Картотека (подготовительная группа) на тему: Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию. Дидактические игры по патриотическому воспитанию

Педразвитие |

Картотека (подготовительная группа) на тему: Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию. Дидактические игры по патриотическому воспитанию

Климова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с “Ромашка”
Населённый пункт: р.п.Шатки Нижегородская область
Наименование материала: картотека дидактических игр
Тема: “Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию”
19.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Картотека

дидактических игр

по нравственно-

патриотическому

воспитанию

Подготовила:

воспитатель

Климова Н.В.

Р.п.Шатки

Дидактическая игра

«Из чего построен дом».

Цель:

совершенствовать

знания

строительных материалов, о том

из чего строят жилище человека,

умение

логически

мыслить,

закреплять

умение

образовывать

имя прилагательное.

к а р т и н к и

с

изображением

разных

видов

жилищ.

Ход

игры:

Детям

предлагается

рассмотреть изображение разных

видов

жилищ,

подобрать

к

ним

п р и л а г а т е л ь н о е

( с т е к л о

стеклянный, дерево – деревянный,

камень – каменный).

Дидактическая игра

«Найди лишний»

Цель: закреплять знания детей о

предметах русского быта.

Материалы:

к а р т и н к и

с

изображением предметов русского

быта.

Ход игры: Воспитатель предлагает

рассмотреть картинки и найти на

них лишний предмет и назвать его.

Игра естественный спутник жизни ребенка,

источник радостных эмоций, обладающий

великой воспитательной силой. В игре

ребенок активно переосмысливает

накопленный нравственный опыт, в игре

каждому приходится добровольно

отказаться от своих желаний,

согласовывать свои замыслы,

договариваться о совместных действиях,

подчиняться правилам игры, преодолевать

трудности. Игра учит справедливо

оценивать собственные результаты и

результаты товарищей. В данном пособии

представлены дидактические игры,

которые можно использовать в

воспитательно-образовательном процессе,

старшего дошкольного возраста. Целью игр

является воспитание нравственно –

патриотических чувств у дошкольника.

Дидактическая игра

«Как я дома помогаю».

Цель:

воспитывать

заботливое

отношение к членам семьи.

сюжетные картинки

с

видами

хозяйственно-бытовой

деятельности.

Ход

игры:

Воспитатель

раздает

детям

сюжетные

картинки

с

видами

хозяйственно-бытовой

деятельности. Детям предлагается

назвать домашние дела, в которых

они принимают участие дома.

Дидактическая игра

«Узнай наш флаг, герб».

Цель: закреплять знания детей о

государственном флаге, гербе.

Материалы: карточка-образец

герба посёлка Шатки, изображение

государственного флага, картинки

с изображениями флага и герба

нашей страны, изображения

некоторых флагов других стран.

Ход игры: Воспитатель на

наборное полотно выставляет

крупные изображения флагов

разных стран, и предлагает детям

найти российский флаг, герб.

Дидактическая игра

«Моя малая родина».

Цель:

выявить

знания

детей

о

своей малой родине.

Материалы:

к а р т и н к и

с

изображениями

достопримечательностей

посёлка

Шатки.

Ход

и г р ы :

На

ка рточ ка х

и з о б р а ж е н ы

р а з н ы е

достопримечательности

поселка.

Детям

предлагается

выбрать

к а р т о ч к у

и

н а з в а т ь

достопримечательность.

Дидактическая игра

«Собери картинку».

Цель: закреплять знания детей о

посуде,

которой

пользовались

в

старину.

картинки

старинной

посуды (образцы для складывания

и разрезные картинки)

Ход

игры:

Детям

предлагается

собрать

разрезную

картинку

и

назвать,

что

нарисовано

н а

картинке.

Дидактическая игра

«Одень куклу в национальный

костюм».

Цель:

закреплять

знания

детей

элементов национальной одежды.

и з о б р а ж е н и я

элементов одежды народов разных

национальностей.

Ход игры: Воспитатель предлагает

детям

одеть

куклу

в

русский

национальный костюм.

Дидактическая игра

«Национальный костюм»

Цель:

закрепить знания детей о

мордовском

и

русском

костюме,

с

его

характерными

особенностями,

со

значением

каждого

символа

в

орнаменте -воспитывать уважение к

л юд я м ,

с о з д а в ш и м

к р а с о т у

мордовского и русского костюма.

к а р т и н к и

с

изображением

мордовского

и

русского

костюмов;

элементы

о д е ж д ы ,

и л л ю с т р и р у ю щ и е

орнаменты того или иного костюма.

Ход игры: Воспитатель предлагает

соединить

элементы

одежды

с

орнаментом мордовского и русского

костюмов.

Интерактивная игра

«Тесто для блинов»

Цель:

закреплять

полученные

знания

по

теме

«Здравствуй,

Весна-красна!».

Материалы: презентация слайдов

с

изображением

п р од у к т о в ,

необходимых

для

приготовления

теста для блинов.

Х о д

и г р ы :

Н а

с л а й д е

демонстрируются продукты; нужно

выбрать те, которые подходят для

приготовления теста для блинов.

«Моих родителей зовут…»

Цель: Закрепляем знания

имени и отчества родителей,

дедушек , бабушек…

Материал: семейные

фотоальбомы

Ход игры: дети, передавая друг

другу мяч, быстро называют

фамилию, имя, отчество мамы и

папы.

Дидактическая игра

« Я люблю… »

Цель: воспитывать уважительное,

заботливое отношение к близким

людям, друг к другу, развивает

коммуникативные способности

Ход игры: Ведущий говорит детям:

«Каждый из нас что-то или кого-то

любит, всем людям присуще это

чувство. Я люблю свою семью,

свою работу, люблю вас.

Расскажите, а кого или что вы

любите». Дети рассказывают о

своих чувствах и привязанностях.

Дидактическая игра

«Жилое – Нежилое»

Цель: закрепить знания детей, что

здания бывают – жилыми и

нежилыми. В жилых проживают

люди; в нежилых расположены

организации, подсобные

помещения и т.п.

Материал : картинки и

иллюстрации с изображением

разных строений

Ход игры: Воспитатель

предлагает определить жилое или

не жилое помещение

Дом – жилой, магазин –нежилой…..

Дидактическая игра

«

Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными

промыслами, прививать интерес к

русским традициям, учить узнавать

и отличать различные промыслы.

Материал: картинки и изображения

с предметами народного

творчества

Ход игры воспитатель

показывает картинку с

изображением предметов народных

промысел

Дети называют

Журнал Педагог |

Картотека (подготовительная группа) на тему: Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию. Дидактические игры по патриотическому воспитанию

Белоногая Юлия Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с-к/в № 7
Населённый пункт: Кавказский район, г. Кропоткин
Наименование материала: Учебная программа
Тема: “Картотека игр по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.”
20.03.2018
Раздел: дошкольное образование

1

Картотека игр по нравственно – патриотическому

воспитанию дошкольников.

Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-

дошкольника при формировании нравственно

патриотических чувств является игра. Наряду с

народными фольклорными играми, способствующими

развитию физических, психических, интеллектуальных

возможностей детей, в ДОУ значительное место занимают

познавательно-развивающие игры.

1

2

1. Игра «Цветик – семицветик»

Цель: загадывать желание, рассказать о нем другим

можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет.

Каждый,сорвав лепесток, может задумать одно заветное

желание. Если загаданное желание связано с

удовлетворением его личных потребностей– ребенок

получает желтую фишку, если оно имеет общественное

значение – красную. Собрав в конце игры фишки, можно

определить уровень нравственного развития группы.

2. Игра «Клякса»или «Волшебники»

Цель: увидеть с помощью рамки и вырезать изображение,

напоминающего злого или доброго персонажа, героя.

Учить различать добрые и злые чувства, поступки

Предлагаются цветные кляксы: у доброго волшебника в

кляксах преобладают светлые, яркие тона, а у злого –

темные, грязные.

3. Игра «Узнай настроение по рисунку»

Цель: обобщить представления детей о доброте и

эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому

понятию; учить передавать эмоциональное состояние

человека с помощью мимики, речи, формировать

позитивный образ своего «я».

4. Игра «Закончи предложение»(эмоционально

психологический настрой)

«Я обижаюсь, когда…. И т. д.

5. «Угадай настроение»

Цель: Учить анализировать настроение по пиктограммам.

Детям дается набор пиктограмм с видами настроения.

После определения «настроения» каждой пиктограммы

дети разбиваются на пары. Один ребенок берет

пиктограмму и. не показывая ее другому, называет

настроение, которое на ней изображено. Второй должен

найти пиктограмму, задуманную партнером. После этого

2

3

дети сравнивают две выбранные картинки. При

несовпадении можно попросить детей объяснить, почему

они выбрали ту или иную пиктограмму для определения

настроения.

6. Игра «Хорошо – плохо»

Цель: оценить поступки и действия с двух позиций:

хорошо это или плохо? Красными фишками оцениваются

хорошие поступки, черными – плохие.

6. Игра – тренинг “Посмотри на себя в зеркало”.

Воспитатель предлагает детям подойти к зеркалу,

посмотреть на себя и улыбнуться.

– Какое у вас сейчас настроение? (ответы детей:

веселое, смешное и т. д.)

– На что похоже ваше настроение (около

зеркала воспитатель вывешивает изображение

солнышка и тучки).

– Попробуйте изобразить настроение хмурой тучки, а

теперь грустной тучки, а теперь настроение солнышка –

веселое, радостное.

7. Игра «Герб района»

Материал: фрагменты герба района (обязательно должны

быть лишние элементы, карточка с изображением

городского герба.

Дети по памяти собирают герб родного края, объясняя,

что означает тот или иной элемент. В конце

самостоятельно проверяют правильность выполнения при

помощи карточки-образца.

8. Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Материал: фотографии (открытки) с изображением

достопримечательностей города.

Ход игры: педагог показывает фото детям, дети называют,

что изображено.

3

4

9. Дидактическая игра «Продолжи пословицу» или назови

пословицу и их значение (русские бурятские, их сходство.

Ход игры: воспитатель говорит начало пословицы, дети –

ее продолжение:

10. Дидактическая игра «Моя семья»

Данная игра включает в себя нравственно –

патриотическое воспитание в детском саду и

формирование гендерной идентичности.

Игра направлена для развития ума, памяти, внимания,

умение слушать товарища, высказывать свои мысли.

Основные методы обучения в данной игре: наглядные,

словесные.

Цель:

• формирование гендерной идентичности;

• закрепить внешние различия женского и мужского

образа;

• упражнять детей в названии вещей и предметов,

находить в них сходства и различия.

• поддерживать у детей интерес к участию в игре.

• способствовать формированию у детей гендерной

устойчивости.

Материал и оборудование: карточки с предметами,

игровое поле.

Ход игры:

Организационный момент.

Вос-ль: Что такое семья? (ответы детей)

Семья- это то, что мы делим на всех,

4

5

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

Вос-ль: Ребята, а вы знаете, что всех членов семьи можно

разделить на группы: малышка – младенец, девочка –

мальчик, мужчина – женщина.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в

дидактическую игру: «Чья эта вещь и почему?»

Перед началом игры ведущий располагает в центре стола

игровые поля, объясняет, что это – «шкафчики» для

вещей.

Каждый «шкафчик» принадлежит малышке или малышу,

девочки или мальчику, женщине или мужчине. Участники

игры вместе с взрослым находят карточки хозяйки или

хозяина «шкафчиков». Ведущий показывает карточки с

изображением вещей, и задает вопрос «Чья эта вещь и

почему?», а затем помогает найти и разложить карточки

в соответствующие «шкафчики» (игровое поле). Далее

игра продолжается подобно лото, то есть необходимо

правильно заполнить все игровое поле.

11. Игра «Когда-то и сейчас»

Цель: развивать чувство времени у детей. Взрослый

предлагает детям выслушав предложения, определить,

какого времени оно касается (настоящего или прошлого).

Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя –

5

6

было когда-то, если же предложения касается

настоящего, то дети разводят руками.

12. Игра «Почта»

Цель: закрепить знания детей о городах России.

13. Игра «Кто, где живет»

Цель: совершенствовать умение образовывать по образцу

однокоренные слова, существительные с суффиксом.

14. Игра «Я живу на улице»

Цель: формировать умение и знание детей называть

улицы города Кропоткина.

15. Игра «Мой этаж», «Из чего построен дом»

Цель: совершенствовать знания детей о геометрических

фигурах, умение логически мыслить, определяя

последовательность построек этажей.

16. Игра «Жилое – Нежилое»

Цель: закрепить знания детей, что здания бывают –

жилыми и нежилыми. В жилых проживают люди; в

нежилых расположены организации, подсобные

помещения и т. п.

17. Игра «Иностранец», «Кто и в какой стране живет?»

Цель: расширить знания детей о мире, людях которые

населяют его.

18. Игра: «Деревья и кустарники»(ближайшего нас

окружения.)

Цель: находить на иллюстрациях, узнавать и называть их.

–от какой ветки детка -гербарий)

19. Игра «Зеленая аптека»

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях

родного края; о правильном использовании их в лечебных

целях.

20. Игра «Кто, где живет» (по принципу доскажи

словечко)

Цель: ребенок самостоятельно подбирает рифмы,

согласуя окончания. Расширяет кругозор по

естествознанию.

21. Игра «Внимание – окончание» (словесная)

6

7

Цель: поддерживать речевое взаимодействие, оканчивать

предложение по смыслу, где надо подбирать рифму,

развивать логику.

22. Игра «Наблюдатель»

Цель: развивать у детей наблюдательность, видеть

интересное в окружающем мире и детально его

описывать.

23. Дидактическая игра “Мое имя”.

Воспитатель обращает внимание детей, что из

фотографий получился длинный поезд.

– Вагончиков много, а пассажир во всех вагончиках один.

Как зовут нашего героя?

(ответы детей: Вика)

– Вика, как называют тебя мама и папа? (Викуля,

Виктория, Викуша, Виконька)

– А как ее будут звать, когда она

вырастет? (ответы детей: Виктория и т. д.)

– Как ее будут звать Вадика? Сашу? и т. д.

– Имена у людей меняются в течение жизни. Как вы зовете

своих родителей?

(ответы детей: мама и папа и т. д.)

– Как называют их другие? (ответы детей)

24. Составление папочки из фотографий в

хронологическом порядке “Я расту!”

Воспитатель предлагает детям еще одну фотографию,

на которой изображен ребёнок в раннем возрасте и

предлагает детям узнать, кто изображен на фотографии.

Дети угадывают.

7

8

– Как вы думаете, Вика всегда была такой? (ответы

детей)

– У меня есть еще Викины фотографии. Посмотрим, как

она росла?

Воспитатель предлагает детям разложить фотографии

последовательно и доказать,

почему так разложили: новорожденная, младенец, ходила

в ясли и т. д. (варианты ответов детей зависят от

фотографий).

– Ладушка, посмотри, какой Вика была и какой стала!

– Что с ней происходило за это время? (ответы детей:

она росла)

– Что будет дальше? (ответы детей: она будет расти,

станет взрослой).

25. Игра «Когда-то и сейчас»

Цель: развивать чувство времени у детей. Взрослый

предлагает детям выслушав предложения, определить,

какого времени оно касается (настоящего или прошлого).

Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя –

было когда-то, если же предложения касается

настоящего, то дети разводят руками.

26. Игра «Почта»

Цель: закрепить знания детей о городах России.

27. Игра «Собери и назови флаги» (Бурятия, Россия)

Цель: составлять по цвету в правильном порядке.

Авторские дидактические игры «Кому что

нужно», «Украсим одежду», «Найди игрушку», «Как

найти дорожку в 6 микрорайоне»

«Украсим одежду»

Цель: расширять и углублять представления детей о

традициях украшения одежды бурят и русских. Упражнять

в составлении узоров на силуэтах одежды, соблюдая

ритм, симметрию, чередование элементов узора.

8

9

9

Патриотические игры в детском саду

Картотека (подготовительная группа) на тему: Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию. Дидактические игры по патриотическому воспитанию

Патриотическое воспитание нужно начинать как можно раньше – даже в детском саду будет уместно приучать детей к любви к Родине и к родному краю. Вот только для этого не подойдут пафосные речи об Отечестве.

Патриотические уголки также сложно воспринимаются большинством детей дошкольного возраста. Намного лучше подойдут игры для дошкольников по патриотическому воспитанию.

Они простые, понятные, помогают в игровой форме осознать все величие России.

Для педагогов старших групп мы все же рекомендуем ознакомиться с оформлением патриотических уголков в ДОУ. Мы собрали фото интересных идей, а схема содержания поможет укомплектовать уголок своими руками.

Рассмотрим игры, которые помогут воспитывать патриотизм в младшей группе детского сада. Дети в этом возрасте очень хорошо воспринимают все, что связано с семьей, природой, друзьями. Не нужно ставить патриотизм целью каждой игры, тема любви к Родине должна быть связана с воспитанием человечности. Ведь цель воспитания – это прежде всего Человек с большой буквы, который любит свое Отечество.

Игра «Волшебные слова»

Самое главное в этой игре – разучить фразы, которые показывают общую культуру человека. Например, «спасибо», «пожалуйста», «приятного аппетита» и т. д.

Игровой процесс строится следующим образом: нужно сначала рассказать детям о важности «волшебных слов», попробовать всей группой вспомнить как можно больше таких слов. Попутно рассказывают о значении этих слов и уместности их использования. После этого участники по очереди называют все эти слова.

Выиграет тот, кто сможет вспомнить слов больше других. Игра развивает память с мышлением, помогает всем участникам стать вежливее, культурнее.

  Уголок патриотического воспитания в саду и школе

Игра «Найди флаг»

Перед игрой нужно спросить у воспитанников, кто знает, как выглядит флаг России. После этого демонстрируется флаг нашей страны, называются его цвета.

Показывают флаги других стран, кратко рассказывают об их цветах и общем оформлении. После этого кладут 10 флагов, среди которых есть флаг России. Ребенка просят найти флаг России, назвать его цвета.

Если воспитанник ошибается в выборе, то нужно разобрать ошибки, чтобы сыграть в игру заново.

Следует воспитывать в детях уважение к государственной символике не только России, но и других стран. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы дети топтались по флагам, небрежно с ними обращались.

Игра «Гости города»

Целью является воспитание у детей интереса к жизни родного города и страны в целом. Нужно закрепить шесть фотографий со знаковыми местами вашего города на доске, предварительно пронумеровав цифрами от 1 до 6.

Ребенка просят бросить кубик с цифрами, чтобы случайным образом выбрать одну из картинок. Выбранную картинку нужно описать таким образом, чтобы гостю города было понятно изображение, появилось желание посетить этого место.

Карточки с видами города нужно подбирать максимально узнаваемые, чтобы у малышей не возникло проблем с описанием.

«Геральдика»

Целью является изучение истории родного города через его символику. Сначала воспитатель показывает герб родного города, вкратце рассказывает о том, что на нем изображено. Рассказывать нужно простым и понятным языком, обычно изображение герба города несет в себе графическое изображение его специфики, исторических особенностей.

После этого показывают гербы района и области, также рассказывают о них. В самом конце переходят к гербу России. Нужно также рассказать о флаге города, региона и страны.

Детям показывают взаимосвязь между флагами города, региона и страны, накладывают их друг на друга. Потом картинки перемешивают и просят сложить вместе герб и флаг города, региона, страны. То есть, разбить их по парам.

Такая игра не только развивает память, она поможет узнать о символике родного края.

  Обучение игре в шахматы для детей

«Народные промыслы»

Цель – научиться узнавать разные виды деятельности. Начать можно с того, чтобы участники рассказали о своей помощи родителям по дому. Далее детям показывают заранее заготовленные картинки с изображением народных промыслов. Деток просят подобрать, к какой именно картинке относится их помощь.

Например, если мальчик любит вместе с папой строгать доски, то правильным ответом будет ремесло плотника. Если девочка помогает маме шить, то такая помощь очень хорошо относится к такому народному промыслу, как вышивание.

«Помоги маме найти своих детенышей»

Цель – научить детей соотносить изображения взрослых животных детенышами. Детей учат, что у собак могут быть только щенята, у котов – котята, у тигров – тигрята.

После этого показывают по две картинки в таком формате: взрослое животное и детеныш. Показав пять пар животных и озвучив их названия, можно переходить к закреплению полученных знаний.

Картинки со взрослыми зверями и их детенышами перемешивают между собой, далее просят детей собрать все изображения по парам.

Выигрывает тот, кто максимально быстро и без ошибок сможет собрать всех зверей по парам и правильно назвать животных. После игры рассказывают о важности для каждого детеныша расти в своей семье.

Будет очень плохо, если зверята потеряются. Нужно научить детей, что для каждого родителя потеря его детеныша является очень больным ударом.

Все семьи должны дружить, помогать друг другу, только в этом случае можно сохранить силу и могущество Родины.

Список игр, воспитывающих патриотизм в младшей и подготовительной группах детского сада, не является исчерпывающим. Во все игры нужно добавлять как можно больше движений, ведь дети в таком возрасте не могут долго сидеть на месте.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.