Ленивый ребенок — что делать? Ребёнок не хочет учиться: почему он такой ленивый? Советы родителям: что делать, если ребенок не хочет учиться, делать уроки, читать

Содержание

У меня ленивый ребенок — что делать? советы психолога

Ленивый ребенок — что делать? Ребёнок не хочет учиться: почему он такой ленивый? Советы родителям: что делать, если ребенок не хочет учиться, делать уроки, читать

Ответственность за воспитание детей целиком и полностью лежит на плечах родителей. Так что ни в коем случае не стоит говорить ребенку, что он ленивый. Ведь, навешивая на него ярлык, вы можете закрепить случайное проявление лености и лишь усугубить проблему. 

У меня ленивый ребенок! Он ничего не хочет делать и ему ничего не интересно! К сожалению, эти слова можно часто услышать от современных родителей. Но давайте вместе разберемся в этой проблеме. Действительно ли существуют ленивые дети, или вся вина лежит на их слабохарактерных родителях?

Советы психолога для родителей, которые думают, что у них ленивый ребенок

  • Ленивый ребенок: в чем причина?
  • Советы родителям, считающим что у них ленивый ребенок

Дело в том, что некоторые родители просто не в состоянии воспитать в своих малышах силу воли, необходимую для того, чтобы выполнять даже простейшие обязанности. Далее вы найдете советы психолога о том, как можно решить эту проблему.

Ленивый ребенок: в чем причина?

Словарное определение прилагательного «ленивый» — праздный, не желающий работать. Так мы называем людей, которые не хотят выполнять свои обязанности. Ведь это подразумевает некие усилия и жертвы с их стороны. Вместо этого они предпочитают заниматься чем-то приятным и увлекательным.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

К сожалению, часто родители ведут себя непоследовательно. Если вы не можете добиться от ребенка выполнения элементарных обязанностей, но при этом разрешаете, например, смотреть телевизор — не удивляйтесь, почему у вас растет ленивый ребенок.

Перед тем как вешать ярлык на ребенка, подумайте, всегда ли вы действуете правильно как родитель. Здесь существует 2 крайности:

  • Первый тип родителей позволяет детям делать что угодно.
  • Второй, напротив, отличается повышенной требовательностью.

Как вы наверняка знаете, любые крайности вредны, следует держаться золотой середины. Наши советы вам в этом помогут.

Понять в чем причина такого поведения

Если вы заметили, что ваш малыш стал лениться больше чем обычно и вас это беспокоит, необходимо установить причину. Запомните, что лень и вялость вовсе не являются синонимами низкого интеллекта. Эти вещи вообще никак не связаны.

Итак, прежде всего необходимо понять причины лени. Они могут быть медицинского характера, а могут быть связаны с семьей или социумом. Только тогда можно приступать непосредственно к исправлению ситуации.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Например, если причина кроется в низкой мотивации, важно говорить ободряющие слова каждый раз, как ребенок доведет хоть какое-то дело до конца. Причем совершенно не важно, порадует ли вас результат. Такой положительный стимул необходим для того, чтобы он с энтузиазмом брался за новые задания и выполнял их.

Коррекция поведения

Если спокойно поразмыслить о причинах появления лени, то скорее всего вы придете к выводу, что сами это позволили. Такой тип поведения является прямым следствием гиперопеки.

Поэтому стоит сменить тактику воспитания. Иначе лень прочно укоренится и ребенок вырастет ленивым взрослым. В идеале стоит поискать соратников в этом нелегком деле, чтобы совместными усилиями найти решение проблемы.

Например, будет полезно обратиться к успешному опыту других семей, почитать литературу на эту тему. В конце концов, обратиться за помощью к семейному психологу.

Стать примером для ребенка

Любой психолог вам скажет, что родители — основная ролевая модель поведения для своих детей. Так что на вас лежит огромная ответственность служить им живым примером правильного поведения. Ведь если вы сами не можете показать, как важна обязательность и дисциплина, то что уж говорить о детях.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Сперва малыши просто будут повторять за вами, а потом у них пробудится собственный интерес к самым разным занятиям и преодолению трудностей. Так, потихоньку, для лени в их жизни просто не останется места.

Поощрять

Если ребенок заслужил награду, он должен ее получить. Небольшой совет: старайтесь, чтобы это были полезные и действительно нужные ему вещи. Иначе ребенок начнет воспринимать вас как источник «легких денег».

В психологии это называется «положительное подкрепление«. Если вы будете последовательны, то рано или поздно даже самый ленивый ребенок четко уяснит: для того чтобы что-то получить, сперва нужно потрудиться.

Установить четкие правила и сроки исполнения заданий

Это действительно очень важно. Если вы хаотично раздаете задания и сами не помните, что поручили сделать, ребенку будет очень легко «отвертеться» от ответственности. Ведь, как мы уже говорили, ленивый ребенок — не значит глупый. Напротив, он пойдет на всевозможные ухищрения, лишь бы заморочить голову родителям и в итоге продолжать ничего не делать.

С другой стороны, часто такие дети начинают пытаться разжалобить родителей, чтобы они все сделали за них. Поэтому важно контролировать сроки выполнения заданий. Другими словами, если вы сказали убрать игрушки до обеда, то никаких оправданий просто не может быть.

И, напоследок, стоит еще раз напомнить, что родители полностью ответственны за поведение своих детей. Не существует ленивых детей, есть лишь бесхарактерные непоследовательные родители. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос целеустремленным и трудолюбивым, следует начать с себя!опубликовано econet.ru.

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Как заставить ребёнка учиться в школе и делать уроки — эффективные приемы

Ленивый ребенок — что делать? Ребёнок не хочет учиться: почему он такой ленивый? Советы родителям: что делать, если ребенок не хочет учиться, делать уроки, читать

Дорогие опытные и начинающие родители, перед тем как применять малоэффективные методы кнута и пряника, подумайте:

как сильно вам самим хотелось зазубривать строение инфузории-туфельки и извлекать корни из комплексного числа после восьмичасового просиживания за партой?

Для ваших детей школа — такая же работа, на которую вы ходите ежедневно, и такая же мука, когда вы берете ее на дом.

И, к сожалению, наша система образования нацелена не на результат, а на хорошие оценки.

Отсюда нежелание учиться, постоянное состояние стресса у ребенка, нездоровая конкуренция, проблемы с успеваемостью и самооценкой.

И это мы еще не вспоминали о пятнадцати с половиной кружках, которые ваше чадо посещает «для общего развития».

Сегодня говорим о том, как заставить ребёнка учиться в школе и делать уроки в младших и старших классах с минимум психологических потерь и желательно не из-под палки.

  • Как заставить ребёнка учиться делать уроки в 1 и 2 классе
  • Как бороться с ленью и плохими отметками
  • Шпаргалка для родителей, как облегчить процесс обучения
  • Основные причины неуспеваемости
  • Как заставить ребёнка учиться в школе в старших классах

Как заставить ребёнка учиться в школе и делать уроки в 1 и во 2 классе

А теперь вспомните, как мама с папой привели вас в первый класс, вручили портфель и букет и послали учиться.

Сказать, что, оказавшись среди 30 других детей, ребенок испытывает стресс — не сказать ничего.

Особенно если до этого чадо находилось в окружении бабушек и не посещало садик.

Поэтому начинать подготовку к школе, чтобы выписывание палочек в прописях не превратилась в совместную детско-родительскую истерию, нужно заранее.

Познавательные навыки, навыки самоконтроля и концентрации внимания формируются уже в дошкольном возрасте.

А значит, заниматься с ребенком, учить читать, считать и писать нужно до 1-го класса.

А в пору последнего отпускного лета организовать крохе рабочее место, объяснить, что начинается новый этап в жизни, каким он будет и почему он так важен.

В начале пути ключевую роль играет соблюдение режима дня.

Многие родители жалеют первоклашек, позволяя им пребывать в полупраздном состоянии.

Не стоит этого делать, ведь в младших классах нагрузка невелика и рассчитана именно на приучение ребенка к учебе и пробуждению в нем интереса к знаниям.

Другой вопрос, если вы выбрали какую-то, по вашему пониманию, супергимназию, по возвращению из которой ребенок вынужден часами делать уроки. Это ваша гигантская ошибка.

В первом-втором классах выполнение домашнего задания должно занимать не более часа.

В противном случае, дело вполне может быть не в лени малыша или нежелании учиться, а в несоизмеримо больших нагрузках.

Приготовьтесь также, что от вас потребуется терпение и свободное время, чтобы объяснять материал и контролировать выполнение заданий. Попросту вам придется заново учиться в школе.

Многие родители ошибочно полагают, что это исключительно работа преподаватели.

Но класс в среднестатистической школе состоит из 20-30 учеников.

Даже самый хороший учитель не способен при таком количестве детей практиковать индивидуальный подход.

В то же время первый преподаватель для чада должен быть таким же авторитетом, как и вы.

Если учитель не нравится ребенку или не может донести информацию от слова “совсем”, стоит задуматься о переводе в другой класс или учебное заведение.

Со временем кроха при вашей помощи и понимании научится самостоятельной работе и уже примерно в 3 классе вопрос, как заставить ребенка учиться в школе и делать уроки, начнет уходить на второй план.

Вам останется только осуществлять легкий контроль и правильно мотивировать.

Совет: лучшее решение для выполнения домашних заданий в начальных классах — черновик. Ребенок выполняет уроки, вы проверяете, после чего задания переписываются начисто.

Как бороться с ленью и плохими отметками — наказывать или нет

Важно также понять бесполезность упреков в плохих отметках. На самом деле, это ваши переживания, а не переживания ребенка.

Статистика показывает: чем спокойнее родители реагируют на плохие отметки, тем чаще дети исправляются и выравнивают успеваемость.

А надзирательство и попытки заставить учиться насильно всегда имеют обратный эффект.

Мнения родителей разделились и насчет того, можно ли наказывать ребенка за неуспеваемость. Да, можно, но делать это нужно правильно.

И речь, разумеется, не идет о физическом наказании.

Допустим, вы договорились, что к обозначенному времени уроки будут выполнены и переписаны в чистовик.

Вместо этого по полу разбросаны тетрадки и книжки, чадо сидит, уткнувшись носом в телефон.

То есть ваш договор не был выполнен, и вы имеете полное право на некоторое время обменять смартфон на старую нокию без доступа к интернету.

При этом ни в коем случае не начинайте орать, рассказывать про хорошего соседского мальчика Колю и в картинках описывать, как именно ребенок испортил вашу жизнь.

Подойдите, обнимите и скажите: «Я тебя очень люблю, но телефон ты получишь обратно после того, как выполнишь обещанное».

Ребенок должен ощущать ваш авторитет — чувствовать, что вы добрый, но сильный.

Совсем по-другому дела обстоят с похвалой. Хвалить чадо за успехи — обязательное условие.

Если ребенок сделал что-то хорошо, разве это не повод сказать ему добрые слова?

Совет: иногда мамы и папы считают, что похвала портит и лишает стимула двигаться вперед. На самом деле нехватка добрых слов не дает ничего хорошего, помимо заниженной самооценки и чувства неполноценности.

Родители пытаются использовать и другой популярный прием — давать детям деньги в обмен на хорошие отметки.

После чего чада становятся шантажистами и, не получив финансовое вознаграждение, не особенно стремятся учиться.

Мотивировать нужно не деньгами, а совместным отдыхом, развлечениями, чем-то, что находится в сфере эмоционального удовольствия.

При этом с первого класса у ребенка должны быть небольшие карманные деньги.

Шпаргалка для родителей, как заставить ребенка делать уроки и облегчить процесс обучения

  • Следите за тем, чтобы у крохи оставалась свободное время, когда он ничего не делает или делает то, что хочет: гуляет, читает книги, смотрит телевизор и т. д.
  • Приступать к выполнению заданий лучше через час-два отдыха после возвращения из школы. По мнению медиков, время после 19.00 считается непродуктивным для умственной работы детей.
  • Следите за тем, чтобы чадо ежедневно бывало не свежем воздухе.
  • Не заставляйте посещать кружки, помимо воли. Если ребенок не хочет играть на скрипке, но мама или папа в детстве мечтали стать великими музыкантами, из затеи ничего не выйдет. Любые дополнительные занятия должны приносить удовольствие.
  • Давайте ребенку больше самостоятельности — приучите собирать портфель, заполнять расписание, не доводите бесконечными вопросами, как там в школе, и тотальным контролем.
  • В противостоянии “учитель-ребенок” принимайте сторону своего чада, если нет объективных доказательств обратного.
  • Если видите явную неуспеваемость в каком-то предмете, задумайтесь о подборе репетитора. То же касается и предметов, которые даются легко — ребенок должен больше концентрироваться на том, что ему нравится. Таким образом отпадут сложности выбора профессии в подростковом возрасте.
  • Не делайте уроки вместо чада и не позволяйте делать их бабушкам и дедушкам. Что вам важнее — знания или оценки? В институте вы тоже будете учиться вместо ребенка? И работать?
  • Помните, что сначала выполняются домашние задания по сложным предметам, потом — по легким.
  • В начальной школе дети не отличаются особенной усидчивостью, поэтому через каждые 30-40 минут обязательно делать пятиминутный перерыв.

Совет: ребенок должен понимать, что вы сильный и добрый, а значит, в очередной двойке можно признаться без страха и упрека.

Как заставить ребёнка учиться в школе и делать уроки с 2 по 6 класс — основные причины неуспеваемости

Многие родители привыкли считать своих детей откровенными лентяями, однако если малыш с удовольствием выполняет какую-нибудь работу, занимается спортом или читает книги, то дело не в лени.

Среди самых распространённых причин:

  • Страх неудачи — учительница отчитала ребенка на весь класс за неуспеваемость или это сделали вы, результат один. Чадо будет до последнего откладывать необходимость выполнения домашних заданий.
  • Непонимание предмета или неумение в нем заинтересовать — проблема одинаково остро стоит и перед первоклашками, и перед старшеклассниками.
  • Недостаток родительского внимания. На первый взгляд, кажется, что связи между неуспеваемостью ребенка и вами нет. Но она есть. Вполне возможно таким образом кроха пытается привлечь внимание.
  • Предмет ребенку не интересен. Ваша задача в том, чтобы правильно замотивировать — похвалой, дополнительными часами отдыха или прогулкой, объяснить, чем геометрия или химия могут быть полезны в будущем.
  • У ребенка не складываются отношения в школе — нет друзей, он стал объектом насмешек и т. д. В таком случае не будет ни желания идти на занятия, ни тем более выполнять домашние задания.
  • Присутствует синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — к таким детям нужен особый подход.

Подробнее о том, как справиться с гиперактивным ребенком, можно прочесть в этой статье на нашем сайте.

Как заставить ребёнка учиться в школе и делать уроки в старших классах

Если в начальных и средних классах на ребенка можно повлиять силой родительского авторитета, то с приходом переходного периода ситуация усугубляется.

Ребенок растет, познает новое, меняется его система мировоззрения, случается первая любовь, появляются новые компании и увлечения. Какая уж тут учеба.

К тому же на кону всякие ЕГЭ и вступительные экзамены.

Сохранить человеческое лицо и нервную систему будет непросто всем членам семьи.

Помните, что «поступить чадо в вуз» проще, чем наладить безвозвратно испорченные отношения.

Бессмысленно просто кричать и заставлять что-то делать силой. Гораздо больше пользы принесут доверительные разговоры.

Но не о том, почему нужно учиться, чтобы зарабатывать большие деньги, а о жизни в целом. Это вам скажет любой психолог.

Еще лучше объяснять все на собственном примере.

Расскажите сыну или дочери, какими сами были в их возрасте, с каким проблемами сталкивались — ваша задача вызвать доверие.

Совет: если у вас дома принято читать книги и посещать культурные мероприятия, труда заставить ребенка учиться не будет. Если из всей печатной продукции — только каталоги из супермаркета, хорошего ждать не стоит.

Нельзя также запрещать ребенку общаться со сверстниками, чтобы оставалось больше времени на учебу.

Пусть друзья приходят в гости, вместе проводят время, делают задания.

Помогите подростку определиться с выбором профессии и особенно акцентировать внимание на предметах, которые понадобятся в будущем для поступления в вуз.

Вполне возможно также, что подросток просто не справляется с количеством информации, поступающей со всех сторон.

Не пытайтесь организовывать тотальный контроль, наказывать отлучением от ноутбука или отказом в карманных деньгах.

Если в младшем возрасте эти приемы еще могут сработать, то в старшей школе эффект будет противоположным.

Вам все равно придется прислушиваться к мнению чада.

При правильном подходе в большинстве случаев вопрос, как заставить ребенка учиться в школе и делать уроки в 15 лет, отпадает сам собой.

Когда период становления личности завершается, чадо постепенно возвращается к обычной жизни, осознавая необходимость дальнейшего образования.

Поэтому заранее не палите горячку: будьте добры, терпеливы и уравновешены, и ваши старания не пройдут даром.

Источник

Ребенок не хочет учиться: советы психолога. Что делать, если ребенок не хочет учиться

Ленивый ребенок — что делать? Ребёнок не хочет учиться: почему он такой ленивый? Советы родителям: что делать, если ребенок не хочет учиться, делать уроки, читать

Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

Что делать, если ребенок не хочет учиться еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства.

Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться.

Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим – рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • сложные отношения с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.

Отсутствие стимулов

Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

https://www.youtube.com/watch?v=s_w0PFGZeIg

Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место – это не только источник получения доходов, но и возможность повысить самооценку, добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо.

Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек.

Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.

На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития.

Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе.

В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.

Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

  1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились доверительные отношения, подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
  2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу – стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой стиль общения, результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
  3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.

Что делать, если подросток не хочет учиться: советы психолога

Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в начальных классах, вступая в пору переходного возраста, становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода.

Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление.

Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

  1. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
  2. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
  3. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.

Лучшая награда – родительское одобрение

Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В подростковом периоде родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот – родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

Подводим итоги

Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях.

Обучение в современной школе – достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания.

А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!

Способный, но ленивый: что делать, если ребёнок не хочет ничего делать

Ленивый ребенок — что делать? Ребёнок не хочет учиться: почему он такой ленивый? Советы родителям: что делать, если ребенок не хочет учиться, делать уроки, читать

«Моему сыну 11 лет, и он очень ленивый ребёнок. Причём раньше был обычный мальчик, любознательный, всё ему было интересно, всё хотелось попробовать, любил учиться, ходил в школу с удовольствием. Но буквально год назад всё изменилось.

Учиться резко надоело, по дому что-то делать отказывается (хотя и раньше было лениво это делать), а главное, забросил все свои любимые занятия. Перестал ходить в кружки, книги забросил, интересует только компьютер и с друзьями по двору поноситься может. В комнате бардак.

Четвёртый класс закончили еле-еле, а сейчас уже пятый, средняя школа, это совсем другой уровень, и я очень волнуюсь, как же сын справится. При этом все учителя говорят, что мальчик умный и способный, но ленится.

Конечно, я пытаюсь бороться: заставляю делать уроки, хочу записать его в спортивную секцию, предлагаю вместе заняться чем-то интересным. Но сын ничего не хочет делать, отказывается, иногда до истерики доходит. Никого не слушается, даже отцу перечит! Разговариваем, заставляем, даже наказываем, но бесполезно.

Не понимаю, куда подевался прежний активный мальчишка. Что же вырастет из такого лентяя, он же ничего не добьётся в жизни. Подскажите, что делать с таким ленивым ребёнком, который ничему не хочет учиться?»

— Анна, мама 11-летнего Артёма

Трудолюбивый ребенок с отличными оценками в дневнике, спортивными успехами и творческим хобби — о таком мечтает практически каждый родитель. Но в жизни чаще всего все не так: сыну или дочке лень даже навести порядок в собственной комнате, не говоря уже об успехах в учебе или спортивных достижениях.

Поэтому каждый родитель хоть раз задавался вопросом, что делать, если ребёнок ленивый. У кого-то из детей просто бывают «ленивые» периоды, а кто-то, кажется, родился уже равнодушным к любым делам.

У детской лени множество негативных последствий. Хорошая новость — с этой проблемой можно и нужно бороться. Грамотная работа по воспитанию в ребёнке трудолюбия обязательно даст свои результаты. В этой статье мы расскажем, почему дети становятся ленивыми и как приучить ребёнка к труду на всю жизнь.

Почему ребёнок ленится

Причин, почему ребёнок ничего не хочет делать, великое множество. Иногда в лени ребёнка виноваты сами родители, а порой причиной становятся обстоятельства, на которые взрослые не могут повлиять. Среди причин детской лени можно выделить следующие:

  • некорректное поведение родителей — гиперопека или недостаток внимания;
  • особенности темперамента ребёнка;
  • потеря интереса к учёбе или другой деятельности, скука;
  • хроническое переутомление;
  • возрастные кризисы;
  • недостаток мотивации;
  • страхи;
  • конфликты с учителями или сверстниками;
  • психические расстройства или соматические болезни.

Рассмотрим каждую из них подробнее.

Гиперопека — это чрезмерная забота о ребёнке. Она проявляется в том, что родители стремятся окружить своё чадо вниманием, защитить от любых опасностей, даже от несуществующих.

Гиперопекающие взрослые «привязывают» детей к себе, боятся отпускать их в реальный мир, предпочитают самостоятельно принимать решения за детей: в какие секции ходить ребёнку, с кем общаться, когда делать уроки, какие книги читать.

При этом ребёнок избавлен от необходимости выбирать, решать проблемы, преодолевать трудности — ведь всё это делают за него родители. Неудивительно, что у таких детей быстро развивается выученная беспомощность, а затем и хроническая лень. [1] [5]

2. Недостаток внимания или гипоопека

Другая крайность в воспитании — это, наоборот, недостаток контроля за ребёнком. Он предоставлен самому себе, заботится о себе самостоятельно, учёба пущена на самотёк, а главное — нет никакого эмоционального контакта с родителями. Ребёнок буквально учится выживать в огромном мире.

А поскольку маленький человек ещё не умеет правильно расставлять приоритеты — в нормальных условиях его направляют родители — он часто предпочитает посвящать время отнюдь не учёбе и спорту. Да и в условиях выживания порой на эти занятия просто не остаётся ресурсов.

А ещё лень может быть попыткой наконец привлечь внимание родителей к себе, ведь даже негативно окрашенный эмоциональный контакт с близкими взрослыми для ребёнка лучше, чем отсутствие контакта в принципе.

3. Особенности темперамента

Иногда родители плохо разбираются в психологии своего ребёнка и требуют от него того, что он не способен выполнить. Так, дети флегматики и меланхолики не склонны к активной деятельности, им нужно больше времени на выполнение задания, они дольше переключаются между разными видами деятельности. Это абсолютно нормально.

Но родители, особенно, если сами они более активны, принимают эти проявления за лень и дают ребёнку больше нагрузки, чем его нервная система может выдержать. Поэтому, прежде чем навесить на ребёнка ярлык «лентяй», стоит убедиться, что такое поведение не является особенностью его характера..

4. Скука, потеря интереса

Интересы детей могут очень быстро меняться, и это нормально — маленькому человеку хочется попробовать всё, ведь это поможет ему понять, чем он хочет заниматься в жизни.

Поэтому иногда лень может возникать, если ребёнок теряет интерес к определённому виду спорта, творчеству или каким-то школьным предметам. А возможно, сейчас в школе проходят не очень увлекательную тему, и это тоже может вызвать временный приступ лени.

В этом случае стоит прислушаться к своему ребёнку и выяснить, чем он хочет заниматься дальше.

4. Хроническое переутомление

Раньше ваш ребёнок был очень активным: учился на отлично, посещал сразу два кружка и спортивную секцию, помогал по дому, любил встречаться с друзьями, читал книги… Но в какой-то момент у него резко пропало желание что-либо делать, а самым интересным видом деятельности стало лежание на диване с телефоном. Если ребёнок не хочет ничем заниматься, возможно, он просто устал и стоит разгрузить его ежедневное расписание или даже устроить внеочередные каникулы.

Не забывайте, что лень в отдельных случаях — это нормальный механизм самосохранения, он защищает организм от перегрузок и стрессов. У детей он работает точно так же, как и у взрослых.

5. Возрастные кризисы

Психолог Л. С. Выготский выделил несколько кризисов, которые неизбежны на пути развития ребенка. На школьный возраст приходятся кризисы 7 лет, 11-15 лет — подростковый возраст и 15-17 лет — кризис взросления.[2]  

Острее всего обычно переживают подростковый возраст — трудное время как для самого ребёнка, так и для всех окружающих, особенно для родителей. Одним из его проявлений являются постоянные протесты.

Например, против труда, учёбы, домашней работы.

Этот период нужно просто пережить — он необходим, чтобы подросток стал более самостоятельным, научился сам отвечать за свои действия, в том числе и за последствия своей лени.

6. Недостаток мотивации

Иногда ребёнок ничего не хочет делать, потому что просто не понимает, зачем это нужно.

Зачем делать домашнее задание по самому скучному предмету, зачем заправлять постель, если вечером снова ложиться спать, зачем нужно убирать игрушки на место? Родителям в такой ситуации нужно методично и регулярно доносить до ребёнка, зачем это делать, какие будут последствия, если не выполнять эти задачи.

7. Страхи

Дети, которые с раннего возраста привыкли быть во всём первыми, могут страдать от «синдрома отличника». Как следствие — любое новое задание может вызывать у них страх: «Я не справлюсь», «Меня засмеют», «Меня не будут любить». Ещё страх может появляться после неудачи.

Например, ребёнок неправильно решил задачу у доски и был «награждён» насмешками одноклассников. В следующий раз ему может быть страшно снова выходить к доске.

Такие страхи быстро перерастают в лень — это защитный механизм психики, который оберегает человека от встречи с тем, чего он боится.

8. Конфликты с учителями или сверстниками

К сожалению, эта проблема распространена гораздо больше, чем о ней принято говорить. Травля со стороны одноклассников или даже учителей, естественно, отбивает у ребёнка всякое желание ходить в школу. Со стороны кажется, что он ленится, но проблема может быть намного серьёзнее.

Увы, не все дети доверяют родителям настолько, чтобы сразу рассказать о том, что с ними творится. Ребёнок может чувствовать себя виноватым в травле, его могут запугивать, да и просто он может быть уверен, что ему не поверят. Профилактика конфликтов в школе начинается с установления контакта с ребёнком.

Он должен точно знать, что может рассказать родителям обо всём и не будет за это осуждён или проигнорирован.

9. Психические расстройства или соматические болезни

Увы, депрессия поражает не только взрослых людей, но и детей. Причин может быть множество, но важно понимать, что лень и нежелание что-то делать — один из первых симптомов этого расстройства.

То же самое можно сказать и про соматические болезни.

Если вы видите, что ваш ребенок потерял интерес к жизни, если он жалуется на апатию и нежелание заниматься даже любимыми делами, стоит обратить внимание на его здоровье.

Как приучить детей к труду: советы родителям

Итак, что делать,  если ваш ребёнок очень ленивый?

В первую очередь, конечно, нужно определить причину лени. После этого станет понятнее, как отучить ребёнка лениться.

Работайте с мотивацией

Исключив хроническую усталость, болезни и особенности темперамента, начните с повышения уровня мотивации у ребёнка. Наша психика устроена так, что любая деятельность должна удовлетворять какие-либо потребности. В случае с детьми это могут быть потребности в новых знаниях, впечатлениях, удовольствии, внимании родителей.

А ещё — в потребности чувствовать свою значимость и «правильность». Поэтому не забывайте разговаривать с ребёнком о том, какой результат принесут ему выполненные задания. Помогайте ребёнку в сложных делах, тогда у него будет больше уверенности в своих силах, а значит и желания работать.

И конечно, хвалите его за успехи в учёбе и хобби, а также искренне благодарите за помощь по дому. [3]

Развивайте самостоятельность

Воспитывайте в ребёнке самостоятельность, ведь это важное условие трудолюбия.

Передавайте ему ответственность за дела — например, не стоит постоянно делать вместе с ним уроки, если действительно не требуется помощь.

Несколько раз столкнувшись с последствиями своей лени, которые не будут «разруливать» родители, ребёнок поймёт, что гораздо лучше сделать свою работу сразу и не лениться. Позвольте ему учиться на собственных ошибках.

Дела не должны быть наказанием

Иногда родители заставляют ребёнка выполнять какую-то работу в наказание за провинность. Например, могут «приговорить» к чистке картошки за полученную двойку или грубое слово. Это большая ошибка. Никогда не наказывайте ребёнка домашней работой или другими делами, иначе они и дальше будут восприниматься как наказание. А кому из нас хочется быть вечно наказанным?

Будьте примером

Наконец, ещё одна важная рекомендация: не забывайте, что дети, особенно малыши, стараются копировать поведение родителей. Так что начинать приучение детей к труду стоит с воспитания самого себя.[4]

Решение проблемы — технология модификации поведения 7Spsy

Что же делать, если ребёнок всё ещё ленится, и ни один из советов не помогает?

Эффективный вариант — изменить модель поведения ребёнка. На это направлена технология модификации поведения 7Spsy. Запатентованный метод поведенческой психологии помогает выявить установки, которые привели к хронической лени, и изменить их на более позитивные. Новые установки позволят освоить и закрепить здоровую модель поведения.

Работа по курсу проходит дистанционно, занимает от 2 до 6 недель и начинается с диагностики в виде тестов. На протяжении всей программы вашего ребёнка будет сопровождать психолог: ответит на вопросы и поддержит в тяжелой ситуации. Благодаря работе по методу 7Spsy вы забудете о борьбе с детской ленью, а ваш ребёнок станет более трудолюбивым и многого достигнет в жизни.

Источники:

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.