Что делать если ребенок быстро не запоминает. Почему ребенок не запоминает стихи

Содержание

Ребенок плохо запоминает стихи — как помочь ребёнку запоминать

Что делать если ребенок быстро не запоминает. Почему ребенок не запоминает стихи

Недавно видели, как мамы с испуганными лицами отнекивались от необходимости выучивания с ребёнком пары песенок.

Кто-то даже, пожимая плечами, аргументировал:

— Мой ребёнок вообще — плохо запоминает стихи…

Мы же знали эту пару песенок «на зубок» к следующему занятию.

Думаете, долго учили? Вовсе нет. Просто знаем маленький секрет.

А сегодня расскажем и вам о том, как помочь вашему ребёнку запоминать стихи быстро, легко и весело.

Кстати!  Вы слыхали когда-нибудь о том, что память  — тренируема? И это, действительно, так!

Мы учим стихи давно, часто и помногу. И вот теперь запомнить за день два-три новых стишка для моей старшей дочки давно уже — дело совершенно обычное.

Так что, дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки! Первое что хочу сказать – учите с детьми стихи и песни. Это, во-первых,  полезно, во-вторых, практично! Ведь тогда очень скоро ваше участие в запоминании будет совсем не обязательно.

Ну а пока, если вы ещё не щелкаете стишки и песенки, как орешки, расскажем вам о том,  как быстро и легко выучить наизусть с ребёнком стихи любой длины и сложности.

Есть у меня уже обобщенная статья на эту тему. Там о том, как запоминать всё подряд. О стихах там тоже есть, можно посмотреть и там.

А если вам не надо про всё, то стихи мы поучим сегодня и здесь.

как помочь ребенку запоминать

Итак. Допустим, задали вашему чаду выучить стихотворение в саду или в школе. И ладно бы, если это «Мороз и солнце, день чудесный…». Тут, быть может, как–нибудь и так выучится.

А если это какое-нибудь празднично-патриотическое стихотворение, посвященное дню защитника отечества?! Чаще всего 50 %  такого стиха состоит из слов и выражений, значение  которые приходится самому-то искать, чтобы в последствии разъяснить ребёнку. А уж запомнить…

Вот для такого случая мы и применим одну их методик быстрого запоминания стихов.

Как быстро выучить большой стих? Метод пиктограмм. Для тех, кто может и порисовать

А в чём обычно сложность большого стиха? Правильно! В последовательности!

Что за чем, да почему.

Лучшее, что мы можем сделать с этой последовательностью, это —  нарисовать!

Суть метода пиктограмм и последовательность действий

  1.  Главное для начала правильно определить, так скажем, —  масштаб бедствия. То есть — понять, что именно не запоминается у ребёнка?  Каждое слово, или же что за чем идёт? Если каждое слово — будем рисовать детальный конспект с масштабом  1 слово: 1 пиктограмма .

    Ниже вы найдёте примеры детального и обобщенного масштаба.

  2. Рисуем. Важный момент — мы рисуем именно пиктограммы! То есть обозначения! Значки, которые по вашему совместному решению с ребёнком обозначают слово.

      Если это слово в стихотворении повторяется, то и пиктограмма повторяется.

  3. Ребёнок смотрит на рисунок и воспроизводит несколько раз стихи по картинкам.
  4. Убираете рисунок.

    Ребёнок воспроизводит стихи по картинке, оставшейся  в памяти

Здесь я сейчас приведу пример рисования пиктограммы к каждому слову стихотворения.

Бывает, что в такой детальности нет необходимости. В этой статье вы найдёте наглядный пример метода пиктограмм, который помог нашему ансамблю выучить именно последовательность событий. Там масштаб такой — один рисунок : одно четверостишие

Ну а здесь мы рассмотрим детальный метод.

Пример метода пиктограмм с масштабом 1 слово : 1 пиктограмма

Возьмём,  например, первое, что приходит в голову. Наш стишок про папу.

И разберём первые пару строк:

Кто на свете самый-самый?

Кто почти красивей мамы?

И рисуем. Например так (щелкните по картинке для её увеличения):

Что тут сразу хочу заметить.

  1. На самом деле – так стараться не надо. В большой статье имеется фото честного рабочего  примера рисования стишков. Мы так учили.  Вы же не хотите победить в конкурсе юных художников, вы хотите быстро выучить стих.
  2. Для каждого слова (или для каждой фразы. Если стих очень длинный, такой вариант — предпочтительней) вам надо придумать визуальную ассоциацию. При этом, если стих учите не вы а ребёнок,  — это должна быть его ассоциация.
  3. Если слова или фразы повторяются, значит — повторяется картинка. В этом примере у нас повторяется первое слово в каждой строке — «кто», потому картинка для него… Хм… Одинаковая. Ага ))).

На всякий случай, разъясню немного по порядку.

Кто?

Так часто бывает, видишь человека, вроде бы знаешь, но кто это?! Не помнишь. Вот так я вижу «Кто».

На

Ну всякие «на», «под», «в» — у меня всегда шарик на коробке, под коробкой, в коробке и так далее. Да. Это шарик на коробке

Как учить и рассказывать стихи если ребенок плохо запоминает

Что делать если ребенок быстро не запоминает. Почему ребенок не запоминает стихи

Ученые рекомендуют регулярно учить стихи взрослым и детям, даже если это не вызвано какой-то необходимостью. Заучивание наизусть и последующее чтение рифмованных строк стимулирует работу головного мозга.

Это особенно полезно в детском возрасте, поэтому запоминание стихотворений обязательно входит в программу обучения продвинутых частных детских садов. Родители могут и сами учить стихи с ребенком 3 лет, а первые шаги можно делать даже раньше.

Главное, подойти к процессу с умом, чтобы быстро добиться положительных результатов и не вызвать у малыша отторжения к этому занятию.

Польза разучивания стихов в раннем детском возрасте

Мозг дошкольников впитывает новую информацию подобно губке, чем рекомендуется воспользоваться. Вопреки распространенному мнению, ему подвластны практически любые объемы материала.

Главное, правильно построить процесс обучения, чтобы он шел плавно, без напряжения. Еще не стоит забывать, что, когда мы учим стихи с ребенком 4 лет или даже младше, это способствует его социализации, развитию умения общаться, налаживать контакты.

Регулярное заучивание стихотворений детям и взрослым стимулирует работу головного мозга.

Если регулярно и правильно учить стихи наизусть с ребенком, можно рассчитывать на такие результаты:

  • укрепление памяти, развитие внимания, повышение качества восприятия информации;
  • устранение страхов, связанных с обучением в школе, прививание интереса к получению образования, расширению кругозора;
  • выработка навыка публичных выступлений;
  • постановка правильной и красивой речи;
  • повышение уровня интеллекта за счет систематической гимнастики для мозга;
  • оттачивание грамотности, расширение словарного запаса;
  • профилактика эмоциональных срывов и расстройств, психических болезней;
  • работа над такими навыками и качествами, как усидчивость, терпение, стремление к реализации, желание преодолевать трудности;
  • повышение уровня самооценки за счет очевидных достижений.

Если впервые ребенок учит стих уже в школе, выполняя задание учителя, он ограничен временными рамками, у него нет права на ошибку и пространства для творчества. В 99% случаев процесс становится источником стресса, негативного опыта. Это снижает интерес школьника к учебе, провоцирует появление ряда психологических барьеров, боязни публичных выступлений.

Страх – как основная причина проблемы

Не нужно говорить малышу, что сегодня он будет учить стих.

Часто дошкольники с опаской относятся к чему-то новому и непонятному, из-за чего готовы отказаться от интересного дела, даже не зная, что от них потребуется.

Даже если объяснить суть занятия, это может вызвать отторжение на фоне страха перед большим объемом новой информации. Начинать учить стихи с ребенком надо постепенно, используя маленькие и безобидные хитрости.

Как бороться с детскими страхами и отговорками?

Одни родители с гордостью говорят, что их дети учат стихи в 3 года, а другие не могут заставить своего ребенка запомнить пару строк уже собираясь в школу.

Обычно причина такой разницы кроется не в способностях малышей, а в качестве работы, проделанной взрослыми.

Даже самого неуступчивого, капризного или закрытого дошкольника можно не просто приучить к разучиванию стихотворений, а разбудить интерес к этому делу.

Чтобы научить ребенка учить стихи наизусть, стоит попробовать такие приемы:

  • не хочет учить – пусть повторяет. На начальном этапе лучше браться даже не за стишки, а за рифмованные предложения или двустишия. Учитель произносит первую строку или часть предложения, главное, чтобы мысль была закончена. Ученик это повторяет. Так надо делать несколько раз, пока информация не осядет у малыша в памяти. Затем так же отрабатывается вторая часть отрывка, после чего составляющие можно объединять;
  • отказывается заниматься сам – пусть слушает. Некоторые дети не хотят даже повторять слова, но они все равно их слышат и запоминают. Если в течение дня мама неоднократно скажет при ребенке складную фразу, тот волей-неволей ее запомнит. Когда он это осознает, не удержится от демонстрации, а страх будет побежден;
  • не желает работать с родителями – пусть общается с учителем. Лучше всего отдать малыша в частный детский сад, где развитию памяти путем декламации стихов часто уделяется повышенное внимание. В крайнем случае можно обойтись обучающими материалами. Прослушивание аудио-записей и просматривание видео-роликов со стишками пробудит интерес ребенка к заучиванию интересных фраз.

Помощь со стороны родителей в социализации ребенка в обществе может проходить в форме заучивания стихов.

Главное, чтобы разучивание стихотворений не стало для ребенка дополнительным стрессом. Если он будет получать от процесса удовольствие, результаты проявятся быстрее и будут более стойкими.

С чего начать?

Даже взрослые порой не умеют правильно учить стихи. Применяя свои некорректные подходы на детях, они усугубляют ситуацию. В результате родители нервничают и теряют терпение, дети пугаются и закрываются.

Чтобы научить ребенка учить стихи, надо усвоить такие правила:

  • стихотворение надо прочитать и выяснить, все ли слова в тексте понятны ученику. Малыш должен хорошо понимать смысл фраз, которые он заучивает. Тогда риск допущения ошибки будет минимальным. Если ребенок ее и сделает, то сам обнаружит проблему и исправится;
  • учить надо по одной строке. К новой надо приступать только после того, как предыдущая отточена до совершенства и не вызывает никаких трудностей;
  • выучив две строки, надо довести до совершенства их совместное произношение. Так надо поступать на каждом этапе по мере увеличения объема пройденного материала;
  • лучше не учить стихотворение, в котором есть труднопроизносимые слова. Они станут для ребенка барьером, он будет сосредоточен не на всем тексте, а конкретно на проблемных участках;
  • в процессе обучения каждое повторение надо сопровождать соответствующей интонацией, а не просто произносить нужные слова;
  • суточный объем материала подбирается индивидуально. На начальном этапе, независимо от возраста, стоит ограничиться двумя строчками. Если процесс будет идти активно, в будущем этот норматив можно пересмотреть.

Стихотворения для изучения лучше всего подбирать совместно с дошкольником. Во-первых, это позволит работать с материалом, интересным ребенку. Во-вторых, он обязательно оценит тот факт, что его мнение имеет вес.

Родители, приучая ребенка учить стихи, повышают самооценку и готовят его к школе.

Полезные советы для родителей

Каждый ребенок индивидуален и требует особого подхода в организации процесса обучения. Все же специалисты выделяют ряд универсальных моментов, на которые стоит обратить внимание.

Несколько рекомендаций, которые помогут научить ребенка запоминать стихи:

  • по возможности уже с пеленок у детей следует вырабатывать легкость восприятия ритмично излагаемой информации. В этом помогут рифмованные загадки, скороговорки, потешки;
  • стих будет запоминаться легче, если его пересказ сопровождать не только интонацией, но и движениями тела в ритм изложению;
  • если ребенок не может выучить стих, его лучше на время отложить, выучить несколько менее сложных, после чего вернуться к проблемному произведению;
  • рифмованные фразы (заученные или собственного сочинения) надо использовать и в повседневной жизни, провоцируя на это самого ребенка. Если он начнет рифмовать в речи слова, ему проще будет учить стихи.

Разучивание стихотворения можно сопровождать различными видами активности, которые подбираются индивидуально. Одним детям нравится рисовать к текстам рисунки, другие хорошо запоминают материал, отбивая нужный ритм или бросая мяч.

Помогая дошкольнику учить стихи и приучая его к этому виду умственной деятельности, родители добиваются массы полезных результатов. Они готовят ребенка к школе, стимулируют в нем интерес к саморазвитию, повышают самооценку малыша.

У ребёнка плохая память и внимание: что делать, причины проблемы

Что делать если ребенок быстро не запоминает. Почему ребенок не запоминает стихи

Причины плохой памяти у ребенка. Органические и социальные нарушения. Что делать родителям, чтобы помочь малышу. Правильный режим, питания, игры и занятия, общее развитие.

Способность малыша усваивать и запоминать все новое помогает ему развиваться. Однако зачастую у детей даже в раннем возрасте возникают проблемы, связанные с запоминанием. В этом случае родителям очень важно знать, что делать. Причины плохой памяти у ребенка — первое, что необходимо выяснить.

Поиск корней проблемы

Появление у малыша проблем с памятью — тревожный звонок. Причиной могут быть как банальная усталость и рассеянность, так и функциональные расстройства мозговой деятельности. Постоянный контроль со стороны родителей способностей к усвоению и запоминанию новых навыков является гарантией правильного развития маленького человека.

Есть ли проблемы с памятью у ребенка, можно определить, отмечая следующие особенности поведения:

  • Недостаточная адекватность малыша в общении с друзьями;
  • Затруднения в ответе на прямое обращение;
  • Проблемы в выполнении новых заданий;
  • Полная растерянность и непонимание в сложных делах, попытка отказаться от них;
  • Проблемы с внимательностью;
  • Ребенок не может применить навыки в данных ему поручениях.

Причиной появления проблем с усвоением знаний могут быть социальные, наследственные и приобретенные состояния нарушений памяти. К социальным причинам относятся образ жизни в семье, постоянное отсутствие необходимых продуктов и витаминов в рационе малыша. Отрицательно сказывается на развитии, если ребенок почти не бывает на свежем воздухе или с ним мало занимаются, он предоставлен сам себе.

К наследственным причинам относится врожденное умственное отставание. В случае приобретенных проблем с памятью причиной могут быть заболевания психического характера, последствия сильной травмы головного мозга, состояния после перенесенной комы, интоксикации.

Нередки частичные потери памяти после перенесенных инфекционных болезней. В большинстве случаев частичная потеря памяти возможна при стечении нескольких обстоятельств: неблагоприятная обстановка в детском коллективе и дома, тревога и страхи, недостаток витаминов.

Методики восстановления памяти

Что делать, если у ребенка плохая память и внимание подсказывают профильные специалисты: детские психолог и невролог. Возможно придётся провести полноценное комплексное обследование и назначить терапевтическое лечение.

Как правило, назначение включает комплекс витаминов и лекарства, улучшающие мозговое кровообращение — ноотропы.

Рекомендуется пройти курсовое лечение у психолога, цель таких занятий — заставить ребенка поверить в свои силы и убрать тревожность и страхи.

В школе после начальных классов резко увеличивается учебная нагрузка. Нередки случаи жалоб учеников средних классов на сложности с запоминанием, частые головные боли, быструю утомляемость. Дети рассеянны на уроках, невнимательны, снижается успеваемость. Что делать, если у ребенка 10 лет плохая память зависит от причины проблемы. Часто он кроется в неготовности мозга к новым нагрузкам.

В таких случаях родителям рекомендуется проверить в течение нескольких дней распределение времени своего ребенка. Хронометраж даст картину затрат времени на кружки, спортивные секции, компьютерные игры, собственно отдых.

Дети, как и взрослые, обязаны отдыхать, чтобы успеть восстановить силы.

При дефиците времени на отдых и коротком сне мозг не успевает отдохнуть, и в итоге школьник не может сконцентрироваться, он рассеян, появляются проблемы с памятью.

Чтобы исправить ситуацию, родители обязаны упорядочить рабочий день ребенка, следует помочь с выполнением особо сложных заданий. Особое внимание рекомендуется уделить усиленному полноценному питанию. Обязательно увеличить в дневном рационе употребление рыбы, мясных продуктов, фруктов. По возможности добавить чернику, она активизирует работу мозга.

Необходимо помнить, что регулярные упражнения по развитию памяти помогают восстановить ее функции. Мозг следует тренировать регулярно с самых пеленок, даже во взрослом состоянии регулярные занятия позволяют значительно развить качество памяти.

Рекомендации психологов и логопедов включают чтение сказок самым маленьким, предпочтение сказкам с частыми повторами, они легче запоминаются, здесь развивается слуховая память. Когда малыш взрослеет и может повторять сам стихи и маленькие отрывки, следует увеличивать количество текстов для заучивания.

Что делать, если ребенок плохо запоминает стихи, подскажет детский психолог. Мотивация к успеху при прочтении выученных наизусть стихов и сказок дает толчок и стимул к развитию смысловой и образной памяти.

Следует как можно больше уделять времени малышу, он не должен оставаться сам, только в общении, в игровых ситуациях, в непрерывных «почему» идет развитие мозга, и увеличивается количество связей между нейронами.

Рекомендуется метод Монтессори в играх с детьми: после игры с определенным количеством предметов незаметно следует забрать один из предметов. Малыш должен сам без подсказки определить, какого предмета не хватает. Такая игра развивает наблюдательность и очень полезна.

Игра «Где и как лежит» поможет развить мышление и логическую память ребенка. Для такой игры рекомендуется собрать мелкие предметы из разных помещений квартиры в один ящик (пакет). Ребенок достает предметы друг за другом и комментирует местонахождение вещи в квартире, потом он относит на место все предметы. Или тренироваться с помощью подобных заданий:

Для развития ассоциативной памяти следует во время разговора с ребенком обратить внимание на мелкие детали, например, запах и яркий цвет цветов на клумбе, детали одежды у прохожих, формы облаков перед дождем. Ассоциативная память способствует запоминанию образов различных событий и явлений.

Важность правильного питания

Сбалансированное полноценное питание увеличивает шансы восстановления временных ухудшений памяти. Необходима нормализация водного баланса, следовательно, ребенок должен выпивать требуемое количество напитков, свежевыжатых соков и воды. Основные продукты для полноценного рациона школьника:

  • Продукты моря (креветки, рыба, ламинария) — до 3 раз в неделю;
  • Орехи (миндаль, фундук, кешью, грецкий) — 3−4 ореха в день;
  • Фрукты, овощи;
  • Ягоды, особенно черника, клюква и черная смородина;
  • Злаки — гречневая и овсяные каши;
  • Добавление семян кунжута, тыквы и подсолнечника в салаты и каши;
  • Мед, шоколад, сухофрукты;
  • Молоко — не менее 2 стаканов в день.

Необходимо спланировать ежедневное меню ребенка таким образом, чтобы поступление питательных веществ с пищей было полноценным и качественным. Следует наблюдать за водным балансом в течение дня, приоритеты — у свежевыжатых соков, морсов, травяных сборов.

Рекомендации родителям

Родители часто пребывают в растерянности, если у малыша появляются признаки плохой памяти, и он ничего не может запомнить. Но надо не поддаваться панике и знать, что делать в таких ситуациях, как вернуть маленькому члену семьи утраченные навыки запоминания, как предупредить срывы в дальнейшем.

Мозгу как одному из важных органов постоянно необходим тренинг. Следует уделять больше времени для занятий по обучению и закреплению пройденного материала. Важны игровые моменты, ненавязчиво следует предложить малышу поиграть в игру с ключевым вопросом: «А что мы учили (смотрели, читали) вчера (позавчера, три дня назад)?».

Ребенок должен спокойно рассказать о событиях в школе, о разговоре в магазине, необходимо на таких бытовых примерах развивать навыки памяти. Заучивание стихотворений, прибауток, поговорок благоприятно действует на развитие памяти.

Рекомендуется возвращаться по выученному материалу на несколько дней назад. Для помощи ребенку в запоминании стихов рекомендуется учить стихотворение по цветным картинкам. Логическая память усиливает запоминание пройденного материала.

Если у ребенка плохая память, а он не отрывается от планшета или смартфона и все свое свободное время проводит с «электронными друзьями», родители обязаны отвлекать его различными способами, предложить пойти в зоопарк, на выставку, в музей. Малыш должен получать новую информацию из внешней среды.

Почему у ребёнка плохая память и что с этим делать

Как быстро выучить стихи

Что делать если ребенок быстро не запоминает. Почему ребенок не запоминает стихи

Здравствуйте уважаемые посетители блога!
Наверно все помнят со школы “Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…” или например, “Мой дядя самых честных правил…”.

Как ходили, учили, повторяли строчку за строчкой, а потом боялись забыть у доски порядок слов, порою таких непонятных, исчезнувших из нашего обихода.

В этой статье я вам расскажу, что делать, если ваш ребенок плохо учит стихи.

Причины проблемы

Это очень распространенная проблема — очень сложно, порой невозможно, выучить стихотворение ребенку с речевыми проблемами. И дело даже не в том, что ему трудно выговорить слова, хотя такое тоже бывает. Он не может запомнить порядок слов, поэтому надо быть готовыми к тому, что ребенок будет пересказывать его своими словами, такой «белый стих».

Это происходит, потому что у таких детей часто нарушен темп и ритм речи. Они его просто не чувствуют, потому что им часто не понятен смысл некоторых слов и выражений.

Поэтому надо сначала побеседовать на тему, о которой идет речь в стихе и провести словарную работу. Такие дети не чувствуют рифму, потому что у них плохо развит фонематический слух. С интонацией тоже обстоит не лучшим образом.

Дети рассказывают монотонно, бу-бу-бу, не повышая и не понижая тона, порой плохо открывая рот.

С такой техникой можно не узнать даже самое известной стихотворение. Поэтому все логопедические проблемы желательно исправлять до школы. При разучивании стихов начинают вылезать все недочеты и промахи.

Но приходится работать с тем, что есть. Даже взрослые артисты и телеведущие всю жизнь работают над своей дикцией. И многие их приемы и методы подойдут и детям, только надо подавать их в игровой форме.

Словарная работа

Предстоит работать по двум фронтам, по внешней форме, что бы стих звучал четко, понятно, выделялись интонационно нужные слова, соблюдались паузы и окружающим было понятно, о чем это стихотворение и отношение к его содержанию самого рассказчика. Но не надо забывать и о внутренней работе, над смыслом, ребенок должен знать, о чем идет речь, значение каждого слова, каждой фразы ему должно быть понятно и близко.

Прежде всего нужно провести с ребенком беседу на тему, которая близка к тому, о чем идет речь в стихотворении. Например, надо выучить стих о весне. Значит надо выяснить, знает ли малыш, чем это время года отличается от других, как понять, что она наступила? Посмотреть картинки, на которых изображена весна, что делают дети, взрослые? Какие изменения в природе, в жизни животных и птиц?

Желательно найти картинку, которая отображает весь текст либо несколько,разложив их в определенном порядке.

Затем рассказываете стих и просите показать те или иные события, которые иллюстрируются в картинке, например, “…растаял снег, бегут ручьи…” или “…на дворе звенит капель…скоро выйдут муравьи…

стали птицы песни петь…”. Это опора на зрительный анализатор. Также помогут опорные слова.

Опорные слова

Если ребенок умеет читать, то можно сопроводить картинки надписями: капель, ручьи, лужи, муравьи… Или двумя словами: пробирается медведь, расцвел подснежник.

У детей должны сложиться яркие поэтические образы, потому что в этом и есть смысл поэзии, вызывать яркие чувства, положительный настрой. Забываем на время, что весной грязь, что часто портиться погода, холодный ветер сочетается ярким солнцем.

Мы радуемся, что наконец-то уходят холода и впереди нас ждет лето — маленькая жизнь.

Восприятие рифмы

Многие дети не понимают, что такое рифма. Они не чувствуют, что у слов “муха” и ”сухо” — одинаковое окончание. Над этим надо поработать, очень хорошо здесь помогают чистоговорки.

Это такие маленькие стишки, когда произносится несколько раз последний слог, а затем слово, которое на него оканчивается: “да да да холодная вода”, “ду ду ду я к тебе иду”. Сначала повторяете несколько раз эти строчки, затем говорите “да да да …

” и ждете, что скажет малыш, если “я к тебе иду” ясно, что проблема очень сильно запущена и надо над ней поработать.

Правильное дыхание

Кроме этого не надо забывать и о внешней подаче, следовательно надо поработать над произношением.

Хорошо ли он открывает рот, хватает ли ему воздуха, умеет ли он произнести фразу без втягивания воздуха сквозь зубы, это очень портит впечатление. Учимся распределять набранный в легкие воздух.

Если надо ставим правильное диафрагмальное дыхание, когда воздух набирается носом, а выдыхается ртом. Работа дыхательных мышц распределяется равномерно между грудным и брюшным дыханием.

Рот должен открываться достаточно широко, и безусловно, у каждого гласного звука есть свое положение губ. Кроме того, надо четко выделять ударный звук, не должно быть скандированного завывающего проговаривания.

Во фразе выделяется повышением тона и громкостью слово, на которое делается смысловая нагрузка. Голос и тон должны играть, то повышаться, то понижаться. Можно показывать руками, в какихслучаях надо выделить какое-то слово.

Малыш сам может взмахнуть рукой в нужных местах.

Фонетическая ритмика

Безусловно, здесь может помочь фонетическая ритмика, когда каждое слово или звук сопровождается движением рук. Они задают темп и ритмический рисунок, как бы дирижируя себе. Ребенок может дополнять текст мимикой и жестами.

При чем сначала жесты более широкие и резкие, по мере заучивания текста становятся более плавными и менее заметными. Поэтому не надо бояться, что малыш будет рассказывать стихотворение размахивая руками и все будут смеяться над ним.

Постепенно все движения останутся на уровне еле заметных движений кончиков пальцев. Согласитесь, это намного лучше, когда дети начинают заворачивать края одежды, грызть уголки воротников, жевать волосы и чесаться. Все эти жесты сигнализируют о большом уровне стресса, неуверенности в себе и страхе быть не успешными.

Не надо забывать, что заучивание стихов является хорошей тренировкой памяти. В жизни приходится много чего учить и запоминать, поэтому можно отработать эти навыки на стихотворном материале.

Также опыт выступления на публике всегда может пригодится. Как держать себя и подавать с выгодной стороны? Этот навык тоже вырабатывается в глубоком детстве.

Его успешность остается глубоко внутри на бессознательном уровне.

Ребенок не может выучить стих. Как помочь? – Экспертные статьи в блоге IQ007

Что делать если ребенок быстро не запоминает. Почему ребенок не запоминает стихи

Многим детям сложно дается заучивание стихотворений наизусть. Внимание рассеивается, детали ускользают, слова путаются — такое наверняка было знакомо и вам в школьные годы.

Кроме того, сейчас еще и время вечно поджимает, выучить стих ребенку нужно быстро — за один-два вечера, при этом и другой домашней работы много. Если ребенок не может легко выучить стих сам, ему можно в этом помочь.

Скорее всего, вы даже превратите это в увлекательное занятие, если возьмете на заметку несколько простых советов.

Главный совет: подключайте воображение. Один из основных способов для этого — визуализация. Можно представлять себе строчки из стихотворения, проговаривать, с чем что ассоциируется, как все это рисуется в голове.

Ассоциативные рисунки

Можно заучивать строфы с помощью ассоциативных рисунков. Например, возьмем стих Михаила Юрьевича Лермонтова «Парус»:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Распечатайте текст произведения и зарисовывайте вместе с ребенком его построчно. Белый парус, голубая морская вода. Так вы поможете школьнику лучше представить себе стих и, соответственно, лучше его запомнить.

Сначала ребенок должен попробовать рассказать строчки, ориентируясь на их визуальный пересказ. Через несколько повторений рисунки уже не понадобятся, потому что он все запомнит.

У детей воображение развито на порядок лучше, чем у взрослых, поэтому такой метод можно считать самым действенным.

Метод Цицерона

Если рисование неэффективно или не вызвало особого интереса, то можно использовать для ассоциативного ряда более сложный, но тоже действенный метод: придумать для каждой строчки стихотворения кодовые слова, которые вы будете «расставлять» по комнате.

Это давно известный способ запоминания информации — метод Цицерона. В помещении, где вы учите стих, нужно выбрать несколько локаций и поместить туда слова-ассоциации. Парус, туман, море, страна, родной — выбирайте под каждое слово место (кресло, кровать, подоконник, стол).

Каждое слово вы вместе с ребенком должны оживить описанием: как развевается парус на ветру, как бьются волны моря о его корму и так далее. Затем прочитайте стихотворение несколько раз, проходя взглядом по тем местам, в которых вы «поставили» слова-ассоциации.

Когда ребенок будет рассказывать стих наизусть, он сможет смотреть на эти места и вспоминать образы, что поможет выучить стих.

Смысловые блоки

Есть и более технические моменты в процессе заучивания стихов. Разбейте стихотворение, которое ребенку задали выучить, на смысловые блоки (чаще всего, на строфы), и учите по ним поэтапно.

Подключайте рисунки, рассказывайте о том, что подразумевал автор в той или иной метафоре, можете смело обращаться к учебникам, которые рассказывают об авторском замысле.

Помогите ребенку не бездумно зубрить каждое слово, а понимать смысл сказанного.

Читайте с выражением

Еще немаловажно учить ребенка читать и пересказывать с выражением. Экспрессия поможет лучше запомнить строчки и, что еще важнее, проникнуться настроением автора.

Если ребенок будет относиться к произведению неравнодушно, задумается о смысле, то гораздо легче его запомнит. Вы можете объяснить ему смысл стиха, обсудить его вместе, подискутировать.

Философское начало в произведении поможет ребенку сложить общее представление о содержании стиха, и впоследствии он легче вспомнит строчки, осознавая смысл и линию повествования.

Читайте стихи в свободное время

Чтение стихов и прозы — это основное подспорье для легкого учения строк наизусть. Чем легче ребенок будет воспринимать поэзию, тем проще ему будет ее запоминать.

Познакомьте его с классиками мировой литературы и современными авторами-поэтами, дайте представление об этом, позвольте выбрать то, что ему самому по душе.

И тогда он, возможно, будет учить стихи по собственному желанию, даже неосознанно, как мы заучиваем слова любимых песен, не прилагая к этому усилий. Для начала рекомендуем почитать нескольких талантливых детских авторов нашего времени.

***

Помните, что не все дети обязаны хорошо учить стихи. Но с каждым школьником можно позаниматься так, чтобы поэзия вызывала у него интерес. И тогда домашнее задание по литературе будет выполнено на высший балл.

А если вам некогда заниматься с ребенком дома, чтобы изучить мнемотехники, приходите к нам на курс скорочтения — первое занятие бесплатное.

В программе курса почти два десятка различных способов запоминания информации, в том числе эффективные для запоминания стихов.

И все они подаются в занимательной игровой форме, так что ребенку будет интересно запоминать с каждым разом всё больше и больше!

Учим стихотворение с ребенком

Что делать если ребенок быстро не запоминает. Почему ребенок не запоминает стихи

Часто родители сталкиваются с проблемой, когда не могут заставить детей учить стихи. Малыш плохо запоминает, коверкает слова, меняет строчки местами. Не стоит сразу же посыпать голову пеплом и считать, что это дело безнадежное. Эксперты предлагают ряд методик, которые научат ребенка быстро запоминать стихи.

В каком возрасте следует начинать?

Перед тем как приступать с ребенком к занятиям по лирическому искусству, стоит определиться, когда лучше начинать. Психологи рекомендуют учить стихи с малышом в возрасте от двух лет. Единственный критерий: малыш должен уметь разговаривать и может складывать простые предложения из слов.

Ближе к трем годам в лексиконе малыша появляются различные песенки, с помощью которых он запоминает новые слова и учит стихи, переложенные на музыку. Если же и в этом случае он плохо запоминает последовательность строк и слов, придется браться за другие методы.

Большей частью оптимальный возраст, когда малыша можно приобщить к поэзии, — 4–5-летний порог. Учить стихи в этот временной промежуток интересно и просто. Ну а если он все еще плохо справляется с предложенными строчками, стоит обратиться к логопеду и психологу.

Популярные методики

Научить ребенка запоминать стихи можно при помощи игр. Например, поиграйте в подбор конца строчки. Такой метод подходит для малышей, которые плохо запоминают информацию — он сможет подобрать логическое окончание фразы по рифме. Идея игры такова: вы произносите фразу, а ребенок говорит последнее слово в ней.

Как вариант, попробуйте нарисовать стих — так учить будет в разы интереснее, ведь можно проявить всю широту творческой натуры, отобразить свои эмоции, связанные с ним. Если с рисованием не пошло, воспользуйтесь танцами. Плохо запоминающий лирику ребенок в танце сможет провести ассоциации, и стихи дадутся проще.

Если позволяют возможности (есть достаточно времени, развит творческий потенциал у мамы), разыграйте из стихотворения спектакль. Учиться таким образом ребенок будет с удовольствием. Кроме того, эта техника позволяет малышу развить ораторские способности и обучает не бояться публичных выступлений.

Работайте методом накопления — так учить стихи проще. Достаточно двух строчек в день, если ребенок еще мал. Назавтра добавьте еще пару в дополнение к выученным вчерашним.

Если малыш наотрез отказывается учить лирику, попробуйте устроить коллективное занятие: рассадите в круг его любимые игрушки и начинайте читать им. Пусть они учат, а малыш смотрит.

Рано или поздно ему тоже захочется присоединиться.

Если дело идет туго, а слова никак не желают запоминаться и складываться в строчки, попробуйте проговорить с малышом неизвестные ему слова, придайте им значение, опишите — так детям учить становится проще, ведь они начинают понимать, о чем идет речь. Объясняйте эти слова максимально доступно. Естественно, вы сами должны хорошо ориентироваться, о чем говорите. Если и для вас это слово неведомо, заранее сами просмотрите его значение в словаре.

Еще один метод — пересказ. Достаточно пару раз разобрать стихотворение детально, а также научиться малышу рассказывать, о чем оно своими словами, как запоминание пойдет в разы быстрее.

Помните, что наращивать обороты, то есть повышать объем, нужно постепенно. Сначала выбирайте стихотворные 4 строчки, затем потихоньку увеличивайте стихотворения до большего размера.

Советы родителям в помощь

Пытаясь научить малыша стихам, постарайтесь настроиться, что такой процесс отнимет много времени. При этом ни при каких обстоятельствах нельзя нервничать и кричать на ребенка.

От такого насилия он может окончательно растерять желание учить лирические произведения.

Причем не стоит хвататься и заставлять ребенка учить стихотворения, даже если ему уже пора собираться в школу и впереди важное тестирование, на котором необходимо вовсю уметь декламировать. Лучше увеличьте число мягких занятий, которые дадут больший эффект.

Смотрите на состояние малыша — если он рассеян, капризен, невнимателен, лучше отложить на другой раз изучение стихотворений. Ведь в таком случае ничего вы добиться не сможете, а у ребенка останутся одни негативные эмоции.

В процессе обучения делайте паузы на отдых. Ведь непрерывное навязывание и повторение приводит к стойкому отвращению. Хотите, чтобы малыш возненавидел лирику? Заставляйте его учить без сна и отдыха.

Чтобы для себя контролировать скорость запоминания ребенком стихотворных строчек, ведите дневник, в котором указывайте за сколько повторений малыш усвоил стих, например, из 4 строк.

Постарайтесь для обучения выбирать стихи максимально мелодичные, которые легко ложатся в рифму, отлично сочетаются и буквально переливаются из строчки в строчку.

Учить стихи с малышом не так легко, как кажется. Но если пришлось потратить на это дело много сил и быть очень терпеливыми, не стоит расстраиваться. Ребенок отблагодарит вас отличным умением рассказывать стихотворения, а также покажет прекрасно развитую память и образное мышление.

Лаухина Екатерина (1 , 5,00 из 5)

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.