Классный час: день согласия и примирения. Детям о дне согласия и примирения

Какова история праздника

Классный час: день согласия и примирения. Детям о дне согласия и примирения

История праздника «День согласия и примирения» уходит корнями почти на век назад. До недавнего времени он носил совсем другое наименование, отражающее его суть: «День Великой Октябрьской социалистической революции». С тех пор времена изменились, и государства, в котором все начиналось, уже давно нет, но дата эта по-прежнему важна для нескольких поколений наших граждан.

Как все начиналось?

Шел 1917 год. Россия переживала тяжелые времена: совсем недавно завершилась Первая мировая война, принесшая нашим гражданам много бед, да и политическая ситуация в стране оставляла желать лучшего. Все это привело к тому, что в октябре, 25 числа (по прежнему календарю, в нашем исчислении – 7 ноября) произошла революция, названная Великой Октябрьской.

События этого дня оказали важнейшее влияние на то, как сложилась жизнь в нашей стране. С этой даты начало свое берет история праздника “День согласия и примирения”. После победы революционеров радикально поменялся весь общественный строй в России, да и страна начала называться уже по-другому – Советским Союзом.

На следующий день, 26 октября (опять же по дореволюционному календарю, в наше время – 8 ноября) 1917 года было принято несколько декретов (о земле и о мире) и законов, соответственно которым должен жить народ. Рабочий день стал составлять 8 часов, а контролировать производство и распределение продовольствия смогли сами рабочие. Были уравнены в правах все народы, проживающие на территории страны.

Несмотря на новое наименование – «День согласия и примирения» – история празднования 7 ноября началась в советский период. Вплоть до самого 1991 года праздник этот назывался “День Великой Октябрьской социалистической революции”. Он широко отмечался на государственном уровне и был одним из главных «красных дней календаря» в стране.

Во всех городах тогда еще Советского Союза в этот выходной день проходили массовые гуляния и, непременно, демонстрации, в которых участвовали все трудящиеся и пионеры. Политические деятели и просто люди, занимающие важные посты, с трибун поздравляли советских граждан с праздником. В честь этого дня проводились митинги, где прославляли трудовой народ и революцию.

Так продолжалось до распада СССР. В 90-е годы значение 7 ноября попытались свести к минимуму и стереть из памяти народа, но безуспешно.

Новое лицо старого праздника

В 1996 году, благодаря указу, подписанному Борисом Ельциным, в то время президентом России, началась официальная история праздника «День согласия и примирения». Такое название было выбрано не случайно, а в соответствии с обстановкой в стране в то время.

Дело в том, что в 90-е годы, как и перед началом Октябрьской революции, классовое расслоение в обществе стало слишком значительным. Из-за этого все заметнее были волнения народа и нетерпимость внезапно обедневших граждан к тем, кто сумел быстро разбогатеть, воспользовавшись ситуацией.

Для того, чтобы не допустить новых трагических событий, необходимо было примирить между собой разделившийся на почве финансового достатка народ. Именно поэтому, не вычеркивая привычную памятную дату из истории России, о Дне примирения и согласия стали говорить 7 ноября.

Перенос празднования

С 5 года 21 века история праздника «День согласия и примирения» получила новое развитие. Если до сих пор 7 ноября официально считался праздничным выходным днем, то теперь это правило было отменено указом правительства. Вместо этого в календаре россиян появился новый выходной – 4 ноября (официальное наименование «День народного единства»).

В досоветскую эпоху, с октября 1649 года, существовал День Казанской иконы Божьей матери (в сегодняшнем календаре – 4 ноября). К этому дню было решено приурочить новую памятную дату, призванную объединить народ.

Для российской истории 4 ноября – очень значимая дата. В этот день, в далеком 1612 году Москва была освобождена от захватчиков-поляков, благодаря сплочению народа под началом князя Дмитрия Пожарского и купца Кузьмы Минина. В конце 2004 года новое российское правительство решило, что такой знаковый момент вполне может подойти для того, чтобы объединить россиян и сейчас.

Поздравления

Люди старшего поколения, что называется «советской закалки», как и молодежь, будут рады получить поздравления в прозе с Днем согласия и примирения, ведь для каждого в этой дате найдется что-то свое, важное.

Праздник этот стал еще одним поводом для того, чтобы переосмыслить свое отношение к истории России, выбрать для себя правильное направление или убедиться в верности избранного пути. Пусть опыт прошлого поможет больше не совершать роковых ошибок, избавиться от нетерпимости.

Не забывайте поздравить с этим великим, значимым для каждого россиянина праздником, своих бабушек и дедушек, родителей и всех близких, которые основную часть жизни были гражданами Советского Союза.

Особый смысл имеет для них 7 ноября, ведь не угас еще тот огонь, что был разожжен много лет назад, и не стоит об этом забывать.

Вместе с тем, нужно учесть все ошибки прошлого и не допускать трагедий в будущем.

Классный час

Классный час: день согласия и примирения. Детям о дне согласия и примирения

Муниципальноеказенное учреждение

«Средняяобщеобразовательная школа № 9 г.Нижнеудинск»

Деньсогласия и примирения.

Деньнародного единства

ВЫПОЛНИЛА:

Галичина ЕленаПетровна,

МКУ СОШ № 9 г.Нижнеудинск,

педагогдополнительного образования

Нижнеудинск

2015

ДЕНЬ СОГЛАСИЯ ИПРИМИРЕНИЯ

ДЕНЬ НАРОДНОГОЕДИНСТВА

ЦЕЛЬ: 1. Расширениеи углубление знаний учащихся о выдающихсялюдях России.

2. Патриотическоевоспитание школьников.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:классный час

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ:учащиеся 5-7 классов

ОБОРУДОВАНИЕ:ноутбук, мультимедиапроектор, экран.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

(Слайд 1)

(Слайд 2)

Любовь к своемуОтечеству является одной из основныхроссийских ценностей.

(Слайд 3)

На примере жизнивеликих соотечественников, внесшихзначительный вклад в историю России,заслуживших признание современникови потомков, мы учимся быть настоящимипатриотами своей страны.

(Слайд 4)

В начале ноябрямы отмечаем День согласия и примиренияи День народного единства. Согласие ипримирение… О чём говорят эти слова? Оспокойной и мирной жизни, котораянаступает после войны и смуты.

(Слайд 5)

1 чтец: Завет (Д. Кедрин)

В час испытаний

Поклонись Отчизне

По-русски,

В ноги,

И скажи ей:

« – Мать!

Ты – жизнь моя!

Ты мне дорожежизни!

С тобою – жить,

С тобою – умирать!»

Будь верен ей.

И как бы ни былдлинен

И тяжек день военноймаяты, –

Коль пахарь ты,

Отдай ей всё, какМинин,

Будь ей Суворовым,

Коль воин ты.

Люби её.

Клянись, как нашидеды,

Горой стоять

За жизнь её и честь,

Чтобы сказать

В желанный часпобеды:

« – И моего

Тут капля мёдаесть!»

Учитель:В этом стихотворении есть слова: «Кольпахарь ты, отдай ей всё, как Минин…». Акто такой этот Минин? И почему его имявошло в историю Отечества?

(Слайд6)

2 чтец: Начало 17 века для России было нерадостным.«Смутным временем» прозвали его.Закончилась династия Рюриковичей -царей московских. На престол выбираютцаря из бояр. В стране голод и разорение.По земле русской рыщут шведы и поляки– подчинить себе хотят Россию-матушку.

(Слайд 7)

3 чтец: Самозванцы народ мутят – объявляютсебя царями настоящими. Поляки в Москвехозяйничают, подчиняют себе городарусские.

Но поднялся народрусский на защиту Отечества. Было созданонародное ополчение. И возглавили егоКузьма Минин да Дмитрий Пожарский.

(Слайд 8)

4 чтец: Минин Кузьма Минич (? – 1616) – Нижегородскийземский староста, торговый человекосенью 1611 года обратился к жителямгорода с призывом помочь всеми силамии средствами в создании нового народногоополчения для освобождения России отиноземных захватчиков. Он первымпожертвовал немалые деньги.

ПримеруМинина последовали многие купцы исостоятельные люди. Тех, кто не желалдобровольно делиться своим богатством,с одобрения схода жителей принуждалисилой. В Нижний Новгород стали стягиватьсявооружённые отряды ополченцев со всехземель. Для объединённого войска нуженбыл твёрдый и решительный командующий.

Выбор пал на князя Дмитрия МихайловичаПожарского.

5 чтец: ПожарскийДмитрий Михайлович (1578-1642) – князь,боярин, полководец, народный герой,соратник К. Минина. Участник первогоземского ополчения 1611 года, один изруководителей второго ополчения ивременного земского правительства –Совета земли Русской. Руководил военнымидействиями против польских интервентов.

(Слайд 9)

Учитель: Ногероями были не только купцы и князья.В годы Смутного времени прославилсякрестьянин из-под Костромы по имениИван Сусанин.

«В исходе 1612 годаюный Михаил Фёдорович Романов, последняяотрасль Рюриковой династии, скрывалсяв Костромской области. В то время Москвузанимали поляки: сии пришельцы хотелиутвердить на российском престолецаревича Владислава, сына короля ихСигизмунда III.Народ же русский царём своим хотелвидеть Михаила.

Один отряд поляковпроникнул в костромские пределы и искалзахватить Михаила. Вблизи от его убежищавраги схватили Ивана Сусанина, жителясела Домнина, и требовали, чтобы он тайнопровёл их к жилищу будущего венценосцаРоссии. Как верный сын Отечества, Сусанинзахотел лучше погибнуть, нежелипредательством спасти жизнь.

Он повёлполяков в противную сторону и известилМихаила об опасности: бывшие с ним успелиувезти его.

Раздражённыеполяки убили Сусанина.

По восшествии напрестол Михаила Фёдоровича (в 1613 году)потомству Сусанина была жалованнаяграмота на участок земли при селеДомнине; её подтверждали и последующиегосудари».

6 чтец: Поэтически подвиг Ивана Сусанинаувековечил замечательный русскийпоэт-декабрист Кондратий Рылеев:

Склонившись угрюмодо самой земли,

Дебристую стенуиз сучьев сплели.

Вотще насторожетревожное ухо:

Всё в том захолустьеи мёртво и глухо…

«Куда ты завёлнас?» – лях старый вскричал.

«Туда, куда нужно!– Сусанин сказал.

Убейте! Замучьте– моя здесь могила!

Но знайте и рвитесь– я спас Михаила!

Предателя, мнили,во мне вы нашли:

Их нет и не будетна Русской земли!

В ней каждый отчизнус младенчества любит

И душу изменойсвою не погубит».

«Злодей! – закричаливраги закипев, –

Умрёшь под мечами!»- «Не страшен ваш гнев!

Кто русский посердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнетза правое дело!

Ни казни, ни смертии я не боюсь:

Не дрогнув, умруза царя и за Русь!»

«Умри же! – сарматы герою вскричали,

И сабли над старцем,свистя, засверкали! –

Погибни, предатель!Конец твой настал!»

И твёрдый Сусанинвесь в язвах упал!

Снег чистыйчистейшая кровь обагрила:

Она для Россииспасла Михаила!

(Слайд 10)

Учитель: Народ не забыл своих героев. В Костроместоит памятник Ивану Сусанину, а наКрасной площади в Москве – памятникМинину и Пожарскому.

(Слайд 11)

Но ополчение 1612года было не единственным в историинашей Родины.

Был 1812 год, когдаНаполеон Бонапарт во главе своей могучейармии хотел захватить Россию.

(Слайд 12)

Но благодаряединому желанию народа освободитьсяот захватчиков, армия французов былавыметена с территории нашей страны.

(Слайд 13)

И был 1941 год,когда гитлеровская армия мечтала пройтипобедным маршем по Красной площади. Нои эти мечты разрушились, натолкнувшисьна несгибаемую волю и свободолюбиерусского народа. Ведь в сердце у каждогочеловека – Родина.

(Слайд 14)

7 чтец: Родина (К. Симонов)

Касаясь трёхвеликих океанов,

Она лежит, раскинувгорода,

Покрыта сеткоюмеридианов,

Непобедима, широка,горда.

Но в час, когдапоследняя граната

Уже занесена втвоей руке,

И в краткий мигприпомнить разом надо

Всё, что у насосталось вдалеке,

Ты вспоминаешь нестрану большую,

Какую ты изъездили узнал,

Ты вспоминаешьРодину – такую,

Какой её ты вдетстве увидал.

8 чтец:

Клочок земли,припавший к трём берёзам,

Далёкую дорогу залеском,

Речонку со скрипучимперевозом,

Песчаный берег снизким ивняком.

Вот, где нампосчастливилось родиться,

Где на всю жизнь,до смерти мы нашли

Ту горсть земли,которая годится,

Чтоб видеть в нейприметы всей земли.

Да, можно выжить,в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодатьи холодать,

Идти на смерть…Но эти три берёзы

При жизни никомунельзя отдать.

(Слайд 15)

Учитель: Кто сейчас может сказать, о чём думалрядовой Александр Матросов, закрываясвоей грудью фашистский ДОТ?

И кто знает, чтовспоминал лётчик Виктор Талалихин,направляя свой горящий самолёт наколонну вражеской техники?

(Слайд16)

Сколько их было –героев, погибших во имя Родины? И о чёмони вспоминали в свою последнюю минуту?Может быть, именно о таких берёзах, иречках, и дорогах, по которым им несуждено больше ходить… Они отдали своижизни для победы над врагом, как когда-тоэто сделал Сусанин.

(Слайд 17)

9 чтец: Да,на долю России выпало много бед инесчастий. Но всё это не сломило, а толькозакалило нашу страну. И, несмотря ни начто, Россия живёт и развивается. Однакоесть люди, которые ругают свою страну,и хвалят чужие земли. Наверное, онизабыли мудрость народную: «Где родился,там и пригодился». Так вот ответом имможет стать стихотворение Ольги Фокиной:

(Слайд 18)

10 чтец:

Ещё я на родине тропы

Успела не всеисходить.

Исхожена самаямалость,

И мне неизвестны пока

Ни холодностьчувств, ни усталость

В стремленье кродным родникам.

Сильнее не ведаювласти,

Чем властьматеринской земли:

Берёзы мне светане застят,

Не носят тоскижуравли.

(слайд 19)

11 чтец:

Не верю, что вся современность –

В романтикесверхскоростей!

Храню откровеннуюверность

Раздольностирусских полей,

Молчанию гордогобора,

Надёжности сельскойизбы

И тем вековымразговорам,

Что до или послекосьбы,

Что до или послеже сева,

Пастьбы, молотьбыи жнитьва…

Жаль, слушаем,слышим не все мы

Хорошие эти слова.

(Слайд 20)

12 чтец:

А если б успели услышать

Да если б сумелипонять,

То стали бы ездить– потише,

Пониже, поближелетать.

На все возражения:- «Что ты!» –

Отвечу: «Жалеюминут,

Которые на перелёты

Над милой землёюуйдут».

Твердящим, чтомного теряю,

Одно беспечальноскажу:

« – Не мыслюсоперников краю,

Которым живу идышу».

(Слайд 21)

Учитель: СейчасРоссия переживает очень сложные времена.Но страна, пережившая столько войн,справится и с этими трудностями. Главное,чтобы народ был вместе. А ещё нужнолюбить свою Родину так, как любили еёгерои земли русской. Нужно помнить, чтокультура России – многогранна ибезгранична, а традиции нашего народаимеют многовековую историю.

(Слайд 22)

Литература:

  1. Кучер Н.И. Здравствуй, школа. М., «Просвещение», 1986.

  2. Побединская Л.А. Классный час играючи. Выпуск 7.М., творческий центр «Сфера»,2005.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.