыганок из хора, а Игнатами именовали в Москве каждого цыгана. Дом Огудаловых в пьесе как раз сравнивают с цыганским табором за счёт того, что там постоянно устраиваются приёмы с большим количеством людей.

Образ и характеристика героини

Образ Ларисы Огудаловой в пьесе «Бесприданница» очень яркий и запоминающийся. Это утончённая, нежная, обворожительная молодая девушка с тонкой душевной организацией и богатым внутренним миром.

В пьесе о её внешности говорится мало: «одета богато, но скромно», в основном её описание складывается по реакции остальных героев.

К примеру, цитатный образ можно составить с помощью следующих высказываний:

  • «…барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поёт…»;
  • «…с детства она окружена поклонниками, которые восхваляют ее в глаза при каждом удобном случае».
  • «К кому расположена, нисколько этого не скрывает».

Её основные отличительные качества — уникальная способность глубоко чувствовать и по-настоящему сильно любить. Однако именно они в итоге сыграли с ней злую шутку. Другие присущие ей черты характера:

  • честность, открытость, искренность;
  • неумение быть с человеком не по любви;
  • скромность и порядочность;
  • романтичность и умение мечтать, уходить от жестокого реального мира в мир фантазий;
  • талант, начитанность, музыкальность.

Огудалова умеет танцевать, петь романсы, обладает хорошим голосом, чем привлекает публику. Но все видят только оболочку, никто не пытается интересоваться её внутренним миром.

Её не понимает даже собственная матушка, которая считает, что важнее всего — поскорее выдать дочь замуж за богатого, а для этого можно притворяться и лгать, причём чувства дочери совершенно её не волнуют.

Мать и дочь очень разные, они имеют различные жизненные ценности.

Лариса не принимает позицию матери о выгодном замужестве, но, имея превосходное воспитание, не смеет перечить и ослушаться, поэтому улыбается гостям и развлекает их своим обществом. При этом в душе она мятежница, но её эмоции и помыслы не находят выхода, она не вольна выбирать собственную судьбу. Она — крайне противоречивая фигура в литературе, но именно этим и привлекает.

Отношения Ларисы с другими персонажами

За свою жизнь юная Лариса столкнулась с жестокими людьми, каждый из которых не видел в ней настоящую личность и желал использовать её в своих интересах. Это в итоге и привело к трагедии. В таблице можно выделить персонажей, так или иначе повлиявших на жизнь девушки, и кратко рассказать о них:

Сергей Сергеич Паратов Привлекательный делец из судохозяев, который около двух месяцев посещает приёмы в их доме. Он кажется Ларисе настоящим идеалом мужчины, способным изменить её жизнь к лучшему. В нём она видит образ лирического героя из романтических сочинений, которыми она так очарована.
Юлий Капитоныч Карандышев Небогатый чиновник с уязвлённым самолюбием, стремящийся за счёт брака с Огудаловой самоутвердиться и укрепить своё положение в обществе состоятельных и расчётливых дельцов. Имеет к Ларисе чувства, но она не принимает их. Он мелочен и смешон в своих попытках примкнуть к кругу тех, кем он никогда не сможет стать. Он становится ещё более ничтожным в глазах девушки, когда пытается сравняться с Паратовым.
Мокий Пармёныч Кнуров Пожилой человек с очень большим состоянием, также часто посещающий дом Огудаловых. Он женат, но надеется, что Лариса Дмитриевна, забыв о чести, может стать его любовницей и содержанкой. Он подлый и бессердечный человек, думающий только о собственных интересах.
Василий Данилыч Вожеватов Молодой человек из представителей богатой торговой фирмы, купец. С Ларисой знаком с раннего детства, они ещё маленькие вместе играли, поэтому она считает его родным и слепо доверяет ему, чем он и пользуется. Он хитрый, подлый и безнравственный, думающий лишь о личной выгоде и равнодушный к бедам подруги детства. При этом ему нравится бывать дома у Огудаловых, но жениться он не намерен.

Трагедия судьбы Огудаловой

Вскружив голову Ларисе Дмитриевне и отбив потенциальных женихов, Паратов уезжает из их уездного городка, оставив её с болью в сердце и пустыми надеждами. Она уже «отравлена» им и не может излечиться от этой любви.

Но ей ничего не остаётся, кроме как выйти замуж практически за первого встречного, предложившего ей руку и сердце — Карандышева, хотя она и осознаёт, что он не ровня ей.

Он кажется ей жалким и ничтожным, а брак с ним — унизительным.

Она чувствует, что приговорена к печальной жизни с мелким чиновником, тянущей её на самое дно всё дальше от той романтики и красоты, к которой так тянется её душа. Для неё это невыносимо.

Кроме того, героиню раздражает то, что Карандышев пытается сравниться с Паратовым. Она говорит ему: «С кем вы равняетесь!», не хочет участвовать в его честолюбивых идеях вроде претенциозного обеда, а также наедине открыто говорит ему, что пока не любит его, он намного ниже Паратова, а за Сергеем Сергеичем она пошла бы по первому зову.

Разумеется, когда Паратов опять приезжает в город, Лариса стремится снова его увидеть, ведь её чувства к нему никуда не исчезли. Она хочет сама решить свою судьбу и примкнуть к красивому романтичному миру, из которого, как ей кажется, происходит её возлюбленный.

Она полагает, что путь к этому миру лежит через столь же романтичный, безрассудный и эффектный поступок, который она опрометчиво совершает, отправившись с о своим любимым на ночную прогулку по Волге в мужской компании.

В этот момент она счастлива и вновь очарована, снова строит планы на будущее и надеется на счастье.

Однако на самом деле её возлюбленный оказывается таким же жестоким, подлым и бессердечным человеком, совершающим поступки в личных интересах и ради своей выгоды. Он сообщает ей, что обручён: в этот страшный момент судьба Ларисы Огудаловой трагическим образом решается.

Героиня не понимает, почему Паратов не сказал ей об этом раньше. Но она знает, что теперь, после ночи с ним, её девичья честь утрачена навсегда. Согласно нравам того времени, её больше не возьмёт замуж ни один достойный господин.

Между тем Вожеватов и Кнуров мечут жребий, кому она достанется в качестве содержанки. Но ей уже всё равно, она становится абсолютно равнодушной к собственной судьбе и вскоре заявляет Карандышеву, что выберет кого угодно, пусть даже Кнурова, но не его. Тогда тот стреляет в неё из-за ревности, воскликнув фразу, ставшую довольно известной цитатой: «Так не доставайся же ты никому!».

Перед смертью героиня благодарит его за свою гибель, ведь жизнь в мире холодных расчётливых дельцов была для неё мучением. Она не решилась бы на самоубийство, о котором, возможно, подумывала, а выпущенная в неё пуля стала для неё спасением.

Драма Ларисы Огудаловой заключается в том, что она, будучи чувственной, тонкой и романтичной натурой, оказывается в жестоком и примитивном мире, где материальное вытесняет духовное.

Люди думают только о деньгах, положении в обществе и развлечениях, а тех, кто по-настоящему умеет любить, мечтать и чувствовать, остаётся всё меньше, да и они чаще всего несчастны.

В произведении автор затрагивает тему соотношения человеческих чувств и холодного расчёта, показывая, что существование чувственных и душевных людей, столкнувшихся с жестокостью и бесчеловечностью, может окончиться трагедией.

Перед смертью Огудалова понимает, что в мире, где деньги и вещи ценятся выше чувств, она и сама стала красивой вещью, за которую борются мужчины как за ценный приз.

Об этом она говорит в своём монологе: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Наконец, слово для меня найдено», «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву.

Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова».

Если бы Лариса имела более жёсткий характер, то она, возможно, приспособилась жить в таком мире, прогнулась под него.

Но она является человеком высоких моральных качеств, а её душа намного чище, чем у всех остальных персонажей пьесы.

Поэтому она с благодарностью принимает смерть как избавление, погибая под шумное цыганское пение. В смерти она видит освобождение от мира, в котором для неё нет и не будет счастья.

В последних строчках произведения, умирая, героиня подбирает пистолет, чтобы всё выглядело как самоубийство, напоследок говорит, что ни на кого не жалуется и не обижается, а всех подоспевших на место действия называет хорошими людьми. В этом, опять же, можно увидеть настоящую чистоту и красоту её души.

Образ и характеристика Ларисы Огудаловой в пьесе Бесприданнице Островского сочинение

Образ ларисы в произведении бесприданница. Образ и характеристика Ларисы Огудаловой (Бесприданница Островского)

У Островского были написаны произведения про женщин, у которых не легкая жизнь. И это пьеса одна из них. Тут же автор показывает несчастную любовь, и к чему она может привести.

героиня попадает в такую жизнь, которая показывает всю жестокость общества. Автор хочет показать, что люди забывают, что они являются ими. А Лариса попадает примером такой жизни. Они даже не задумываются о чувствах других. Думаю только о выгоде и о развлечениях.

героиня обладает приятными качествами, но в скором времени они ей и повредят. Она добрая девушка, и имеет хорошее воспитание. Оно показывается тогда, когда Лариса достаточно хорошо относится ко всем, и с уважением. Я считаю, что ее мать относится к ней несправедливо.

цель матери в жизни, это за счет своего вранья, получить, что она хочет. Также, когда искала жениха своей дочери, имела задачу найти богатого. Не думала она совсем о счастье Ларисы. Считая, что если будут деньги, ей будет неплохо житься. Мать и дочь достаточно разные, и это сразу заметно.

героиня потерпела разочарование в любви, да и прошло немного и времени. Но ей уже говорят искать жениха, ведь время идет и неважно будет ли она его любить.

Лариса испытывает сильную боль, и никто ее не понимает. В ее доме только и есть, что непонимание. героиня, как будто одна осталась на этом свете. Я думаю, что последняя ее капля была, это когда приехал Паратов. Это было достаточно жестоко, когда ухаживал целых два месяца и потом просто бросил.

Что же остается главной героини, это выйти за Карандышева. Она была достаточно несчастная с ним, да и пропал ее смысл жизни вообще. Жених ее является тем типом людей, которые имеют высокомерие, но при этом никто в этой жизни.

Над ним смеются другие, а он этого не видит, и думает, что становится одним из них. Последним спасением Ларисы – деревня. Она все хочет туда уехать, почувствовать покой.

Там же пение птиц, что очень успокаивает девушку и дает ей новые силы.

героиня думает, что Паратов не плохой человек. Да и для нее он идеал. Но как было бы не больно признавать, но он тот же жестокий, как все их общество. Она даже готова вернутся к нему, и уехать куда угодно с ним. Паратов не достоин главную героиню, хоть она этого даже не понимает. Окрыленная своей любовью, она забывает обо всем. И опять же она доверяется ему, что приводит в начальную ошибку.

Вариант 3

В произведении А.Н. Островского героиня столкнулась с расчетливостью и материальной потребностью мира, которая вытеснила истинную любовь. Здесь открыто выражена драма человеческой личности в расчетливом обществе. Лариса Дмитриевна стала жертвой этого мира.

Она милая девушка, хорошо относится к своей матери и окружающим людям. Её мать практичная особа, ищет богатого и выгодного жениха для своей дочери. Но Лариса Дмитриевна сердечно переживает, ведь в её сердце живет истинная любовь и преданность к любимому человеку. Она уже успела разочароваться в нем, когда тот неожиданно исчезает после встреч с ней.

У девушки чуткая и ранимая натура, забыть своего возлюбленного не получается. Мать навязывает девушке брак с Карандышевым, считая, что тот выгодный жених для её дочери. Но Ларисе он противен, суть жениха состоит в высокомерии и ничтожестве. От своих переживаний девушка ищет спасения в деревне.

Она утешается песнями, в её душе звучит различная музыка: от цыганских песен до русских романсов.

Когда появляется её любимый, Лариса готова простить ему многое. Но до конца она не знает своего возлюбленного, не понимая в том, что его сущность отличается от её: примитивностью, расчетливостью и самолюбием.

Паратов хочет весело провести остаток «холостых дней», для этого он приглашает Ларису Дмитриевну прокатиться с ним по реке Волге, где потом и признается, что не готов жениться на ней. Сцена разговора двух людей после поездки полна драмы и разочарований.

Девушка с ужасом узнает, что её любимый уже обручен и её использовал, как развлекательную вещь. Как жить дальше? Лариса не знает. Отдать всю себя, душу и тело, не получив ничего взамен, печально. Душа у девушки растерзана.

Выйти замуж за другого человека она не хочет, не спасет её и этот выход.  Её единственный выход – умереть. Спасает её Карандышев, выстрелив в свою несостоявшуюся невесту.

Умирая девушка благодарит его за то, что он помог уйти из этого ничтожного мира, в котором исчезли её любовь и иллюзии. Лариса ощущает себя продажной вещью, где преобладает расчетливость.

В заключение сочинения хочется отметить, что драматический эпизод заключается в том, что внутреннее содержание у Ларисы чище, чем у других людей. Материальная потребность вытеснила в мире буквально все: любовь, добро, душевность.

Лариса поняла, что любовь стоит после денег и положения в обществе и не смогла жить в нем. В драматической пьесе Островский заострил данную проблему, добился того, чтобы читатель понял соотношение чувств и расчетов.

Если многие будут выбирать деньги и расчет, то навсегда исчезнет преданность и главное чувство – любовь!

  • Характеристика и образ Эраста в повести Бедная Лиза Карамзина сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Эраст, представленный в образе молодого, привлекательного и богатого дворянина.

  • Образ и характеристика Сергея Паратова в пьесе Бесприданница Островского сочинение

    Сергей Сергеевич Паратов – один из центральных образов в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница». Человек яркий, сильный, богатый, уверенный в себе, Сергей Паратов всегда и везде был центром внимания.

  • Почему важно мечтать? Итоговое сочинение

    Мечтания позволяют установить цель, к которой следует стремится, при этом мечта, как правило, представляет собой довольно высокую цель, такую, которую трудно достичь, такую, которую достигнуть иногда вообще не представляется возможным

  • Образ и характеристика Андрея Соколова в рассказе Судьба человека Шолохова сочинение

    Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» был опубликован впервые в 1956 году. Сюжет произведения основан на реальных фактах. История, услышанная автором от бывшего фронтовика

  • Характеристика и образ Муму в рассказе Тургенева

    Муму – собачка, сыгравшая главную роль в одноимённом рассказе Ивана Тургенева. Её трагическая история способна вызвать слезы у любого, даже равнодушного читателя.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.