Цели и задачи воспитания. Разработка в педагогике проблемы целей воспитания. формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель современного воспитания

Цели и задачи воспитания

Цели и задачи воспитания. Разработка в педагогике проблемы целей воспитания. формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель современного воспитания

Определение 1

Воспитание – это целенаправленный процесс, организованный и реализуемый педагогом, сущность которого состоит в формировании и развитии личности ребенка, для его последующей социализации в обществе.

Процесс воспитания известен со времен Античности, именно в это время философы впервые задались мыслью, что подрастающее поколение необходимо целенаправленно воспитывать, то есть передавать им накопленный опыт и знания, прививать необходимые умения и навыки жизни в обществе.

Сущность процесса воспитания состоит в его двусторонности. Двусторонность подразумевает наличие минимум двух участников воспитательного процесса и их взаимодействие друг с другом. Сторонами воспитательного процесса выступают педагог (воспитатель) и воспитанники.

Объектом и одновременно субъектом воспитания выступает воспитанник. Это объясняется тем, что он сам совершает определенные действия, в результате которых происходит усвоение им норм поведения и постепенное формирование собственной линии поведения с окружающими.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Таким образом, воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя (руководящей стороны) и воспитанников (воспринимающей стороны). Сущность процесса воспитания заключается в формировании у воспитанников устойчивых норм и правил поведения, принятых обществом.

Цели воспитания

Основной целью воспитания является формирование личности ребенка, обладающей необходимыми нормами и правилами поведения в обществе.

На сегодняшний день выделяют различные виды воспитания (трудовое, нравственное, эстетическое и т.д.), каждое из которых всегда целенаправленно.

Исходя из цели воспитания, педагогом при организации воспитательного процесса, подбираются соответствующие методы, средства и формы. Именно поэтому проблема целей воспитания является одной из наиболее актуальных в педагогике.

Выделяют следующие цели воспитания:

  1. Общие цели воспитания – заключается в формировании у детей тех качеств, которые присущи конкретному обществу, то есть, сформированы у всех его членов.
  2. Индивидуальная цель воспитания – предполагает индивидуальное воспитание отдельного ребенка, с учетом его особенностей.
  3. Перспективные цели воспитания – составляются на несколько лет. Направлены на воспитание у ребенка устойчивых качеств личности, необходимых для жизнедеятельности ребенка в рамках определенного коллектива.
  4. Среднесрочные цели воспитания – устанавливаются чаще всего на год. Связаны с решением задач, являющихся актуальными для определенного возраста. Формулируются согласно особенностям, потребностям и возможностям возраста детей.
  5. Текущие цели воспитания – установлены на короткий промежуток времени, от недели до месяца. Направлены воспитание детей, исходя из их уровня воспитанности, то есть корректируют и направляют среднесрочные и перспективные цели воспитания, путем подбора эффективных средств.

Современная прогрессивная педагогика выступает за комплексное единство применения данных целей воспитания.

Замечание 2

Таким образом, цели воспитания выражают общую направленность воспитательного процесса, путем практического осуществления конкретных задач. Цели и задачи воспитания являются единым целым и находятся во взаимосвязи друг с другом. Исходя из этого цель воспитания – это система решаемых воспитанием задач.

Задачи воспитания

Задачи воспитания направлены на достижение целей. Выделяют общие и конкретные задачи воспитания, определяемые поставленной целью.

Общие задачи воспитания:

  • усвоение ребенком необходимого количества знаний, умений и навыков;
  • формирование у каждого ребенка научного мировоззрения и общей картины мира;
  • развитие способностей каждого ребенка, имеющихся у него от рождения и заложенных самой природой;
  • развитие познавательного интереса;
  • развитие потребности к постоянному самообразованию.

Конкретные задачи зависят от вида воспитания.

Физическое воспитание – целенаправленно организованный процесс по воспитанию физически развитой личности.

Задачи физического воспитания:

  • укрепление и сохранение физического здоровья;
  • правильное физическое развитие;
  • формирование привычки и стремлению к ежедневным занятиям физической культурой;
  • развитие основных двигательных качеств и их совершенствование (сила, ловкость, выносливость и т.д.);
  • формирование и развитие навыков гигиены;развитие стремления быть здоровым, соблюдать ЗОЖ и т.п.

Трудовое воспитание – процесс формирования трудовых знаний и умений, а также навыков по их применению в повседневной жизни.

Задачи трудового воспитания:

  • формирование трудовых навыков, умений и действий;
  • формирование уважительного отношения к собственному труду и труду других людей;
  • развитие технических способностей, экономического мышления, изобретательности и т.д.

Нравственное воспитание – целенаправленный и систематический процесс по формированию всесторонне развитой и нравственной личности.

Задачи нравственного воспитания:

  • формирование нравственных понятий, чувств, суждений, навыков и привычек;
  • формирование и развитие нравственных компетенций.

Эстетическое воспитание – это целенаправленное систематическое воздействие на личность не только с целью выработки у нее понимания прекрасного в искусстве, природе и межличностных отношениях, но и с целью ее развития, т.е. формирования эстетического восприятия, суждений,

Задачи эстетического (эмоционального) воспитания:

  • формирование эстетических знаний;
  • воспитание эстетической культуры;
  • овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • формирование эстетического идеала;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Цель воспитания как система целей

Цели и задачи воспитания. Разработка в педагогике проблемы целей воспитания. формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель современного воспитания

Ответ на эти конкретные вопросы заключается в том, что наряду с общей целью воспитания, целью-идеалом должна существовать в воспитании еще индивидуальная цель для каждого воспитанника. У каждого человека свои возможности, свои устремления, своя судьба.

Но, тем не менее, он – член общества, и его подчиненность обществу, зависимость его благополучия от его общественного положения – факт неоспоримый.

Поэтому гармоничное сочетание общей и личной (индивидуальной) цели есть важное условие решения проблемы цели воспитания в педагогике.

Есть еще два обстоятельства, имеющие большое значение в решении этой проблемы.

Первое состоит в том, что в течение жизни человека цель формирования его личности не может быть неизменной: одно дело – воспитывать младенца, другое – подростка, третье – взрослого человека.

Даже если не меняются за это время общественные идеалы, нельзя не видеть разницы в целях воспитательной работы в зависимости от возраста воспитуемого, уровня сформированности его личности.

Суть второго заключается в том, что достижение цели (как идеала и как индивидуальной) складывается из разнообразных деятельностей различных воспитателей и целых организаций: семьи, учебно-воспитательных заведений, отдельных учителей.

Таким образом, мы имеем дело с системой целей, с определенной иерархической структурой:

  • – общая цель воспитания;
  • – цель воспитания детей определенного возраста;
  • – цель воспитательной деятельности учебно-воспитательного заведения;
  • – цель изучения отдельной учебной дисциплины, проведения воспитательной работы определенной направленности;
  • – воспитательные цели отдельных занятий или мероприятий.

Т. Л. Ильина рассматривала три вида целей:

  • 1) общая, или генеральная, цель, соответствующая представлениям общества об идеале личности (указывает общее направление деятельности всех учебно-воспитательных учреждений общества, характер педагогической деятельности вообще);
  • 2) педагогические цели на определенном этапе формирования личности;
  • 3) оперативные цели, которые ставятся при проведении отдельного урока или воспитательного мероприятия.

У других исследователей есть иные разделения целей воспитания по группам (рис. 20.1).

Рис. 20.1. Система целей воспитания

Всестороннее гармоническое развитие личности как цель воспитания

Человеку присуще стремление к счастью и свободе. Поэтому общественный идеал личности всегда связывался с этими понятиями. Но что необходимо для счастья человека? При каких действиях он чувствует себя свободным? Для педагогики эти вопросы важны тем, что ответы на них раскрывают содержание цели воспитания, следовательно, и содержание самого воспитания в значительней мере.

Философия лает ответы на вопросы о сущности счастья и свободы, но единого учения об этических категориях в философии, как и в других науках, нет.

Древнейшие философы считали, что целью воспитания должно быть формирование гармонично развитой личности, центральными качествами которой являются мудрость, здоровье, благородство.

В “Диалогах” Платона мы находим утверждение, что счастливым может быть только человек мудрый.

Мудрость же не только в философских рассуждениях, но и в правильном использовании вещей на основе знания, сочетающегося с умением что-то делать и пользоваться сделанным. Мудрости можно научиться, она не придет сама собой.

Мудрыми, а значит, и счастливыми могут быть и мастер игры на флейте, и грамматик (мастер написания и прочтения текстов), и искусный кормчий, военачальник, врач и плотник. Трудолюбие как способность завершить избранное дело, как добровольная терпеливость и безупречная способность к труду тоже должны быть присущи человеку.

Гармоничное развитие духовных и физических способностей человека, в котором древние отдавали предпочтение духовному (у Аристотеля мышление человека есть высшее блаженство, радость жизни), составляло цель воспитания.

Ее достижению служило обучение детей, которое развивало зрение и слух, пластичность тела, способность рассуждать, делать вычисления, укрепляло силу воли и т.н.

Культ красоты, гармонии во всем, царивший в Древней Греции, был основой идеи гармонии физических и духовных качеств, совпадающей с понятием добра как цели воспитания.

В Средние века почти повсеместно на Земле господствовала идея подчинения и служения человека Богу и подготовки к вечной жизни на небесах после перехода в другой мир. В значительной мере она в несколько измененном виде сохранилась и до нашего времени. Счастье подлинное – в вечной жизни. Земная жизнь – лишь подготовка к ней.

И она определена божественным проведением. Смирение, посвящение дел своих церкви, усердие в исполнении религиозных обрядов, стойкость в вере и отстаивании ее интересов, надежда на божественную помощь, спасение и понимание неотвратимости наказания за грехи. На этих положениях основано воспитание во всех религиозных школах.

В эпоху Возрождения поэты и художники (Данте, Рафаэль и др.

) вновь обращаются к идее человека, возвышению его роли в обществе, провозглашению безграничных возможностей воли и разума личности в противовес учению об аскетизме и подчинении церкви.

Великие географические открытия, в астрономии и биологии дали мощный толчок развитию философии зарождающейся буржуазии – философии активного преобразования мира, инициативы, предприимчивости, индивидуальной ответственности.

В этот период наблюдается возвращение к идее гармоничного развития личности, которая в окончательном и философско-педагогическом варианте была сформулирована К. Марксом.

Он наиболее полно раскрыл суть буржуазных общественно-экономических отношений и проанализировал место личности в капиталистическом обществе. В дальнейшем учение о всестороннем и гармоничном развитии личности было развито советскими педагогами (Н. К.

Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. С. Сухомлинский и др.).

Обосновывается необходимость всестороннего и гармоничного развития личности тем, что в эпоху интенсивного развития промышленности, периодически повторяющихся кризисов в экономике всестороннее развитие личности каждого члена общества становится не благим пожеланием, а объективной потребностью.

С одной стороны, эта необходимость обусловлена высокими требованиями технико-экономического развития к личностным качествам человека, а с другой – потребностью самого человека во всестороннем развитии своих задатков с целью приспособления (выживания) в условиях борьбы за существование в быстро изменяющемся мире техники и общественных отношений.

Личностно-психологической основой этой цели является естественное стремление человека к совершенствованию и совершенству.

Это считается необходимой основой для последующего освоения любой специальности.

Общая и индивидуальные цели воспитания

В конце 1980-х – начале 1990-х тт. в нашей стране идея всестороннего развития личности как общей цели воспитания была подвергнута критике. Основным возражением против нее было то, что нельзя обеспечить всестороннее развитие всех детей, каждого ребенка, вообще нельзя ставить какую-то единую для всех цель. Ставить общую цель – значит стремиться к усреднению, стандартизации людей.

Эти возражения имеют основания, но только в том случае, если воспитатели забывают о сочетании общей цели с индивидуальной. Каждый человек стремится к своей цели, и даже в плане своего профессионального будущего он индивидуален. Однако эта индивидуальность должна строиться на общих (общественных) основах.

Великий немецкий педагог XIX в. А. Дистервег справедливо подчеркивал, что общие основы должны быть заложены для всякой будущей специальности: сначала человек, а йотом гражданин и товарищ по профессии, а не наоборот.

Он писал, что основа всякого образования – общечеловеческая, общая для всех детей земного шара.

И с этим нельзя не согласиться в наше время, когда особенно актуальны тесная связь и взаимная зависимость развития всех наций и народов мира, их общая ответственность за благополучие и само существование человечества.

Необходимо хорошо представлять себе и еще одно чрезвычайно важное обстоятельство: идея всестороннего развития не означает требования знать и уметь все на самом высоком (или хотя бы среднепрофессиональном) уровне.

Речь идет об общей, но достаточно уверенной ориентации каждого человека во всех сферах общественной жизни и практической деятельности людей. Это необходимо, прежде всего, в его собственных интересах. Уровень этой ориентации не остается неизменным.

Он повышается с развитием науки, техники, социально-экономических отношений. Конкретизируется этот уровень и в зависимости от индивидуальных особенностей воспитанника, его способностей в определенных видах интеллектуальной и практической деятельности.

В дальнейшем по мере выявления задатков может быть поставлена индивидуальная цель их развития.

“Познания могут быть различны. Одному человеку нельзя знать всего. Это и вредно, и невозможно. Но можно и должно каждому владеть всеми логическими и научными предметами, при наличии которых он мог бы “перерабатывать” любую “интеллектуальную пищу”.

Задача всякого обучения именно к этому и сводится, прежде всего, а не к обогащению памяти всевозможными сведениями. Раз такой аппарат дан – потенциально дана возможность овладеть любой отраслью знания, а следовательно, и взаимное умственное равенство и умственная независимость. А выбрать себе любую сферу знания и работать над ее проблемами – дело каждого.

То же применимо и к моральному равенству. Форм проявления альтруизма бесконечно много, и каждый может и должен здесь делать то, что соответствует его склонностям. Важно только, чтобы все поведение в целом вызывалось и соответствовало заповедям действительной любви.

Сама история и жизнь ведут к указанным формам равенства. Правда, полное умственно-моральное уравнение – предел, абсолютный идеал, который, быть может, никогда не будет достигнут. Но вместе с тем несомненно, что историческое колесо вертится именно в этом, а не в ином направлении”.

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Понятие “воспитание” – одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность.

В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание.

В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственно-этическое, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях.

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другое воспитание.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа.

Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы 1920-х гг. ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправления.

Интенсивно развивалась педология, дававшая всесторонние сведения о конкретном ребенке, что создавало условия для дифференциации обучения и воспитания. Устремления воспитательных учреждений тех лет вызывали восхищение и привлекали внимание всего мира.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин “гуманное воспитание”. Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности.

Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации.

Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом.

В такой цели воспитания аккумулируются гуманистические мировоззренческие позиции общества по отношению к личности и своему будущему. Они позволяют осмыслить человека как уникальное явление природы, признать приоритет его субъектности, развитие которой есть цель жизни.

Благодаря такой формулировке цели воспитания появляются возможность переосмыслить влияние человека на свою жизнь, свое право и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой выбора личности в саморазвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на нес общества.

Следовательно, в современной трактовке цели гуманистического воспитания заложена возможность формирования планетарного сознания и элементов общечеловеческой культуры.

Целеполагание в педагогике

Цели и задачи воспитания. Разработка в педагогике проблемы целей воспитания. формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель современного воспитания

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1Понятие цели воспитания

Проблеманаучного обоснования цели воспитанияобуславливается объективной зависимостьюмежду осознанием личностьюцели деятельности и достижением еерезультатов. Чтобы добитьсяуспеха, надо знать к чему стремиться,чего надо достигать. При этом обеспечиваетсяактивность, целенаправленность,плановость самой деятельности, что иявляется условием результативностидеятельности.

Цель(как научное понятие) –это осознанное представление конечногорезультата определенной деятельности.

Отмечаяэту особенность цели, К.Маркс писал, что самыйплохой архитектор отличается с самогоначала от наилучшей пчелы тем, что,прежде чем строить ячейку из воска, онуже построил ее в своей голове.

В физиологии (Н.А. Бернштейн,П.К. Анохин) имеется понятие моделипотребного будущего,которая представляет собой закодированныйв мозгу образ требуемого результата,который, в свою очередь, и определяетотбор целесообразных действий и средствдля его достижения.

Под целью воспитанияследует понимать заранееопределяемые (прогнозируемые) результатыв личностном развитии воспитуемых,подготовке их к самостоятельной жизнии труду. Обстоятельное знание целейвоспитания дает педагогу четкоепредставление о том, какого человекаон должен формировать и, естественно,придает его работе необходимуюосмысленность и направленность.

Объективный характерцели воспитания (в широкомсоциальном смысле слова) заключаетсяв ее соответствии представлению обществаоб идеале человеческой личности инравственно-правовым требованиямсоциума к личности.

Цель воспитанияопределяется потребностями общественногоразвития и зависит от уровня развитияпроизводительных сил и общественныхотношений, складывающихся в процессепроизводства материальных благ и духовной деятельности людей.

Цель воспитания носит исторический характер, таккак на всех исторических этапах развитиячеловечества воспитательная цельопределялась интересами правящихклассов общества. Так, при первобытнообщинномстрое, когда не было классового деления,целью воспитания было простое обеспечениесуществования человека.

В эпохуфеодализма, крепостного права в старойрусской школе одной из целей воспитаниябыло формирование религиозности,послушания, беспрекословного исполненияустановленных правил поведения.

Вэтой связи много времени отводилосьизучению религии, широко практиковалисьметоды внушения, взысканийи даже наказаний, вплотьдо физических.

В настоящеевремя целью воспитанияявляется формирование личности, котораявысоко ставит идеалы гуманизма,демократии, свободы, справедливости иимеет научные взгляды на окружающиймир, что требует совсеминой методики воспитательной работы.

В современной школе основным содержаниемобучения и воспитания является овладениенаучными знаниями о мире, а методикаприобретает все более демократическийи гуманистический характер; ведетсяборьба с авторитарным подходом ввоспитании, общении; методы взысканийи наказаний используются все реже (физическое наказание в современнойшколе недопустимо).

Многовековая историясоциального развития показывает, чтов качестве идеала воспитания в обществевыступала всесторонняя игармонично развитая личность.

Выдвижение в воспитательнойпрактике целевой установки на развитиевсесторонней и гармоничной личностиуказывает на объективный и историческийхарактер цели общественного воспитания.Идея всестороннего развития личностиимеет древнюю историю. Она зародиласьв античной Греции и принадлежит древнемугреческому философу-педагогу Аристотелю.

Он обосновал, что цельювоспитания выступает развитие высшихсторон души личности – разумнойи волевой; природа даетчеловеку лишь зародыш способностей;необходимо развивать их посредствомфизического, нравственного, умственноговоспитания.

Достижение всестороннеразвитой личности предполагает, чтопроцесс воспитания осуществляетсяпо основным направлениям, соответствующимусловно выделенным сферам личности:сознанию, потребностно-мотивационной,практико-деятельностной.

Воспитание гармоничноразвитой личности означает, что всеуказанные сферы личностидолжны формироваться в тесной связимежду собой и обеспечивать становлениецелостной личности (гармонияв переводе с греческого языка означаетсоразмерность частей, слияние различныхкомпонентов объекта в единое целое.).

В современной образовательнойтеории и практике проблема разработкии реализации воспитательной цели –всестороннее и гармоничное развитиеличности – является центральной.

Во всестороннем игармоничном развитии и формированииличности большое значение имеет преждевсего физическое воспитание,укрепление сил и здоровья, выработкаправильной осанки и санитарно-гигиеническойкультуры.

Ключевой проблемой впроцессе всестороннего и гармоничногоразвития личности является умственноевоспитание. Не менеесущественной составной частьювсестороннего и гармоничного развитияличности выступает техническоеобучение, в том числе,компьютерное; овладениесовременными достижениями техники.

Велика роль и нравственноговоспитания в развитии иформировании личности. Действительно,прогресс общества могут обеспечиватьтолько люди с совершенной моралью,добросовестным отношением к труду исобственности.

Вместе с тем огромноезначение придается личностному духовномуросту, приобщению молодежи к сокровищамкультуры, формированию у нее высокихэстетических чувств икачеств, что соответствуетэстетическому воспитанию.

Таким образом, основнымиструктурными компонентами всестороннегои гармоничного развития личностиявляются умственное,физическое, нравственное и эстетическоевоспитание, которые должны сочетатьсяс развитием склонностей, задатков испособностей личности и включением еев разнообразную социально-значимуюдеятельность и производственный труд.

Рассматривая проблему научногообоснования цели воспитания, важнымявляется представление таксономии илииерархии воспитательных целей.

Цели воспитания делятся на:

  1. общую (генеральную) цель, которая указывает общее направление воспитательной деятельности всех учреждений образования; определяет характер педагогического воздействия на растущую личность. В ходе общественного развития может возникать необходимость уточнения этой общей цели;

  2. частные (рабочие) цели, связанные с решением определенных воспитательных задач на том или ином этапе формирования личности;

  3. конкретные (оперативные) цели, в качестве которых могут выступать цели конкретного воспитательного мероприятия, учебного занятия или любой другой формы организации учебно-воспитательного процесса; эти цели направлены на формирование у учащегося определенных знаний, конкретных способов мышления и деятельности, опыта творческой работы, отношений;

  4. личные цели ­– это целевые установки каждого участника педагогического процесса; в процессе обучения и воспитания учащихся педагог, с одной стороны, должен учитывать их личные цели для придания образовательному процессу гуманистического, личностно-ориентированного характера; с другой стороны, должен включать воспитанников в формирование собственных целей, обучать их способам разработки целевых установок и проектов деятельности по их достижению. Лично осмысленная и значимая для человека цель всегда отвечает его потребностям и интересам и является средством включения личности в деятельность, что и обеспечивает ее эффективное развитие.

2. целей воспитания и обученияв современной школе

Процессы информатизациии научно-технического прогресса вобществе, переживающего период переходаот тоталитаризма к плюрализму и рыночнойэкономике, вызывают соответствующиеизменения во всей системе образования.Во второй половине восьмидесятых годовXXв.

начала изменяться парадигмаобщественного сознания: происходитперенос акцентов с классового подходав формировании личности (классоваяборьба, воинствующий атеизм, коммунизм)к общечеловеческимценностям (гуманизм, демократия, свобода,мир и др.).

Встают глобальныеобразовательные задачи – формированиеуниверсальной системы основополагающихчеловеческих ценностей, связанных смиром, правами человека и демократией.Происходит обновление целей образованияс ориентацией на развитиеличности на основе общечеловеческих, гуманистических ценностей.

Становлениеи эффективное развитие личностисоставляют главную функцию системыобразования и воспитания в обществе.

Образовательные стандарты, планы,учебные программы и учебники, определяющиесодержание обучения, должны включатьв себя не только информацию, но иосновываться на общечеловеческих,вечных, непреходящих ценностях,а также на способах оценки, выбора ипринятия их личностью как собственнойценностной системы.

Общая цель общеобразовательнойсредней школы состоит в воспитаниигражданина,обеспокоенного судьбой страны,ориентированного на прогрессобщества и общечеловеческие ценности,непрерывное самообразованиеи саморазвитие.

Этоозначает: 1) в центр учебно-воспитательногопроцесса должна быть поставлена личностьс ее интересами, потребностями ивозможностями; 2) содержание и технологииобучения и воспитания должны способствоватьпринятию и освоению учащимися ценностейи нравственно-правовых норм; овладениюими не только системой «готовых» знаний,но и способами мышления и деятельности;формированию у школьниковохранно-созидательных отношений кокружающему миру, готовности жить иработать в быстроменяющемся мире.

Усиление личностного аспекта вформировании целей образования определяетпостановку следующих конкретныхобразовательных задач: разработка иреализация многовариантных моделейшколы; личностно-ориентированных(развивающих) технологий обучения ивоспитания; создание условий попредоставлению школе широких полномочийи прав на творческий поиск и образовательныйвыбор (методов и форм обучения, учебныхпрограмм и учебников, видов дифференциацииобучения и др.), экономическую свободу.

Цели воспитания определяютсяобщечеловеческим идеалом личности (см.таблицу 11). Цель воспитания в нашу эпохуносит общечеловеческий,гуманистический характер,дополняясь национальнымичертами и особенностями.

Действительно, мир един по целисуществования – сохранения жизни наземле, мирного сосуществования государств,установления взаимопонимания исотрудничества между странами, народамии отдельными людьми.

Так возникает идеалличности для всех социальных систем или социальный идеалцивилизации – это Человек,Гражданин, Профессионал,обеспокоенный судьбой планеты, гуманист,борец за социальную справедливость. Вто же время он должен быть интеллектуальной,творческой личностью, сохранятьблагородные свойства своего пола –мужчины или женщины.

Социальный идеал цивилизациии общественный идеал конкретногообщества и государства определяют цельвоспитания, направленностьобразования, типы и структуры учрежденийобразования. Совокупность интегративныхкачеств личности (см. таблицу 12) и образуетидеал человека, который выступает какцель воспитания вобществе.

Втаблице представлена программаформирования общечеловеческихинтегративных качеств личности. Качестволичности – это устойчивое образованиев духовном мире человека, котороеопределяет образ его мыслей, характеротношений, стиль деятельности и культуруповедения.

Можно заключить, что качестволичности – это синтез мотива и способадеятельности, средство сознания иповедения. В данной таблице познаниевключает в себя интеллектуальныекачества личности, поведение –нравственные, а их связь определяетсяэмоционально-волевыми качествами.

Достижение воспитательной цели черезформирование у школьников прогнозируемыхличностных качеств, соответствующихего возрастному периоду, соответствуетличностному подходу к воспитанию.

Теоретический анализ работ повозрастной физиологии и психологиипоказал, что организация воспитанияучащихся на основе личностного подходаи формирование указанных личностныхкачеств в школьные годы являетсяблагоприятной основой для возрастного,полового и индивидуального развитиявоспитанников. Подчеркнем, что личностныйподход в воспитании детей и подростковявляется ведущим по отношению кдифференцированному и индивидуальному.Это соответствует философской концепциивзаимосвязи общего, типичного иконкретного при анализе всех явленийреального мира.

Таблица1

ЧЕЛОВЕК

гуманист демократ труженик интеллигент оптимист

творческая личность борец за социальную справедливость внутренне свободная личность

мужественность

мастеровитость

деликатность

верность

привлекательность

мужество

ответственность

совесть

национальная честь и достоинство

патриотизм и интернационализм

хозяйственность

разумная уступчивость

верность

обаятельность

Профессионал

профессиональная высокая работоспособность организованность, деловитость

компетентность

деловое сотрудничество требовательность к себе и культура и качество труда,

и самодисциплина другим бережливость

инициативность потребность в самообразовании

творческий стиль деятельности самосовершенствовании

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.