Костюмы удмуртов. Национальный костюм. Женский удмуртский национальный костюм

Национальный костюм удмуртов, повседневные и праздничные одежды

Костюмы удмуртов. Национальный костюм. Женский удмуртский национальный костюм

Любая одежда, помимо своего прямого назначения – защиты человека от погодных воздействий, несет дополнительную функциональную нагрузку. Защитная символика, наносимая на ткань, сделала национальный костюм удмуртов своеобразным оберегом от невзгод и злых чар. Благодаря отдельным элементам, можно определить пол, возраст, статус, религию человека, облаченного в народное одеяние.

Традиционные повседневные одежды и обувь

Костюмы народностей, населяющих северную и южную территории Удмуртии, различны. Издревле одежда изготавливалась из простых добротных материалов: овчины, холста или сукна. Женщины с юных лет обучались ткать, шить и вышивать.

Молодая мастерица до замужества набивала свой сундук нарядами собственного изготовления, которых насчитывалось около 40 штук. Они предназначались для будущего мужа и новой родни.

Все представители народности имели несколько комплектов национального костюма удмуртов:

  • каждодневная одежда;
  • праздничная;
  • облачение для обрядов (погребальные, свадебные).

Удмуртская обувь – это ботинки (ката), лапти (кут), валенки (гын сапег), сапоги из кожи (сапег). Женские, мужские и детские облачения делались особым образом. Отдельные элементы костюмов разнились, наделялись своей символикой, несущей определенную функцию.

Женские

Народный удмуртский женский костюм состоит из рубашки-туники (дэрем), кафтана-халата (шортдэрем), передника (айшет), головного убора из бересты (айшон).

Североудмуртская женщина носила белую холщовую тунику со съемным, затейливо вышитым нагрудником (кабачи). Сверху она надевала беленый кафтан или халат с поясом и передником, но уже без грудки.

Одеяние северянок во многом походило на облачение народов Пермского края.

Удмуртка-южанка поверх рубахи надевала приталенный камзол или же безрукавку и фартук с грудкой, а на низ – штаны. Ткани использовались пестрые, заимствованные от татарских соседей. Кабачи носили замужние дамы. Позднее нагрудники стали делать из кусочков вышитой ткани, которые украшались монетами и пуговицами.

Зимой женщина-удмуртка носила более теплый костюм, дополняя его верхней одеждой:

  • шубой из овчины;
  • отрезным по талии кафтаном-туникой с ложными вшивными рукавами. Его накидывали на плечи либо надевали, а рукава затыкали сзади, продевая руки в прорези.

Впервые выгонять корову в доме мужа молодая жена обязана была именно в кафтане с ложными рукавами.

При этом удмурты считали, что чем длиннее рукава, тем состоятельнее молодка.

Рукава рубахи для женщин расшивались яркой вышивкой, которая использовалась в качестве оберега, защищающего от черного глаза. Когда вышивальщица заканчивала работать, она ставила на одежду свой чук из нескольких ниток, как клеймо мастера. Другим мастерицам такие облачения запрещалось копировать.

Мужские

Комплект для сильного пола удмуртской народности напоминает русский костюм. Такая схожесть в облачении естественна для соседей.

Мужской ансамбль включает:

  • светлую полосатую рубаху до колена с ремнем на талии или же с узорчатым пояском;
  • свободные по крою холщовые выбеленные (либо синие) брюки;
  • рубашечный воротник – украшался вышивкой;
  • тканый пояс – считался оберегом и нес обрядовую функцию;
  • в холодный период надевали на рубаху приталенный удлиненный кафтан, тулуп из сукна либо овчины в пол с огромным воротом.

Мужчина-ремесленник подпоясывался сыромятным толстенным ремнем, имеющим пряжку из меди и железные скобы для инструментов.

Мужской удмуртский наряд на каждый день изготавливался из грубых простых тканей. Для пошива рубах костюма северных удмуртов чаще использовали лен. Южане предпочитали коноплю.

Детские

Детский национальный костюм удмурты-малыши почти всегда донашивали за старшими. Ношенная материнская рубашка становилась первой одеждой маленькой девочки, а отцовская – мальчика. Грубая, многократно постиранная ткань делалась мягкой и идеально подходила для нежной детской кожи.

Праздничные одеяния

Праздничный мужской удмуртский костюм – белая рубаха с вышитыми красными нитями, идущими полосками вдоль рукава, по вороту, подолу изделия. Брюки шились из черной ткани или синей. Пояс делали широким в красном цвете или пестрым. Одежда для молитв – рубашка нательная и белый кафтан изо льна прямой спереди, приталенный сзади.

Костюм удмуртской девушки для свадьбы был преимущественно белым. Праздничный кафтан шился из плиса, украшался тесьмой. Свадебный сюлык (белая расшитая холстина) вышивался черной нитью, декорировался кистями по бокам.

Национальные головные уборы

Многослойность всегда была присуща национальным костюмам. Для удмуртов это тоже типично.

Южные девушки облачались в сложные головные уборы:

  • шапочки с высоким лбом (айшона);
  • налобные повязки, украшенные бусинками и ленточками;
  • платки, расшитые и отделанные бахромой;
  • когда замужняя женщина становилась матерью, она надевала вышитое полотенце, закрепляя его сверху косынкой.

Костюм удмуртской девушки с севера включал холщевую шапочку (такья), которая декорировалась монетками и кумачом. Девочки-подростки надевали круглую такью. Взрослея, они меняли ее на продолговатую.

Еще молодые девушки носили повязки с блестками и лентами, а также платки из беленых тканей. Замужние женщины дополняли тюрбан полотенцами, вышитыми красными нитями.

Пожилые удмуртки вместо берестяного айшона (кокошника) носили пелькышет (шапочку с длинными концами), который покрывали платком.

Удмуртский костюм для мужчин был дополнен суконным колпаком в форме цилиндра. Зимой они носили теплые овчинные шапки. Эти уборы были пошиты по типу малахая.

Декор костюма

Национальный удмуртский костюм щедро декорировался вышивками, монетами, лентами и разными украшениями. Особенно тщательно украшался съемный нагрудник и налобная повязка. Для отделки использовались русские монетки и серебро. В ход шли бляшки, пуговицы, подвески, жетоны.

Богатые семьи передавали серебряные украшения по наследству. Менее состоятельные удмурты использовали в декоре имитацию жестяных и оловянных монеток. Носили металлические браслеты с орнаментами, а также огромное количество серег, колец, декоративных цепей.

В отличие от мордвы и чувашей, удмурты мало использовали для декорирования своих костюмов стекло и бисер. Замужние дамы любили украшать косы накосниками, изготавливающимися из узкой полоски холста, увешенной жетонами и монетками. Накосник прикреплялся к такье сзади при помощи металлической пластины.

Уши часто украшали подвесами (пельугы) из отдельных нитей серебряных монет. Шею декорировали снизкой из холстяной полоски. Ее обшивали монетами, красной ситцевой тканью, некрупными бусами, раковинами.

Популярное среди удмуртов украшение – йырпинь. Это белые ракушки, которые считались оберегом. Семейную реликвию передавали по наследству.

Ткани и цвета

Цвета удмуртского национального костюма – белый, черный, красный, охра, индиго. На севере преобладали первые три оттенка. Полихромную расцветку предпочитали на юге. Ткани простые для повседневной одежды – холст, сукно, овчина. В XIX веке для выходных нарядов использовали шелковые и атласные ткани.

Государственный флаг Удмуртской Республики выполнен в черно-бело-красной палитре.

Национальный костюм удмурта – одежда добротная, яркая, многогранная, но с постоянными народными элементами.

Наряды разнятся не только по типу использования (праздничная, повседневная или обрядовая), но и в зависимости от территориальной принадлежности населения, будь то сдержанные северяне с русским влиянием или яркие южане, многое позаимствовавшие для национального костюма от татар и башкир.

«Вытащить из сундуков»: в чем современность традиционного удмуртского костюма

Костюмы удмуртов. Национальный костюм. Женский удмуртский национальный костюм
Алёна Григорьева

Найти удмуртский костюм, будь то женский или мужской, в наше время не так уж сложно.

Пошивом шикарных праздничных и сценических вариантов занимаются в Домах ремесел практически каждого района республики, а также в Национальном центре декоративно-прикладного искусства и ремесел в Ижевске. Однако для повседневной носки такие вещи вряд ли подходят: они непрактичные и дорогие.

В то же время в Удмуртии есть дизайнеры, которые адаптируют модели старинной одежды под современные требования. ИА «Удмуртия» решило поговорить с модельерами и сравнить два основных подхода к этническому костюму.

Главное — традиции

В студии Татьяны Москвиной, на втором этаже небольшого кирпичного здания в центре Малой Пурги, по-домашнему уютно. Каждый, кто приходит сюда, прежде всего гость, а не покупатель.

Татьяна Никитична чутко относится к каждому, расспрашивает, где человек родился и вырос, замужем ли (или женат), для чего хочет купить то или иное изделие; внимательно выслушивает, задает уточняющие вопросы.

И это нельзя назвать официальным словом «клиентоориентированность». Скорее — желание помочь человеку выбрать ту самую вещь. А еще — уважение к традициям.

Потому что, по словам Москвиной, неправильно, когда девочка, пусть даже на сцене, надевает йыркерттэт — нарядную шапочку из холста для женщин. И немного противоестественно, если жительница Алнашского района полностью игнорирует платье алнашского кроя.

«Мне говорят: ой, удмуртское мне не надо, вот ты так стилизуй, вот тут сократи выше колен, потом тут открой, рукав таким сделай. Я отвечаю, что такое шить не буду, потому что это не удмуртское платье. Не обижайтесь, но то, что вы хотите, по вашему заказу может создать любая другая швея», — рассказывает Москвина.

Татьяна Никитична закончила худграф УдГУ, затем проходила стажировку в Научно-реставрационном центре (тогда — НИИ реставрации) имени Игоря Грабаря в Москве.

Именно отсюда ее бережное отношение к старине и всему подлинному. Она не понаслышке знает, что аутентичная одежда — самая красивая и самая практичная.

Каждая деталь старинного изделия выполняет какую-либо функцию, и в домотканых платьях и рубахах нет абсолютно ничего лишнего.

«Размеры одежды выходят из ширины ткани, а ширина полотна удмуртского ткацкого станка — 38–42 см. От этого и исходят конструкция, рисунок и крой платья. Швея никогда не позволяла себе отрезать полотно, как ей вздумается.

Ткань нельзя обижать, ведь в нее вложено столько труда! Посеяно, сжато, побито, всколочено, соткано, выбелено, выбито в проруби… Женщина относится к полотну с благоговением и сочиняет платье таким образом, чтобы ни одна ниточка не выбросилась, чтобы все лоскутки нашли в изделии свое место.

Все остатки ткани необходимо пристроить, чтобы не дай бог на них порчу не навели. Поэтому в старинных платьях вы всегда увидите большое количество кусков разных тканей», — поясняет реставратор.

Кроме того, сам принцип создания платья служил оберегом для его будущей носительницы — оно напоминало крест, древний языческий символ, используемый удмуртами еще в середине позапрошлого тысячелетия.

Одежда служила годами. Ее шили свободной, чтобы со временем она легко трансформировалось под размеры хозяйки, а также была способна скрывать беременность, даже восьмимесячную.

Это — главные принципы народной одежды, и именно на них строится вся концепция изделий Татьяны Москвиной. Она не изменяет традициям, однако актуализирует вещи с помощью различных тканей и рисунков на них. Кроме натуральных льна и хлопка, это сатин, шелк, крепдешин, штапель…

«Когда я вижу дукесы (женский суконный кафтан — прим.авт.) на показах „Dolce & Gabbana“, мне хочется сказать: „Да это мы крутые!“ Но такая одежда лежит у нас в сундуках. И моя миссия — вот это показать, вытащить из сундуков», — заключает Москвина.

Татьяна Никитична занимается реставрацией уже 35 лет. Поняв однажды, насколько уникальны вещи, которые она восстанавливает, женщина начала шить. И дарить. А люди стали возвращаться за новыми вещами, словно подтверждая тезис о том, что аутентичная одежда — на все времена.

Второе дыхание для удмуртских мотивов

Шоурум Polina Kubista находится в центре Ижевска. В светлой, залитой солнцем комнате выставлены одежда и аксессуары этого бренда, а также изделия ручной работы других удмуртских дизайнеров.

Эта одежда известна не только в Удмуртии, но и далеко за ее пределами уже в течение нескольких лет. А как дизайнер Полина Кубиста заявила о себе еще в 2008 году.

Продюсер Павел Поздеев предложил мне сшить сценические костюмы для девочек из группы „Малпан“. Меня это сотрудничество очень вдохновило. Люди познакомились с моим творчеством, и именно тогда во мне появилась уверенность в собственном дизайне, в том, что это нужно, прежде всего, для молодежи. Одежда, что называется, и в пир, и в мир удмуртский дизайнер Полина Кубиста

особенность изделий бренда — использование элементов традиционного удмуртского костюма: это может быть старинный крой или рисунок на ткани; преобладание натуральных тканей (хлопка, шерсти, льна) над искусственными; глубокие, сложные и как будто благородно состаренные оттенки…

«Я думаю, что, скорее всего, мои изделия можно назвать стилизацией. Это современная одежда, но с тонкими элементами удмуртского костюма. По идее — она интернациональна, не предполагает жесткой привязанности к национальности, традициям, ее могут носить в разных странах», — говорит дизайнер.

Например, один из последних интересных заказов (на платье свободного кроя изо льна) поступил в Ижевск из Саудовской Аравии…

«Я хочу создать образ с намеком на традиционный удмуртский костюм. Вот эти ткани больше ассоциируются с пестрядью, — Полина снимает с вешалки платье в клетку, — то есть это не просто рисунок на одной стороне ткани — он и внутри такой же, а полотно похоже на домотканое.

Если мы наденем поверх платья жилетку а-ля саестэм („без рукавов“), то уже можно уловить что-то этническое. Сюда же могут пойти воротнички а-ля мониста… Получилось, что платье у нас современного кроя, ткань старинная, украшение — тоже.

Сочетание этих вещей читается как традиционный костюм, а если, например, оставить одно только платье, оно выступит самодостаточным предметом гардероба».

Вещи бренда Polina Kubista, как говорит дизайнер, прежде всего, для молодых романтичных натур, не лишенных смелости носить подобную одежду.

Одежда на каждый день

Татьяна Москвина и Полина Кубиста — это два ярчайших и в то же время сильно отличающихся друг от друга представителя удмуртской моды.

В основе творчества Татьяны Москвиной — следование традициям и стремление показать всю прелесть одежды, придуманной предками, и фасонов, служивших веками.

Изобретая новые составляющие костюма, модельер делает это аккуратно, помня о том, что главное придумано уже давно.

В изделиях Полины Кубиста все прямо противоположно. Основываясь на современной моде, дизайнер вплетает в свои изделия этнические составляющие, тем самым как будто давая им вторую жизнь.

«В Удмуртии этническую моду продвигают давно. Из маститых дизайнеров это Людмила Молчанова, Александр Пилин, Зоя Лебедева, Татьяна Москвина. Из молодых — Полина Кубиста, другие выпускники Института искусств и дизайна УдГУ, например, Любовь Суднева.

Стоит упомянуть дизайн-мастерские Monami и „Намер“: если первые активно разрабатывают линейку удмуртских футболок и украшений, вторые на пути к этому», — рассказывает модельер, создатель «Дарали дэрем» (Darali dress) и основатель первого удмуртского модельного агентства Mademoiselle Oudmourte Дарали Лели.

По ее мнению, традиционная одежда может быть «не сильно этничной», то есть не претендовать на стилизованный сценический образ, а вписываться в урбанистическую среду — «от офиса до светского раута».

«Я шью в первую очередь для того, чтобы удмуртское платье стало частью повседневного гардероба», — отмечает Дарали.

… Удмуртские платья, рубашки, дукесы, саестэмы, словом, традиционная одежда, которая зачастую пылится и тихо стареет, как это ни парадоксально, еще способна напомнить о себе и задать направление мировой моде. Так, может быть, стоит все же вытащить ее из бабушкиного сундука?

Финансовая группа Finbridge с 2019 года привлекает средства частных инвесторов, предлагая им разместить вклад от 1,5 млн рублей на срок от 1 года под 18-21% годовых.

Глава ФАС России Игорь Артемьев провел переговоры со вновь назначенным Министром экономики Азербайджанской Республики Микаилом Джаббаровым

Ассоциация российских банков и Федеральный научно-исследовательский центр Российской академии наук (ФНИСЦ РАН) завершили социологическое исследование «О насущных проблемах нашей жизни и взаимодействии регуляторов, бизнеса и граждан».

Роспотребнадзор регулярно предлагает рекомендации, как обеспечивать поступление необходимых питательных веществ, чтобы оставаться здоровым и предупреждать хронические заболевания. В рамках национального проекта «Здоровое питание» Роспотребнадзор поддерживает внедрение принципов правильного питания во все сферы жизни людей, а также в образовательные программы для взрослых и детей.

С 21 октября по 31 октября 2019 года РУМЦ ВятГУ проводит обучение по дополнительной профессиональной программе «Организационные и психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования» для руководителей структурных подразделений, профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава вузов Российской Федерации по вопросам обучения и социально-психологического сопровождения обучающихся с инвалидностью.

«Эксперт Бизнес-Решения» представляет ежегодный рэнкинг оценочных организаций по итогам 2018 года, который традиционно включает рэнкинг делового потенциала российских оценочных компаний и групп, крупнейших российских компаний и групп, а также субрэнкинги.

Удмуртские костюмы . Откуда пявились? Характерные черты женского и мужского образа. Современные костюмы

Костюмы удмуртов. Национальный костюм. Женский удмуртский национальный костюм

1143
Время чтения: 2 мин.

Удмуртский костюм является культурным достоянием финно-угорской народности. Это не только символ трудолюбия, но и защита от сглаза. Приданое девочки начинали готовить с 6–7 лет. Постепенно сундук наполнялся повседневными и праздничными платьями, обувью, украшениями, нарядами для будущего мужа. Всего можно насчитать в припасах больше 40 изделий.

Удмуртский народ воспитывал детей в лучших традициях трудолюбия. К замужеству девочек начинали готовить с 6 лет. Если детально рассмотреть национальный костюм, то заметно, сколько внимания было уделено работе, продуманы мельчайшие нюансы.

В каждом доме имелся ткацкий станок, на котором и шили одежду. Постепенно девушки мастерски владели устройством и могли создавать действительно впечатляющие наряды.

Традиционная одежда по внешнему виду напоминает современные туники. Одежда северных и южных удмуртов имеет определённые отличия, которые проявляются в фасоне, тканях, цветовой раскраске. Северянины использовали лён для костюмов, а южане – коноплю. Традиционный наряд выполнялся с элементами из овечьей шерсти и шёлка.

Какие фасоны в традиции?

Традиционный мужской фасон отличался простотой. Повседневный костюм включал рубаху-косоворотку, полосатые штаны и пояс. Сначала рубаха была белой с небольшой вышивкой, но потом её вытеснила клетчатая ткань. Фасон брюк напоминал фабричный. Для зимней одежды использовали шерсть.

В холодное время года мужчины носили приталенный шортдэрем, кафтан, дукес. Согревались шубой из овчины, плетёным поясом. Когда намечалась длинная дорога, надевали тулуп, который имел большой воротник.

Особенности формирования различий в женской одежде:

  • принадлежность к северным или южным народам;
  • семейный статус;
  • возраст.

Традиционный женский фасон – длинная рубаха, напоминающая тунику. надевали нагрудник с вышивкой, халат, пояс, передник. Зимой удмуртки спасались от холодов кафтаном или шубой из овчины. Праздничный свадебный наряд был выполнен в белых цветах, а для повседневной жизни использовали яркие насыщенные оттенки.

Национальная обувь, головные уборы и украшения

О семейном положении женщины можно было судить по головному убору. Незамужние девушки носили круглую или овальную шапку из холста. Сверху она украшалась бисером, монетами. В девичьем возрасте можно было просто носить украшенную бисером, вышивкой, лентами, блёстками повязку или платок из кумача, холста. Некоторые девушки носили повязку с огромным бантом.

Северные замужние удмуртки использовали вышитое полотенце в качестве головного убора. На юге надевали налобную декорированную повязку поверх полотенца, покрывала, айшона.

Важно! Праздничные костюмы обрабатывались бисером, монетами, ракушками, которые использовались для изготовления украшений (серёжек, ожерелье).

В качестве мужской и женской обуви летом выступали лапти. Под них девушки надевали вязаные чулки. Мужчины в этих целях использовали онучи. Праздничной обувью для женщин являлись ботинки, а у мужчин – сапоги. Зимой все носили валенки.

Современный мужской, женский, детский костюмы

Сейчас удмурты не используют традиционную одежду в повседневной жизни. Наряды надевают во время праздников, обрядов, церемоний. Но элементы национальных костюмов дизайнеры пытаются внедрить в современную моду.

Так можно увидеть рубашку и платье, которое украшено символическими орнаментами, монетами. Нередко для нарядов применяют традиционную клетку и яркие пояса, который изготавливают исключительно вручную.

Важно! Этно-мода обрела популярность благодаря театралам, которые самостоятельно изготавливали национальные костюмы для спектаклей, основываясь на описаниях или музейных экспонатах.

Популярными являются лёгкие летние платья, для шитья которых используют лён и штапель. Они подчёркивают принадлежность наряда к удмуртскому народу и одновременно соответствуют мировой моде. Женщины могут смело носить платья в повседневной жизни. Разработаны наряды в офисном и официальном стиле как для женщин, так и для мужчин.

Подпишитесь на наши Социальные сети

Понравилась?

(+1 баллов, 1 оценок)

Загрузка…

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter. Мы все исправим!

Оригинальный удмуртский национальный костюм

Костюмы удмуртов. Национальный костюм. Женский удмуртский национальный костюм

Эксперты называют удмуртский национальный костюм самым ярким, живым и колоритным среди народов России и бывших стран СНГ. Типичная для него комбинация цветов – белый, черный и красный. В национальном костюме удмуртов с начала 19 века начали выделяться три комплекса:

  • северный костюм был трехцветным;
  • южный – многоцветный;
  • бесермянский.

Головные уборы северного комплекса

Удмуртский женский костюм имеет несколько вариантов головного убора:

  • шапка;
  • покрывало;
  • полотенце;
  • повязка.

Общепринятый девичий головной убор – такья – холщовая шапка, которую украшали монетками и кумачом. Дети носили котрес такью, она имеет круглую форму, девушки постарше – более продолговатую кузялэс такью.

Кроме такьи популярны были и холщовые повязки на голову, которые обязательно оформлялись ленточками, позументом, вышивкой или блестками. Платки прялись из ситца или белого хоста. На праздники девушки надевали расписные кашемировые или шелковые платки.

Замужние женщины носили красочно расшитые головные полотенца: йыр котыр, весяк кышет. Мужские головные уборы таким разнообразием не отличались: летом надевали валяные шляпы, зимой – шапки из овчины.

Южные головные уборы

  • Шапочки: пелькышет.
  • Налобные повязки: йыркерттэт, тятяк и укотюг.
  • Полотенце: йыркышет или чалма.
  • Айшон.
  • Платки.

Девушки-удмуртки надевали налобные повязки с платками. Укотюк – сложный головной убор.

На кумач или холст нашивали полоски позумента с плотной бахромой, деревянными подвесками, позументными нитями, блестками. Налобные повязки взрослых женщин (йыркерттэт) выделялись нашитыми монетами и бусинками. Айшон – удмуртский аналог русского кокошника.

Основа изготавливалась из бересты, обшивалась холстом и, конечно, спереди украшалась бисером, бусами и монетками. Сверху айшона надевали сюлык – белый расшитый холст. Свадебный сюлык имел важную отличительную особенность – массивную черную вышивку и кисточки по бокам из черных и красных нитей.

Со дня свадьбы и вплоть до рождения первенца женщины носили сюлык черного цвета, далее – красный до самой старости.

Женский североудмуртский наряд – древний и простой по покрою тип одежды. Основой было платье-рубаха: прямой плотный материал, прямоугольные рукава, вырез треугольный или овальный без воротника. Подол и рукава платья традиционно украшались вышивкой.

Поперечная вышивка розеткой называлась колтырмач, а рельефная продольная с ромбообразным рисунком – гордэн. Удмуртский женский костюм северян обязательно включает в себя распашной кафтан шортдэрем. Его крой похож на рубаху, только воротник был квадратный отложной и рукава короткие.

Шортдэрем богато украшался бусами, монетками, каури, полосками кумача и вышивкой на подоле и воротнике. Способов отделки кафтана было много:

  • зок кумак понэм – много кумача;
  • пичи кумач понэм – немножко кумача;
  • котыр кумач понэм – полоса кумача вокруг всего кафтана;
  • котуло – широкая полоса кумача до линии талии;
  • котрах тачкиё – отделка вышивкой на полах, подолах и плечах;
  • вожен шырем – зеленая вышивка по подолу;
  • гордэн шырем – красная;
  • сьодэн шырем – черная.

Национальный костюм удмуртов невозможно представить без передника (айшет, азькышет или ашшет), обшитого кружевами, тесьмой, узорами. Завязки изготавливались в виде кисточек из разноцветных кусочков ткани. По праздникам одежда дополнялась узорным поясом, на который сбоку вешали платочек. Подпоясывались все с напуском на переднике.

Удмуртский национальный костюм в качестве обуви предусматривает лыковые лапти по русскому образцу. В праздники надевали удмуртские народные лапти, которые имеют трапециевидную форму носка. Под лапти удмуртки надевали толстые белые холщовые чулки чуглэс, верхняя ткань красиво вышивалась узорами или кумачом. На чулки натягивались узорные тонкие марчанчуглэс.

Национальный костюм удмуртов мужчин

Мужской удмуртский национальный костюм включает:

  • рубаху;
  • пояс или ремень;
  • штаны.

Рубаха – белая холщовая с вырезом на правой стороне груди и рукавами, которые украшены красными тонкими поперечными полосками. Ее мужчины всегда надевали навыпуск и подпоясывали ремнем или плетеным поясом. Штаны обычно плотные и темного цвета, чаще – синего. Мужская обувь, как правило, не украшалась. Летом носили лапти, зимой – валенки.

Сегодня удмуртский народный костюм редко используется по назначению. Их хранят в музеях или дома в сундуках как семейные богатства, надевают на выступления этнические фольклорные ансамбли. В деревнях сохранился обычай надевать национальную одежду на свадьбу и большие праздники.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.