Ненецкий национальный костюм. Традиционная одежда коренных народов севера Национальная обувь ненцев

Содержание

Удивительная история национальной традиционной одежды чукчей

Ненецкий национальный костюм. Традиционная одежда коренных народов севера Национальная обувь ненцев

Коренные народы Севера, обитающие далеко от больших городов, до сих пор носят национальную одежду.

Это не только дань традициям, но и оптимальное решение приспособиться к суровым погодным условиям, образу жизни и работе на открытом воздухе. Не составили исключение и чукчи.

Костюмы, несмотря на появление новых материалов и внедрение цивилизации в быт, и сейчас сохраняют элементы прошлого, в большинстве случаев материалы и способ отделки остались прежними.

Одежда

Вся одежда чукотского народа шьется из кожи и шкуры оленей, а также морских млекопитающих (например, тюленей). Благодаря материалу она получается теплой и прочной.

Кроме того, обувь и некоторая верхняя одежда делается из шкуры морского животного – нерпы. Для чукчей важно одеваться тепло и удобно. Ведь основными занятиями выступают оленеводство, охота.

Преследуя зверя, мужчины часами идут за добычей и нередко вынуждены ночевать на открытом воздухе.

Кухлянка

Национальный костюм чукчи обязательно составляет куртка из оленьей шкуры. Зимой одежду носят в два слоя: мехом внутрь и наружу, а летом только в один.

Воротник широкий, через него продевается веревка из сухожилий, благодаря которой он затягивается. Запястья кухлянки специально делают уже, чтобы рука беспрепятственно проходила под полу одежды.

Для большего комфорта, низ и воротник отделывают мехом собаки, росомахи или песца.

Еще у куртки специальный пояс – он прекрасно закрепляет ножи и другую амуницию.

Удивительным фактом является то, что кухлянку можно носить и в сорокаградусный мороз на голое тело! Охотники в тундре остаются ночевать в куртке на свежем воздухе. Она заменяет теплый спальный мешок.

Камлейка

Причиной появления этого одеяния послужило то, что меховая одежда в сырую и снежную погоду намокает и теряет свои согревающие качества. Поэтому стали шить камлейку – своеобразный дождевик. Внешне похожа на рубаху с капюшоном.

Эту традиционную накидку надевают на верхнюю одежду. Куртку издревле делали из горловой ткани и кишок таких морских обитателей, как сивуч, морж, нерпа.

Штаны меховые

Летом и пока позволяет температура, чукотские мужчины носят штаны из шкуры тюленя, иногда – из оленьей кожи. Под них зачастую надевают другие, например, из бараньего меха.

Зимой же одежда гораздо теплее. До августа охотники убивают годовалого оленя. Его шкуру используют в пошиве самых теплых чукотских штанов.
Еще один элемент зимнего гардероба – чулки. Их надевают под низ. Делаются также из кусков оленьего меха (берут с бедер животного).

Женщины носят теплый комбинезон с широким воротом и рукавами, продолжающийся до колен. В зимнее время он двойной, летом – одинарный.

Унты

Слово в переводе с эвенкийского так и значит – «обувь». Для изготовления используют шкурки с ног зайцев или оленей. Для подошвы также применяют шкуру парнокопытного, внутри сапоги покрывают мехом.

В редких случаях обувь делают высокой (у женщин до колен, у мужчин – до голени). Чтобы было удобнее, вставляется внутренняя стелька из войлока (если получается достать материал).

Изделие дополнительно украшают вышивкой или бисером.

А вы знали, что летчики Первой мировой войны носили унты из овчины? Военные любили эти сапоги, так как они позволяли держать ноги в тепле даже на самой экстремальной высоте при открытой кабине самолета!

Маклаки

Очень похожи на описанную выше национальную обувь чукчей, только эту носят чаще обитатели американского континента. В высоту изделие доходит лишь до голени. Маклаки шьются из оленьего меха. Нередко снаружи прикрепляют кисти или помпоны из лисьего или кроличьего меха, украшают вышивками.

В восточной части Аляски и в Гренландии используют технику обрамления обуви хрящами различных животных. Это позволяет охотнику бесшумно преследовать свою жертву, так как походка становится мягкой и незаметной.

Шапки и рукавицы

Удивительно, но чукчи раньше практически не носили головные уборы и варежки, несмотря на холод. Причина этого до конца не ясна. Но в 21 веке можно увидеть представителя древнего народа в современной шапке или теплом платке.

Капорообразная шапка

Шляпы раньше могли позволить себе шаманы или жители, обладающие довольно высоким статусом. Но к распространенным головным уборам все же относилась капорообразная шапка из меха. Она чем-то схожа с женским чепцом и напоминает уменьшенный капюшон.

Шьют изделие из бобра, соболя и других мелких зверей. Изнутри шапку подбивают меховушками из горностая, белки, зайца и лисы.
Женщины сейчас покрывают голову красивыми разноцветными платками.

Рукавицы кокколо

Для пошива берут камус молодого оленя, но используют и замшу животного или лосиную шкуру. Запястье украшают бисером или разноцветными лентами. Изделие просторное и длинное. Внутри ничем не обрабатывается, носится мехом наружу. С виду рукавицы выглядят легкими, но они прекрасно греют и не портятся при потении.

Вышивка

А вы знали, что раньше племена Крайнего Севера расшивали одежду волосом оленя? Материал брали из подшейного отдела животного. Сегодня мастерицы используют обычные магазинные ленты и нити. Чукчи привыкают вышивать обыкновенными мулине. Но в качестве инструмента продолжают пользоваться жилами.

Вышивка получается в виде рисунка или аппликации, выполняемой декоративным швом.

Украшают чукотские мастерицы все – обувь, пояса, головные уборы, сумки и т.д. В качестве декоративных элементов часто используют полоски ровдуги (замши), всевозможные лоскутки, мех и кожу.

Нередко можно увидеть народные узоры в виде различного сочетания квадратов, полос всех цветов. Такие орнаменты смотрятся красиво и несут в себе определенный смысл. К примеру:

  • светло-темные оттенки – соседство тьмы и света;
  • шахматный узор – тропа оленя;
  • круг – это солнце.

Бисер

Раньше чукчи изготавливали бусины в форме столбиков и кружков. Их аккуратно точили из кости и красили оттенками из природных материалов. Горсть таких бисеринок стоила дорого, за них могли отдать большого оленя.

Теперь чукотские женщины используют современный материал, а прошлый хранят как дорогой раритет.

Искусство вышивания передается поколениями. Что интересно, сама техника особых изменений с древних времен не претерпела. Но сейчас на одежде стали изображать больше растений и животных, узор теперь немного крупнее прошлого.

Сумки

В быту им всегда находится применение. Используются в основном как:

  • хранилище для мяса;
  • переноска утвари;
  • емкость, куда собирают коренья;
  • вместилище для материалов и инструментов для рукоделия.

Чукотские сумки различаются по формам и размерам. Так, для хранения рыбы и мяса они большие, делаются из жесткой лахтачьей шкуры. Носятся через плечо. А вот небольшие экземпляры цепляют к поясу (в них с древности хранили порох).

Сумки у народа принято украшать. Маленькие покрывают орнаментами из кожи – светлой на темном фоне. Мастерицы любят вырезать различные геометрические фигуры (треугольники, круги, квадраты, полосы и др.), которые нашивают в специальном ритме, с определенным смыслом. Помимо этого, активно используют бисер и ленты.

Кстати, на различных ярмарках малочисленных народов Севера часто мастерицы предлагают не только купить одну из своих украшенных сумок, но и показывают, как можно декорировать изделие самостоятельно, объясняя смысл узора.

Очки

Раньше их делали из дерева, из кожи с прорезями для глаз, из кости моржа. Сейчас чукчи чаще покупают современный вариант аксессуара.
Носят их зимой, чтобы защищать глаза от ожога. Дело в том, что от снежной поверхности отражается ультрафиолетовая радиация, которая может вызвать травму роговицы глаз (встречается у горнолыжников, полярников и т. д.).

Заключение

Одежда чукчей служит надежным средством защиты от морозов. Поэтому ее с древних времен делают из теплых шкур животных – оленей, лосей, кожи тюленя, нерпы, соболей и других.

Традиционный мужской костюм состоит из меховой куртки – камлейки, дождевика (сохраняет верхнюю одежду от промокания во время охоты и работы на пастбище), штанов из шкуры оленя и унтов. Украшают одежду, сумки, обувь вышивками (бисером, лентами, мехом).

Незаменимая часть мужского и женского гардероба в зимнее время – очки, защищающие от слепящего снега.

Народ ненцы: определение, характеристика, основной вид деятельности, наряды, фото, исторические традиции и богатая культура

Ненецкий национальный костюм. Традиционная одежда коренных народов севера Национальная обувь ненцев

Мы привыкли ехать в поисках каких-то диковинных народностей в заморские страны. Но стоит вспомнить, что и в России проживает много необычных малочисленных коренных народов. Например, на берегу Северного Ледовитого океана живет древний народ ненцы.

Традиционные занятия, религиозные верования, быт, культура этого народа иногда нам кажутся далекими и непонятными, напоминающими инопланетные. Еще бы, они хранят безголовых кукол в память о своих предках, живут в небольших чумах, их детей можно увидеть спящими на снегу. И тем не менее, такой народ России, как ненцы – неотъемлемая часть страны, ее гордость.

Стоит более подробно охарактеризовать этих северных людей, разобраться в их основных видах деятельности, исторических традициях.

Территория проживания и численность

Ненцы относятся к самодийскому народу, проживающему на берегах Северного Ледовитого океана, на Кольском полуострове и Таймыре. Устаревшими названиями этого народа являются “самояды”, “юраки”.

К месту современного обитания они прибыли с территории южной Сибири в 1 тысячелетии н. э. Ненцы Севера – это самая многочисленная группа среди других народов этого региона. В России насчитывается 41 302 ненца.

Половина из них проживает в Ямало-Ненецком автономном округе.

Территория ненцев довольно обширная. Их разделяют на две группы:

  1. Тундровые. Их больше всего. Они проживают в тундровой зоне Кольского полуострова, на правом берегу низовья реки Енисей. Это современная территория Мурманской и Архангельской областей, что составляет Ненецкий округ, также Тюменская область (Ямало-Ненецкий округ), Красноярский край (Таймырский или Долгано-Ненецкий АО).
  2. Лесные. Их численность небольшая – 1500 человек. Одни расселились в тайге (междуречье Енисея и Оби). Другие живут в бассейне реки Пур. Также лесные ненцы встречаются возле верховий реки Надым, а именно у ее притоков – Аган, Тромеган, Лямин.

Из истории ненецкого народа

Какова история этого народа? Еще в летописных трудах монаха Нестора упоминается о северных племенах – ненцах. Фото, представленные в статье, доказывают, что это очень самобытный народ. Считается, что его представители очень хорошо разбираются в людях.

Да и само слово “ненец” имеет значение “настоящий человек”. Хотя в старину у них было неприглядное название “самояды”, означающее “поедающие сами себя”. Ведь у ненецких предков было обычным делом заниматься обрядами каннибализма.

В этом они не видели ничего плохого и выбирали в качестве жертвы для своих нуждающихся жителей тело слабого соплеменника. Поистине счастливым считался человек, сам приносивший себя в жертву. Его потомкам не нужно было ухаживать за больным, и они имели, чем поживиться.

Для многих такой ритуал может показаться варварским, ведь дети занимались отцеубийством под заклинания шаманов. После завершения жертвоприношения тело делили между собой все соплеменники.

Некоторые историки имеют другую точку зрения и считают, что ненцев называли “сыроядами” за то, что они поедали сырое мясо. Обе эти версии являются всего лишь догадками об истории далеких северных племен.

На развитие народов Арктики большое влияние оказала Российская империя. В 16 веке отмечалось строительство городков и острогов для ненцев. Это сегодняшние Сургут, Березов, Обдорск. Русские стали торговать с оленеводами, что приносило пользу и тем и другим.

Ненецкие племена получили возможность иметь ткани, оружие, изделия из металла.

К какому антропологическому типу относятся?

В плане антропологии ненецкий народ относится к уральской контактной малой расе. Ее представители сочетают европеоидные и монголоидные признаки.

Так как ненцы проживают на довольно обширной территории, то антропологически их можно разделить на несколько групп, которые демонстрируют понижение степени монголоидности с восточных областей к западным.

Меньше всего монголоидных черт зафиксировано у лесных представителей народности.

Традиционные занятия ненцев и быт

Чем же живет этот северный народ? Традиционным занятием народа ненцы считается крупностадное оленеводство. Занимаясь этой отраслью, пастухам приходится круглый год выпасать животных с оленегонными собаками.

Также они берут оленей в упряжки и ездят в санях. У мужских легковых нарт имеется только задняя спинка у сидения, а у женских – передняя и боковая, для удобства перевозки детей.

В упряжке может находиться от трех до семи оленей.

Управлять санями и садиться в них нужно с левой стороны, потому что одна вожжа прикрепляется к уздечке оленя слева, для координации движения. Часто в сани кладут металлическое копье для охоты. Упряжь покрывают кожей оленя или морского зайца.

Грузовые сани называются нартами, в них запрягают по два оленя. Иногда из нескольких нарт составляют один аргищ, когда оленей привязывают цепочками к предыдущим нартам. Часто извозчиками аргищ становятся девочки подросткового возраста, а старшие мужчины управляют легковыми упряжками возле стада.

Нарты также используются для создания специальных загонов для вылавливания арканом нужных животных. Северные олени поедают ягель (мох). Когда кормовые запасы истощаются, стадо перегоняют в другое место. Семьи пастухов кочуют вместе с оленьими стадами.

Приспосабливаясь к кочевому образу жизни, ненцы придумали специальное разборное жилище – чум. Делают его в виде конусообразного сооружения, состоящего из 25-30 жердей. Фото ненцев в статье демонстрируют их жилье и основные занятия.

О жизни в чумах вы прочитаете немного ниже.

Кроме выпаса оленей, этот народ отлавливает песцов, лисиц, росомах, горностаев, диких северных оленей. На пушных зверей охотятся специальными деревянными ловушками-пастями, железными капканами, петлями. Добычей северного народа часто бывают куропатки, гуси, глухари. Летом они также вылавливают рыбу. Женщины выделывают шкуры животных, шьют одежду, сумки, накрытия для чумов.

Национальная одежда

Жители Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономного округа привыкли к суровым природным условиям. Большой ценностью для ненецких мужчин и женщин считается теплая одежда. Зимой она помогает справиться с жестокими морозами, летом – с гнусом. Ненцы придумали специальную нательную меховую рубаху – малицу.

К ней пришиваются капюшон и рукавицы. В очень теплой малице обеспечена защита тела и головы от холода, ветра. Открытым остается только лицо. Мех плотно прилегает к телу, потому что шьют малицу мехом внутрь. Такую одежду ненцы украшают специальными меховыми узорами, которые пришивают иголками.

Получается своеобразный меховой кант.

Зимой используют новые малицы, летом ходят в старых. Их даже надевают, отправляясь на близкие расстояния. Капюшон у малицы именуется савой. Снизу капюшон стягивается ремешками. Пришитые к одежде рукавицы называются нгоба.

Малицу обязательно подпоясывают специальным поясом – ни. Пояс еще используется для того, чтобы к нему пришить ножны для оружия. Для очень сильных морозов, кроме малицы, поверх надевают совик из меха.

Часто его капюшон украшают песцовыми хвостами.

Женская одежда более сложная. Речь идет о распашной шубе – паны. Верхнюю часть такой шубы составляют шкурки камусов (верхних частей ног оленя). Шьют такую шубу мехом наверх, низ отделывают песцовым мехом. Возле рукавов пришивают рукавицы.

Украшает паны меховая мозаика, кисти, цветные суконные канты. Сверху шубы надевается суконный чехол с узорами. Верхняя одежда фиксируется длинным поясом с кисточками. Кроме роскошной шубы для женщины изготавливается специальный меховой капор – сава.

Его уже не прикрепляют к шубе.

Лакомые блюда ненцев

Благодаря природной смекалке и мужеству, ненецкий народ противостоит беспощадной природе. Эти люди берут у нее все нужное для существования. Одной из первых необходимостей считается пища. Ненецкие женщины готовят пищу и заготавливают кое-что впрок. Мужчины приносят мясо и рыбу. Растительной пищи они употребляют совсем немного. В зимний период главным лакомством является мясо оленя.

Ненцы очень любят свежую оленину. Поедание свежего мяса для них праздник. Особенно часто они поедают рога молодых оленей. Для этого они отрезают концы рогов и бросают их в огонь.

Поджаренные хрящевые окончания им кажутся очень вкусными. Осенью ненцы производят массовый забой оленей. Тогда мясо зарывают в мерзлую землю, служащую своеобразным погребом. Кое-кто коптит мясо со спины оленя на костре.

Иногда его вялят на солнце или солят.

С приходом зимы ненцы с удовольствием поедают свои мясные запасы и пьют замороженную оленью кровь. Также некоторым удается сварить куропатку. Весной начинается сезон ловли птиц: гагар, уток, гусей.

Священными птицами для этого народа считаются чайки, их они никогда не ловят. А вот во время линьки гусей очень часто лакомятся их мясом. Его также иногда вялят.

Еще едят гусиные и утиные яйца в вареном виде.

Хотя медведь у северного народа является священным животным, но иногда они не прочь попробовать его мяса. Проживающие возле моря ненцы часто вытапливают жир морских обитателей. В ход идут морские зайцы, моржи, нерпы. Иногда в пищу используется и мясо этих животных.

Летом ненцы питаются рыбой. Особенно ее вылавливают те, у кого мало оленей. Рыбу употребляют сырой, просто чуть солят или макают в соленую воду.

Зимой из рыбы готовят строганину – свежую мороженую рыбу, которую состругивают острым ножом. В летний период рыбу заготавливают впрок. Очень часто используется специальная просушка рыбы – юкола (пэхэ).

Ненцы также любят икру, добытую из озерной или речной рыбы.

Еще одним изобретением западных ненцев стал пресный хлеб. Из растительной пищи в ход идет морошка, голубика, брусника. Из толокнянки готовят жидкую кашу. А вот ягоды и грибы ненцы на зиму не заготавливают. Дело в том, что грибами очень любят лакомиться олени, да и их не так много в тех краях.

Излюбленным напитком ненцев является чай, его они пьют не реже трех раз за день. Только заваривают очень крепкий напиток. Летом в качестве заварки используют траву иван-чай или листья морошки. Также ненцы научились лечиться многими лекарственными травами.

Письменность и язык

Ненецкий язык входит в группу самодийских языков. На нем разговаривает около 27 000 человек. Некоторые ненцы перешли на русский язык. Кроме него чувствуется влияние хантыйского и комизырянского языков. Встречается лесное и тундровое наречие.

В 1932 году создали ненецкую письменность, основанную на латинской графике. Позже использовалась русская графика. Тундровое наречие повлияло на формирование литературного языка. В ненецкой национальной школе обязательным предметом является родной язык. Во многих школах его изучают на факультативах.

Религиозные взгляды

Религия ненцев связана с анимистическими представлениями. Понятие “анимизм” происходит от слова “Anima” со значением “душа”. Весь окружающий мир ненцы наделяют живыми духами. Они видят духов в реках, озерах, явлениях природы.

Всех духов ненцы делят на добрых и злых. Добрые помогают людям, а злые насылают беды и несчастья. Чтобы умилостивить духов, ненцы приносят жертвоприношения. Злым духам преподносят содержимое желудка оленя, собранное в семь кусков.

У ненцев есть духи-покровители окружающего мира. Хозяином и дарителем пушнины, зверя, дичи, хранителем стад оленей они считают Илебям пэртя. Водой у ненцев владеет Ид ерв, повелителем ветров выступает Яха ерв. Бабушка огня – Ту хада.

Значение чума для ненцев

Жильем ненцев с древних времен является чум. Этот народ считает чум центром всей семейной жизни. На верхушке чума делают отверстие, соответствующее дневному местонахождению солнца и ночному – месяца. 30 высоких шестов, покрытых шкурами, напоминают воздушную сферу, окутывающую Землю.

Богатые семьи устанавливали огромные чумы, бедные – совсем остроконечные. Для постройки чума у некоторых уходит до 40 шестов. Оленьи шкуры, которыми покрывают чум, называются нюками. На покрытие зимнего чума уходит до 70 оленьих шкур. В диаметре чум составляет 8 м.

Туда можно поместить до 20 человек.

В центре чума находится шест, место возле которого считается священным. Его называют сизмы. В чуме также есть секторы для мужчины, женщины и спальня. В спальной зоне могут играть дети.

Перемещаясь с места на место, владельцы забирают чум с собой. Это не предоставляет особых неудобств, потому что массивной мебели ненцы не заводят. Для маленького ребенка в чум помещают люльку, в которой он находится, пока не начнет ходить.

Женщины занимаются разведением очага, они колют дрова, сушат их и разводят огонь. Перед тем как войти в помещение, мужчина обязательно сметает снег с обуви. Одежду он оставляет на нартах. В чуме он переодевается в домашнюю одежду. Гостям в чуме также отводится особое место.

Угроза исчезновения культуры малочисленного народа

Последние годы традиции ненцев, язык, национальное достоинство подверглись сильным деформациям. Действительно, проблемам и культурным ценностям коренных народов севера уделяется недостаточно внимания.

У многих россиян нет представления о занятиях ненцев, быте, образе жизни. А ведь этот народ такой же редкий, как некоторые растения и животные. Культуру народов Крайнего Севера нужно обязательно сохранить.

Традиции и обычаи ханты, манси, ненцев, селькупов должны жить!

Ненцы — старинные жители Севера

Ненецкий национальный костюм. Традиционная одежда коренных народов севера Национальная обувь ненцев

Ненцы являются самодийским народом России и подразделяются на сибирских (азиатских) и европейских. Из всех коренных малочисленных народов Севера России ненцы самый многочисленный. В мире проживает около 45 000 ненцев и все они населяют территории Российской Федерации.

Народ поделен на две группы: лесных и тундровых. Вторая группа представляет большинство, лесных всего 1500 человек.

Где живут

Народ проживает на территории евразийского побережья Северного Ледовитого океана, от Кольского полуострова до Таймыра. Европейские ненцы живут в Архангельской области, в Ненецком автономном округе.

Сибирские расселены на территории Тюменской области, в Ямало-Ненецком автономном округе и Красноярском крае, в Долгано-Ненецком Таймырском муниципальном районе.

Небольшими группами народ проживает в Республике Коми, Ханты-Мансийском автономном округе, Архангельской и Мурманской областях.

Название

Этноним ненцы переводится как «настоящий человек» и закрепился за народом с 1930-х годов. Другие наименования народности ненэч, ненэй, хасово, нещанг. Устаревшие названия: самоеды, юраки.

Язык

Ненецкий язык принадлежит к самодийской группе уральской языковой семьи и делится на два диалекта:

  1. лесной, отличается разнообразным фонетическим составом, из-за чего языковой контакт с носителями второго диалекта весьма затруднен. Делится на различные говоры;
  2. тундровый, делится на восточные и западные говоры, носители которых хорошо понимают друг друга.

В конце 19 века были выпущены первые книги на ненецком языке, на основе русского алфавита, но без нескольких букв. Первый ненецкий алфавит был создан в 1931 году на латинской основе.

В 1937 году он был переведен на кириллицу. Сначала это был русский алфавит с добавлением знака «'» и диграфа «нг», который в 1950 году был заменен на букву «ӈ». Дополнительно был введен знак «“».

Более 70% ненцев считают ненецкий язык родным.

Религия

Традиционная религия — анимизм. Ненцы верили, что весь мир наполнен духами, у озер, рек и явлений природы есть духи-хозяева. От них зависит жизнь человека и удача в промыслах. Ненцы приносили духам пожертвования, чтобы сдобрить их. Духи подразделялись на два типа:

  1. добрые помогали людям в различных делах;
  2. злые насылали на человека болезни и несчастья.

По представлению народа, Вселенная поделена на три мира, которые вертикально располагаются друг над другом: Верхний, Средний и Нижний. Верхний мир состоит из семи небес и располагается над землей, там живут божества.

Средним является сама Земля, где живут люди и различные духи. Земля плоская и окружена морем. Под землей находится Нижний мир, в нем семь ярусов, на которых обитают злые духи. На первом ярусе живут духи сихиртя, для которых земля является небом.

Они пасут земляных оленей «я-хора».

На небе живет создатель вселенной по имени Нума. Он управляет временами года, холодом и теплом, бурями, ветром. У создателя есть жена и сыновья. Каждый год ненцы поднимались на возвышенное открытое место и приносили в жертву Нуму белого оленя. Мясо съедали, голову с рогами надевали на кол и ставили мордой на восток.

В подземном мире живет его владыка Нга. К нему попадают души людей после смерти. В Среднем мире правят две покровительницы: грешница Парны-Не и светлая мать Земля Я-Небя.

Еда

Олени дают народу мясо и жир для питания. Часто оленину засаливают и хранят долгое время. Такое мясо едят сырым, коптят, вялят. Ненцы в свежем виде употребляют в пищу почки, печень, кровь оленей. Изысканной пищей считается для них язык, часть желудка сычуг, сердце.

Чтобы выживать в суровых условиях, народ употребляет кровь и мясо в сыром виде, эти продукты не только утоляют голод и жажду, но и насыщают организм полезными веществами, витаминами В2 и С, которых в мясе оленя содержится немалое количество.

Поэтому ненцы никогда не болеют цингой.

Деликатесом считаются молодые рога оленя — панты. Их хрящи наполнены кровеносными сосудами. Ненцы употребляют в пищу перегнившее мясо (копальхен). Из рыбы делают колотушку — сильно замороженную рыбу, которую разбивают целиком об стол.

Едят, кроме оленины, говядину, свинину, морских зверей, пресноводную рыбу, которую тушат или варят. Очень любят ненцы жареную на закрытом огне оленину. Это блюдо похоже на шашлык, только не маринованный. Строганину делают из сига, печени и оленьего мяса.

Ненцы готовят суп с мукой, тушеное мясо с макаронными изделиями, блины с кровью. На гарнир обычно едят рис, макароны, овощи бывают в рационе довольно редко. Любимый напиток народа — чай, пьют морсы, компоты. Напитки готовят из ягод: морошки и черники. Варят кисель из ягодного сока с крахмалом.

Хлеб предпочитают из ржаной муки.

Характер

Ненцы отличаются молчаливостью и скромностью. Они могут проигнорировать вопросы, которые им не понравились. Этот народ обладает своим внутренним миром, который иногда непонятен жителям современных мегаполисов.

Жизнь

Основными занятиями ненцев издавна являются оленеводство, охота и рыболовство. Они называют себя «дети оленя». Вся жизнь народа связана с оленями. Животные пасутся круглый год, следят за ними пастухи и собаки. На полуострове Ямал живут несколько тысяч оленеводов, которые держат около 500 000 оленей и ведут кочевой образ жизни.

Охотятся на росомаху, песца, лисицу, северного дикого оленя, горностая, глухаря, белую куропатку, гуся. Женщины занимаются пошивом одежды, сумок, покрышек, выделкой кожи, рубят дрова, готовят пищу, разжигают огонь и смотрят за детьми.

Малыши спят в люльках, которые наполняют сухим мхом. В качестве пеленок используют шкуры оленей. Девочкам мастерят кукол нухуко из клювов гусей или уток, пришитых друг к другу лоскутами. Мальчики играют с рогами и арканами, которыми ловят воображаемых оленей. С 4 лет их обучают готовить упряжь и управлять оленями.

Передвигаются на санях с оленьей упряжкой. Легковой транспорт делится на женский и мужской. Женские сани дополнительно оснащены боковой и передней стенкой для удобства езды с детьми.

Мужские сани оснащены только задней спинкой сиденья. В сани садятся с левой стороны, управление осуществляется вожжами. Изготавливают упряжь из кожи морского зайца или оленя.

Грузовые нарты запрягаются двумя оленями и из нескольких таких саней составляют караван.

Родовая структура ненцев состоит из двух фратрий:

  1. Вануйта, включает роды: Вэнго, Соль-Вануйта, Вануйта, Луца-Вануйта, Сабы, Яр, Соплии Япти, Яптик;
  2. Харючи, включают роды: Нгано-Харючи, Харючи, Нгадср, Сюхуней, Ладукай.

Жилище

С древних времен все ненцы живут в чумах. Для народа чум представляет собой не только жилье, но и является моделью мира в миниатюре.

Отверстие наверху символизирует связь с луной и солнцем, шесты — воздушную сферу, которая окутывает Землю. Считается, чем просторнее жилище, тем богаче семья.

Достаток также определяют по вершине чума, которая у бедняков остроконечной формы, у состоятельных она тупоконечная.

В самом центре чума расположен очаг, где готовят еду. По обе стороны очага — спальные места, напротив входа в жилище расположены культовые предметы и посуда. Из мебели есть только большой стол. Вместо кроватей оленьи шкуры, которые расстилают на циновках поверх широких досок.

Установка жилища является сугубо женским занятием. Место, где будет располагаться жилье, выбирают в зависимости от времени года.

Зимой чум ставят в месте, где он будет защищен от ветра, летом устанавливают на проветриваемых возвышенностях. Для сооружения жилья необходимо 40 шестов.

Зимой чум покрывают шкурами оленей, их может понадобиться до 75 штук. Летом шкуры снимают и покрывают жилище берестой.

Культура

Самый распространенный жанр фольклора ненцев — эпические сказания ярабц и сюдбабц. Исполняют их пением, поэтому часто называют эпическими песнями.

Героями сказаний сюдбабц являются великаны, которые добывают себе жену, сражаются с людьми и мстят кровной местью. В ярабц оплакивается тяжелая жизнь и страдания героя.

Существуют в фольклоре народа загадки, колыбельные песни, бытовые рассказы ярабцарка, сказки лаханако, которые делятся на несколько тематик:

  • легендарные
  • о животных
  • бытовые
  • волшебные

В лирических песнях нет устойчивого текста. Люди импровизируют и поют о том, что у них на душе в данный момент.

Традиции

Ненцы считают, что олень приносит счастье. Неприличным считается спрашивать у ненца, сколько в его стаде голов. У народа принято оставлять в жилище нескольких оленей из стада, которых называют авками.

Животные живут вместе с людьми в чуме и частично являются няньками для детей. Есть у ненцев и священные олени. На их рога надевают украшение в виде красных лент, на боках выстригают изображения духов или знак солнца. Этих оленей нельзя забивать на мясо.

Есть в стаде олени, которых используют только для гонок, и олени, которые приносят удачу.

Нельзя смеяться над едой, запрещено доедать за пожилыми людьми. Если во время еды упал кусок, это означает, что умершие хотят есть. Кусок ставят около очага.

К очажному кругу и шестам имеет право прикасаться только женщина. Во время розжига огня она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по силе, цвету пламени, дыму и треску дров. Под покровительством женщины находится все пространство чума, кроме прихожей. Мужчина, войдя в жилище, снимает обувь и верхнюю одежду, надевает домашнюю малицу и обувь кисы.

Одежда коренных народов севера. Верхнее платье женщин

Ненецкий национальный костюм. Традиционная одежда коренных народов севера Национальная обувь ненцев
serebryakovaaНачало Здесь А что же носит сама мастерица, так заботливо создающая одежды для своего мужа?

Северная красавица в традиционном костюме.

Традиционная одежда ненецкой женщины — паница. Это двойная (мехом внутрь и наружу) шуба с расходящимися полами, у которой низкий воротник из оленьего, песцового или заячьего меха.

Как и у малицы, к рукавам паницы пришиты рукавицы. Летом паницы шьют из яркого сукна.

Паница украшается бисером, лентами и аппликациями из меха и тканей. Так же вышита и передняя сторона обуви.

Именно эти бисерные вышивки и меховые орнаменты-мозаики прославили изделия северянок на весь свет. У каждого орнамента свое традиционное название: «оленьи рога», «заячьи уши», «ветки березы», «чумы» и т.д.

Паница.

Рассмотрим паницу более детально.

В отличие от мужской одежды малицы, женская паница (ягушка) имеет разрез спереди. В настоящее время она встречается двух типов, различающихся как покроем, так и характером украшений и отделки. Обычно на изготовление ягушки идёт четыре летних шкуры, для подкладки столько же осенних и одна шкурка на воротник.

Первый тип ягушки – бобровой или беличьей, был распространён у западных групп ненцев, в основном в Канинской и Тиманской тундрах. Сейчас этот тип одежды уже не шьют, она сохраняется только от старшего поколения и считается старинной и нарядной.

Верхнюю часть этой одежды (до талии) сшивают из кусков меха белки, бобра, лисицы, вставляя в швы лоскутки разноцветного сукна, скрученные у основания с узенькими полосками меха. Концы этих лоскутков свободно свисают вдоль груди, спины и рукавов.

Рукава – прямые, сильно суживающиеся к обшлагу, широкие в пройме, причём верхняя часть рукава шьётся вместе с наплечной частью лифа, так что одежда на плечах шва не имеет. Характерной особенностью этого типа одежды является отсутствие вертикальных конструктивных швов – все остальные швы являются горизонтальными.Шитьё одежды всегда начинают с верхней её части.

Подол шьют отдельно, затем пришивают. Нижняя часть одежды (от талии) представляет собой несколько горизонтально расположенных полос сначала оленьего, затем собачьего меха, разделённых друг от друга суконными прошивками, состоящими из разноцветных полосок сукна, сшитых в вертикальном направлении.

Полосы меха и сукна располагаются следующим образом (сверху вниз): полоса из мелкой телячьей шкуры тёмного цвета, где чередуются в вертикальном направлении полосы из светлого и тёмного меха, четыре-пять горизонтально расположенных светлых и тёмных узких полос, полоса собачьего чёрного меха, вставка из сукна; полоса пушистого собачьего меха ворсом вниз; вставка из сукна, опушка из белого собачьего меха. Ширина орнамента обычно бывает 4-5 см. В одной ягушке могут быть использованы различные орнаментальные мотивы. Например, на подоле «оленьи рога», на полочках «локоти лисицы», на обшлагах «головки». Швы, соединяющие суконные вставки с собачьим мехом, прокладывают подшейным волосом оленя.

Зимняя нарядная паница.

Воротник обычно делают из меха песца или красной лисицы. Этим же мехом окантовывают полы. К бортам от воротника до колен на некотором расстоянии друг от друга пришивают парные ровдужные (изготовленные из цветной замши) ремешки, служащие завязками. Обычно их бывает 14 штук (по 7 с каждой стороны). Ремешки эти завязывают изнутри. Для чего руки, как в малице, вынимают из рукавов. К рукавам пришивают рукавицы из камуса с отверстием на запястье для вынимания руки.Ягушка имеет подклад из зимней или летней постели мехом внутрь. Покрой подклада отличается от покроя самой одежды. Спина кроится из целой постели, но имеет небольшие клинья внизу по бокам, полы выкраиваются также из целого куска каждая. Вдоль бортов пришивают полоски меха из-под шеи оленя, длинный ворс которого не пропускает сквозь разрез холодный воздух. Рукава подклада выкраиваются отдельно из шейной части шкуры и имеют небольшие ластовицы. Подклад обычно не пришивается, а просто надевается под ягушку.

Зимняя паница.

Второй тип одежды распространён в качестве будничной и рабочей одежды, иногда и праздничной в западных тундрах Ямала. Эту одежду шьют целиком из оленьего меха. По покрою она значительно отличается от первого типа, потому что она кроится в вертикальном направлении. Одежда состоит из спинки, двух пол, рукава у неё выкраиваются отдельно и имеют ластовицы. Спинка состоит из тёх полотнищ, причём среднее обычно делают другого цвета, чем боковые. Борта делают также из меха другого цвета, чем полки (обычно – тёмные). На плечах, вдоль бортов и на обшлагах прокладывают полоски из белого и тёмного меха (или сукна). Подол изделия шьют отдельно тоже из оленьего меха, обычно того же цвета, что и борта. Между ним и нижней частью стана прокладывают также две-три полоски из белого и тёмного меха. Свободно свисающие полоски из сукна иногда пришивают только в верхней части спины. Воротник делают из хвостов песца.Эта женская одежда богато украшается вшивным орнаментом из камуса белого и тёмного цвета с прослойкой из цветных сукон – на плечах, по бортам и обшлагам рукавов. Рукавицы здесь иногда пришиваются к самой одежде, а не подкладу. Женская верхняя одежда носится обычно с поясом, при этом правая пола несколько находит на левую. Существуют еще и специальные летние паницы, сшитые из сукна, сходные по покрою с зимними.Основные детали летней ягушки могут быть красного и зелёного цветов, а полочки, подол и обшлага рукавов синего и чёрного. Пожилые ненки носят летние ягушки чёрного цвета, скромно украшенные нашитыми полосками жёлтого или красного сукна.

Летняя паница Большеземельной тундры.
Летняя суконная паница.

На голову ненки в холода надевают меховой капор. Его шьют из камуса с опушкой, а сзади подвешиваются фигурные прорезные медные пластины, бусы, пуговицы, монеты, которые при движении мелодично звенят.

Шапка женская

Летом ненцы могут носить те же малицы и паницы, но не новые, а старые, с вытертым мехом, тогда в них не жарко.

Ненка в женской малице. Мыс Парусный. Надымский р-н ЯНАО. Июль 2002 г. Экспедиция в Надымский район ЯНАО. Июль 2002 г.Руководитель Ю.Н. Квашнин (Снимок взят на сайте – http://www.ipdn.ru/fotogalereja/nyda/)

Обратите внимание, какое суровое, и вместе с тем прекрасное лицо у этой женщины. Ее красота под стать суровому северному лету. И при этом женщина похожа на жену индейского вождя. К слову, в 90-е годы Воркуте проводилась конференция народов крайнего севера, на которую приезжали и индейцы, и японцы…Ненецкие формы одежды распространены по всему Заполярью от Кольского полуострова до Таймыра.

Продолжение следует…

***

Как уточнение, к рассказу Зов Полярной звезды .

***По материалам рукописных альбомов «Земля моя – Коми», «Моя Воркута».В 1985-86 гг подобные работы делал каждый ученик 7-8 класса средней школы №14 города Воркуты (пос. Воргашор) в рамках курса географии.

http://www.ipdn.ru/fotogalereja/nyda/

http://www.elupuu.org/index.php?id=446
http://www.finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION_ID=353&ELEMENT_ID=2391
http://festival.1september.ru/articles/520202/
http://www.mestasily.ru/index.php?j=bok&r=wiw2&kh=141Литература: Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.136-143; Мухачёв А.Д. Путешествие в мир оленеводов.- Новосибирск, 2001.- С 21-22; Няруй В.Н. Легенды и явь ненецкой семьи.//Обская радуга.-2003.-Выпуск 9.-С.254-255; Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.129-132Народы России: энциклопедия/Гл.ред. В.А.Тишков-М.:Большая Российская энциклопедия, 1994.- С 252;Сусой Е.Г. Из глубины веков.-Институт проблем освоения Севера СО РАН.-Тюмень. 1994.-С.95; Чубарова Л. Медвежий след и локоть лисицы.//Северные просторы.-2005.-апрель.-С.8 ?

|

serebryakovaaПомерк алтарь небес, и в час богослуженьяТоржественно зажглись кадильницы-цветы,Сквозь звуки аромат плывет из темноты,Меланхоличный вальс и томное круженье.Тожественно зажглись тяжелые цветы,И скрипки нежный стон дрожит в изнеможенье,Меланхоличный вальс и томное круженье,Как много в небесах печальной доброты.И скрипки нежный стон дрожит в изнеможенье,А в робком сердце страх бездонной пустоты,Как много в небесах печальной доброты,Где тонет хладный диск в кровавом изверженье.А в робком сердце страх бездонной пустоты,Былого алый свет собрал все отраженье,Где тонет хладный диск в кровавом изверженье:

Во мне блестит фиал, где спят твои мечты!

Орнаменты Ямала в открытках

Ненецкий национальный костюм. Традиционная одежда коренных народов севера Национальная обувь ненцев
ntk_kakМалочисленные народы Крайнего Севера, живущие в Ямало-Ненецком автономном округе, в своём историческом развитии создали оригинальную культуру, максимально приближенную к условиям жизни в Заполярье.

Эта культура проявляется не только в повседневной хозяйственной деятельности, она теснейшим образом связана с ней — это основа, исток духовной жизни северных народов, их отличие друг от друга. Например, по конструкции нарт, покрою одежды, внутреннему убранству чума знающий глаз точно определит национальную и родовую принадлежность хозяина.

С бытовой и производственной культурой аборигенов Ямальского Севера тесно связано искусство украшения и орнаменталистики одежды, утвари ненцев, ханты, селькупов. Занимаясь созданием украшений, мастера добиваются органичного соединения высокой художественности работы и практичности в применении изготовленной вещи.

Одежда ямальских аборигенов разнообразна по своему покрою и декоративному оформлению. Ряд её элементов восходит к глубокой древности народов Севера и содержит в себе одухотворение явлений природы, которой поклонялись предки.

Поэтому у каждой народности свои требования к внешнему убранству одежды, которое также отличает не только народ от Народа, но и род от рода, мужчину от женщины или ребёнка.

Традиционным у народов Севера было украшение орнаментом одежды — летней и зимней, предметов домашнего обихода, различных видов сумок: они служили для хранения женских вещей, для хранения продуктов или перевозки товаров при касланиях.В орнаменте обычно использовался мех оленя различных оттенков, сукно.

Яркие цветовые пятна орнаментированной одежды, убранства хорошо видны на белоснежных просторах тундры.С развитием цивилизации народы Севера начинают использовать для создания своих орнаментов современные материалы, не утрачивая своей национальной самобытности. Из традиционных материалов с применением современных изготавливаются не только национальные предметы быта тундровиков, но и современные косметички, кошельки, бумажники, многое иное, что несёт на себе печать древнего искусства народов Севера в современном мире.

А ведь, сколько разновидностей орнаментов. Узоры, композию, цвета для орнаментов каждый народ брал в мире природы. Названия орнаментам давали по сходству с предметами. Каждый орнамент имел свое название, например:

«локоть песца»;«боковое приспособление для костра»;«лошадиный нос»;«утиные крылья»;«след медведя»

Из музея девочки Савонэ в г.Надым

Более позднее появился крестообразный орнамент. Связано это с христианизацией (17-18 вв.) Существует множество вариантов, орнамент подвергался переработке.Нац.орнамент с правой и левой стороны (мелкий шов, сшитый сухожилием)Фрагмент – меховой шубы, шапки с металическими и бисерными украшениями. НенцыМужской пояс – бисер кость кажа. НенцыФрагмент – женская меховая шуба (ненцы)Нижний орнамент женской одежды – сукно. ХантыЖенская меховая шуба и бок. орнамент. ХантыБерястенныем чаши на салфетке из сукна с нац. узоромЖенская сумка. НенцыПраздничная оленья упряжПраздничная оленья упряжДетская одежда. НенцыЖенская одежда. ХантыОрнамент на сумке. ХантыНенцкая сумка, украшенная узором полосами из сукна, бисера, меха, кожи. Бисерные полосы – поясаЛетняя женская одежда. ХантыНагрудное украшение платья. ХантыСумка-туцю – мех, кожа, сукно. Лесные ненцыИгольница – кожа, бисер, сукно. СелькупыМужской и женский узор. Ненцы

|

ntk_kakВчера не успела все открытки обработать, поэтому показываю только сегодня.

Алиса в стране чудес по ПК из Украины

От Гали galyushkaev мне пришла целая стопочка с сюжетами Алисы в стране чудес (это отдельная история)А вот эти открытки покажу здесь Два тиграи Густав КлимтИгра фавориты приносит свои результаты. Помимо самих открыток – я получила массу позитива читая их.

Кинкейд от Гали galiop

чудные пингвины от kukharishka

Рерих Н.К. Песнь утра от 2_red_cat_2

Русские цари и императоры от shizolation

Из серии привет из Беларуси от veselaja_belka

и на закуску – Яна Фефелова sovita

Обмен с Беларусью – КПД Новогодний 2003Разинкова К.Из Малазии – Вот так используют этот инструментПо робину – марки на открытках из БеларусиФевральский робин

Обмен с cheboksarka

Робин в жж – ко дню оптимиста от Юли happy_julia

Чтобы дойти до цели, прежде всего нужно идтиАвстралийский обменМельбурнРеклама концерта – БетховенРекламка- но какая- нео-импрессионисты В АвстралииИ ещё одна австралийская – акварель Джилл С.Т.у

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.