Боевой раскрас индейцев: история, значение, фото. Обычаи и традиции индейцев

Содержание

Цвета индейцев – символика и значение в боевой раскраске

Боевой раскрас индейцев: история, значение, фото. Обычаи и традиции индейцев

Произведения искусства часто изображают индейцев в боевой раскраске и с символами, покрывающими их тело для ритуалов, танцев и сражений. Эта раскраска, выполненная определенным цветом, наделяется неким значением и магической силой.

Символы, которые веками использовали коренные американцы до сих пор применяются в качестве татуировок, украшений, талисманов и амулетов. Их изображают на теле, предметах, одежде и жилье.

Откройте для себя символику цветовых значений североамериканских индейцев, узнайте как ими использовался цвет в качестве представления или значения чего-то.

Особенности культуры раскрашивания индейцев Северной Америки

У этих народов сформировалась сложная культура охотников и воинов, при этом их религия была основана на вере в духовную связь с природой. Индейцы практиковали смешанные ритуалы, где проявлялось искреннее уважением к Духу и осуществлялось  укрепление боевых качеств с целью выживания людей и племени. Эти верования и традиции передавались из поколения в поколение.

Племена американских индейцев могли окрашивать лицо и тело по разным причинам:

Боевая раскраска – для психологического давления на своих врагов, чтобы запугать их во время боя или войны.

Знаки отличия и чести – в мире индейцев в почете были опытные воины, достижения которых часто отражались:

  • в символических изображениях их боевой раскраски – каждая отметина на лице и теле индейца имела значение;
  • в символике его боевых достижений и подвигов, которыми была покрыта его одежда, вещи и вигвам;
  • в цвете и символах изображений его духовных наставников (духи, тотемы, предки и т.п.).

Камуфляж – краской покрывали лицо и тело для маскировки во время охоты и боевых действий – чтоб легче слиться с окружающей средой и обеспечить элемент неожиданности.

Ритуальное значение – применялись определенные цвета и узоры для проведения танцев, общественных церемоний и ритуалов.

Визуальные сообщения – с помощью нанесения краски на лицо и тело индейцы могли сообщать о победе, трауре и пр.

Привлечение силы и магии – считалось, что определенные цвета и символы привлекают к человеку природные силы, которые совмещаются с его силой и дают дополнительную защиту и удачу.

Ментальная подготовка – эта мощная магия задействовалась во время нанесения военной краски с определенными маркерами, что помогало воину настроиться на предстоящую ему битву и поверить в свою мощь и непобедимость.

Элемент духовного исцеления – с помощью нанесения раскраски мог происходить процесс излечения тела и духа индейца.

Защитная функция – краски могли наноситься на лицо и тело для защиты от ветра, солнца, холода, насекомых.

Особенно часто применялась красная охра, которой было в избытке, отсюда термин «краснокожие».

Художественное оформление – нанесение раскраски в качестве макияжа и украшения. Могло использоваться и мужчинами и женщинами.

Изготовление и нанесение краски индейцами

Красители и пигменты разного цвета для нанесения окраски и символов индейские племена изготавливали из доступных природных материалов. В самой простой форме краска состояла из природного измельченного пигмента, в частности:

  • красный – красные глины, содержащие оксиды железа, корни, ягоды, кора и свекла;
  • белый – белые каолиновые глины, известняк, молотый гипс, яичная скорлупа или морские раковины;
  • черный – обычно использовался уголь, дикий виноград, кора и пепел с различных деревьев и кустарников;
  • желтый – цветы, ягоды, кора, растения, мох и желтое вещество, добытое из внутренних органов буйвола;
  • синий – оксиды, порошкообразный азурит и ляпис, семена подсолнечника, утиный навоз, глина, ягоды и цветы;
  • зеленый – цветы, ягоды, мох или водоросли;
  • розовый – сок одного из видов древесной лозы;
  • оранжевый – кустарник аннато;
  • фиолетовый – конусоцветы, черника и гибискус.

Природный пигмент разбавлялся какой-либо жидкостью или связующим веществом, например: слюной, кровью, мочой, животным жиром, яичными желтками и пр. Индейцы готовили краску, которую затем сушили, хранили в виде порошка и могли носить с собой в мешочках из оленьей кожи.

Наносил краски на тело сам индеец или, чтобы добавить в действие дополнительную силу, его раскрашивал шаман. Сперва тело смазывалось животным жиром, а затем в него втиралась краска – пальцами, костями животных, палками или травами.

Боевая раскраска также индейцами наносилась на тела и морды своих коней.

Цвета краски использовались разные – для обычных воинов – одни, для старейшин и вождей – другие.

Цвета индейцев – боевая раскраска и колесо жизни

Племен североамериканских индейцев было настолько много, что можно обобщить лишь самые распространенные значения цветов для раскраски.

Красный цвет – в качестве боевого цвета символизировал войну, кровь, насилие и энергию, помогал активировать силу воина и настраивал на успех в войне.

Красным цветом часто рисовали символы молнии, которую считали магическим талисманом воина, добавлявшим ему мощи и скорости.

Изображение красной молнии и красного зигзагообразного символа связаны с легендарной Громовой Птицей, духом-покровителем, которого мог усилить и ускорить воина для победы над врагами. В мирном значении, красный означал – веру, счастье и красоту.

Черный цвет – агрессивный, цвет силы, считался «живым» цветом и наносился на лицо для подготовки к войне и боевым действиям. В качестве знака отличия, он мог указывать на могущественного воина, который героически проявил себя в битве. В качестве визуального сообщения символизировал победу, например воины-победители возвращаясь домой,  раскрашивали себя черным.

Символ черной руки, нанесенный на лицо или тело, означал успех в рукопашном бою, якобы этот знак направляет энергию всей человеческой жизни в руку владельцу.

Белый цвет – военный траурный, а вне боевых действий – мир и счастье. Еще обозначал зиму и снег.

Желтый цвет – у индейцев это цвет смерти. В качестве цвета боевой раскраски предупреждает врагов, что владелец вел хорошую жизнь, героически сражался и сейчас готов биться до смерти.

В мирные времена желтый – символизировал интеллект и способность быстро принимать решения, определяться в ситуации.

Зеленый цвет – в качестве боевой раскраски подчеркивает выносливость воина. Больше использовался в мирной символике, это летний цвет природы, поэтому ассоциируется с гармонией, используется в целительской магии и, как полагают, способен улучшать зрение.

Синий цвет – в боевом значении это символ уверенности. Он также представлял мудрость и интуицию, в качестве природного цвета – связан с небом и водой рек, озер.

Фиолетовый цвет – священный, символизировал тайну и магическую силу, поэтому в качестве боевого цвета воинов или краски для лица не использовался.

Четыре цвета – красный, черный, белый и желтый в культуре индейцев связаны в Жизненном Круге.

Он еще называется Медицинским Колесом, представляет собой жизнь человека, её продолжительность и этапы:

  • рождение – представлено красным цветом;
  • рост – желтым;
  • зрелость – ​​черным;
  • смерть – белым.

В цветах и символике этого колеса индейцев также заложены четыре качества сбалансированной жизни:

  • духовная жизнь – представлена ​​красным цветом;
  • эмоциональная жизнь – ​​желтым;
  • физическая жизнь – ​​черным;
  • интеллектуальная жизнь – белым цветом.

Культура, быт и обычаи индейцев, проживающих на территории Южной Америки

Боевой раскрас индейцев: история, значение, фото. Обычаи и традиции индейцев

Племена аймара, уальякан, кеуар также были инками.

Они проживали в долине города Куско, их язык назывался кечуа.

На Южноамериканском континенте в XIV – XV веках государство инков было самым влиятельным и значительным.

Главным занятием было натуральное хозяйство, каждая семья обеспечивала сама себя.

В каждой области были свои верования, так как религия занимала важное место в жизни инков.

Они поклонялись тотемам, считая их родственными душами.

Был широко распространен культ предков.

Умершие могли поспособствовать плодородному урожаю, плодовитости животных, удачливости людей.

Дома строили из разных видов каменных пород:

  • базальта,
  • диорита,
  • известняка,
  • кирпича-сырца.

Жилища простых людей были скромнее, в домах не было печей.

Золотой двор – ансамбль храмов (Кориканча) – считается высшим достижением культуры инков.

Инки осваивали множество ремесел, таких как горное дело, добыча руд металлов.

Из металлов изготавливали домашнюю утварь.

Инки были искусными ювелирами: из золота создавали множество изделий, при этом оно не являлось средством платежа.

Ювелиры изготовили кукурузный початок: зерна в нем были золотые, а волокна были из серебра.

Из огромного диска золота искусные мастера создали изображение бога Солнца.

Правитель Уайн Капак приказал облицевать золотом стены и крыши своих дворцов.

Но все золото было разграблено конкистадорами из экспедиции Франсиско Писсаро.

Произведения ювелирного искусства были переплавлены в слитки и отправлены в Испанию.

Скорее всего, империя инков погибла из-за религии.

Аймара

Аймара – индейский народ, проживающий в Андах.

Представители этого народа живут на западе Боливии, юге Перу, севере Чили.

Большую часть шахтерского населения в Боливии составляют как раз представители племени аймара.

И язык тоже называется аймара – так же, как и само племя.

Традиционной мужской одеждой являются короткие брюки и рубаха-туника, пончо; женщины носят блузки, широкие сборчатые юбки, надетые друг на друга, и шали.

Головные уборы – соломенные и фетровые шляпы у женщин, у мужчин – вязаные шапки-лючо.

Традиционные занятия:

  • земледелие (выращивание картофеля, киноа, ока)
  • животноводство (разведение лам),
  • занятия ремеслом (ткачество и вязание из шерсти ламы, лепка расписной керамики),
  • металлургия,
  • изготовление тростниковых лодок (уампу),
  • выращивание коки – лекарственного растения – и множество других.

Танцы уайно очень популярны, особенно если они исполняются в сопровождении ансамбля, в котором участвуют национальные музыкальные инструменты.

Песни-молитвы также распространены в племени аймара, они обращены к божествам, духам и святым.

Мапуче

Чтобы добраться до племени мапуче, предстоит пройти через город Карауэ.

Мапуче хотели завладеть Карауэ и много раз хотели его сжечь.

Вы знали, что именно индейцы Южной Америки первыми открыли и начали выращивать картофель?

А со всеми государствами Латинской Америки вас познакомит эта статья

Поэтому в городе не осталось исторических памятников: все здания и дома построены в прошлом веке.

Основным занятием осталось сельское хозяйство:

  • выращивание картофеля, пшеницы;
  • разведение свиней, коров, лошадей.

Национальным напитком мапуче является мудай: его готовят из пшеницы, зеленого горошка и картофеля.

Национальная игра мапуче напоминает игру в хоккей и называется «палин».

Отличается тем, что мапуче используют шарик из конской кожи. Ширина поля составляет 7 метров, длина около 140 метров.

Соревнование обычно проводится между соседними деревнями.

Правила довольно интересные: если команда забьет 4 гола подряд, то она побеждает, но в то же время, когда команда пропускает мяч, то все предыдущие очки не засчитываются.

Из-за таких запутанных правил соревнование может длиться больше одного дня.

Конибо и шипибо

Проживают в большинстве своем на территории Перу, возле амазонской сельвы, также по берегам реки Укаяли.

Шипибо-конибо говорят: «Река нас кормит, а джунгли нас приютили».

Зарабатывают на жизнь, занимаясь земледелием, рыболовством, пивоварением, перевозками по близлежащим рекам.

Шипибо и конибо прославилось благодаря своим шаманам, самый известный из них – художник Пабло Амаринго.

Про это самобытное племя даже снят фильм «Иные миры» режиссера Яна Кунена.

Миф о Пернатом змее и вера в двойственность души играют не последнюю роль в мифологии племени конибо.

Шипибо, в свою очередь, верят в легенду о всемирном потопе.

Также они верят, что если мужчина отличался недостойным поведением, то он перерождался в каймана (попросту крокодила) либо ягуара, а неверная женщина перерождается в опоссума или броненосца.

Обычаи племен шипибо-конибо по-своему уникальны и самобытны.

Узор «Космический змей», воплотивший в себе немыслимые сочетания рисунков и цветов, очень интересен и красив.

Для создания узора индейцы используют краски из натуральных материалов.

Церемония Аяваски, исцеляющая духовно и физически, проводится шаманами, которые были удостоены обладать тайными знаниями.

Диагиты и кечуа

До XVIII века в Аргентине проживали индейские племена.

Они считались самыми развитыми по сравнению с другими племенами.

Ведя оседлый образ жизни, они владели ремеслами, строили мосты, дороги, ирригационные сооружения – доказательства их существования можно обнаружить в настоящее время.

Земледельцы гуарани обитали на северо-востоке, в пампе жили кочевники:

  • пуэльче,
  • хэт,
  • гарруа,
  • керанди.

Теуэльче и алакалуфы продавали ткани и шкуры животных, жили в Патагонии.

Кечуа

Индейский народ, проживающий в Перу, Боливии, Эквадоре, на северо-западе Аргентины и севере Чили.

Письменность основана на латинском алфавите.

Являются носителями высокой культуры.

Основные занятия:

  • террасное орошаемое земледелие с помощью чакитакльи (заступа с поперечным выступом для ноги),
  • скотоводство,
  • производство тканей,
  • прядение,
  • выделка фетровых шляп,
  • плетение,
  • изготовление украшений,
  • резьба по дереву.

В долинах живут все вместе, рядом друг с другом, в горах – обособленно.

Жилища построены из сырца, в форме прямоугольника, с двускатной крышей.

Кечуа обычно живут в одной комнате, в остальных хранят вещи.

Мужчины носят короткие брюки с курткой, сверху накидывают пончо из шерсти, сделанной вручную.

На голове носят широкополую шляпу из фетра, под ней часто можно заметить чульо – не что иное, как подобие вязаного шлема.

Мужчин сопровождают женщины, которые сразу надевают несколько юбок с цветным окаймлением и льиклью – шерстяную шаль.

Украшают шаль изделиями из камня, кости, раковин и металла.

В основном ходят босиком, но иногда надевают сандалии.

Главным праздником кечуа остается праздник очистки оросительных каналов.

Горные вершины у них в особом почете.

Шаманизм и жертвоприношения также имеют место в культуре племени.

Древние индейцы Перу оставили послу себя много загадок:

Например плато Наска с гигантскими рисунками, про которое вы можете почитать ЗДЕСЬ

С остальными достопримечательностями Перу вы можете познакомиться в этой статье:
http://latintour.ru/peru/pe-info/dostoprimechatelnosti.html

В фольклоре — сочетание местных и европейских сюжетов; милленаристская идеология отражена в мифе об Инкарри, который должен ожить и уничтожить европейских недоброжелателей.

На основе музыкальных традиций кечуа и аймара сложилась получившая мировую известность современная музыка уайно.

Смесь местных и европейских сюжетов составляет фольклор племени.

Музыка уайно получила мировую известность.

Гаучо

Гаучо также населяли Аргентину.

Они были приспособлены ночевать под открытым небом, есть однообразную пищу, справляться с коровами; в быту были довольно скромны.

Широкие брюки, куртки с бахромой, широкополые шляпы из войлока, ремень из кожи, украшенный монетами и серебряными накладками, шейный платок – гардероб практически каждого представителя гаучо.

Современные аргентинцы гордятся фольклором гаучо.

У аргентинцев сохранилось много обычаев от них – пить чай мате, например.

Соревнование «сор-тихо» пользовалось популярностью среди молодежи.

Золотое кольцо прикреплялось к деревянной планке, и участник состязания верхом на коне должен был надеть кольцо на деревянную пику.

Полученный трофей победитель вручал нравящейся девушке. Это считалось помолвкой.

Такой обычай сохранился и по сей день.

Портеньос

Портеньос населяют территорию Буэнос-Айреса.

В большинстве своем являются клерками, мелкими промышленниками, лавочниками .

Отличаются особым патриотизмом, отвагой и безграничным чувством товарищества.

У портеньос есть особый собственный язык, который был сформирован в низших слоях общества.

Он схож с испано-итальянскими диалектами.

Если вам близка по духу колоритная и удивительная культура южноамериканских племен, то вы захотите:

  • воочию увидеть золото инков;
  • посмотреть на национальный танец племени аймара, или даже поучаствовать в нем;
  • увидеть настоящий «южноамериканский хоккей»;
  • прикоснуться к узору «Космический змей». Он очень красив, и его родина – Южная Америка;
  • пообщаться с шаманами племени кечуа – они имеют возможность связаться с духами и потусторонними силами;
  • попробовать чай мате – напиток, приготовленный по рецепту индейцев гаучо.

Боевой раскрас индейцев: история, значение, фото

Боевой раскрас индейцев: история, значение, фото. Обычаи и традиции индейцев

Раскрашивать тело и, в том числе, лицо человек, как «животное» стадное и социальное, начал с древнейших времен. У каждого племени ритуальный макияж различался, но производился он в одних и тех же целях:

  • Обозначение племенной (семейной) принадлежности;
  • Определение и подчеркивание своего статуса внутри племени;
  • Объявление особых достижений и заслуг;
  • Обозначение уникальных качеств и умений, присущих данному индивиду.
  • Определение рода занятий в данный момент (боевые действия, охота и снабжение племени, разведка, мирный период и так далее).
  • Получение магической или мистической защиты для поддержки своих действий, как во время ведения военных действий, так и при участии в особых обрядах.

Помимо раскраски собственного тела (а фото раскраса индейца можно увидеть в нашей статье), североамериканские индейцы чертили соответствующие узоры и на лошадях. Причем практически в тех же целях, что и на себе.

Боевой раскрас индейцев

Как можно догадаться из названия, в раскрасе играла роль не только графика, но и цвет, который обозначал разные явления:

  • Красный – кровь и энергия. Согласно поверьям, он приносил удачу и успех в бою. В мирное время оттенял красоту и семейное счастье.
  • Черный – готовность к войне, бьющая агрессивность и сила. Этот цвет был обязательным при возвращении с победой.
  • Белый – означал скорбь или мир. Эти два понятия у индейцев были очень близки.
  • Голубым или зеленым раскрашивала себя интеллектуальная элита племени: мудрые и просвещенные, а также умеющие общаться с духами и богами люди. Зеленый цвет также нес данные о наличии гармонии.

Выход на «тропу войны»

«Отличный день для смерти» – с таким девизом североамериканские индейцы встречали весть о начале военного похода и начинали наносить боевой раскрас лица. Он подтверждал свирепую отвагу и непоколебимую храбрость воина, его статус и былые заслуги.

Он должен был внушать ужас врагу, в том числе поверженному или взятому в плен, вселять в него страх и отчаяние, давать магическую и мистическую защиту носителю. Полосы на щеках подтверждали, что их хозяин неоднократно убивал врагов.

При нанесении боевой раскраски учитывались факторы, не только устрашающие врага, но и дающие дополнительную защиту, в том числе и камуфляж.

Изображение ладони могло означать хорошие навыки рукопашного бой или владение оберегом, дающим владельцу скрытность и невидимость на поле боя. Неодинаковый, но однотипный боевой раскрас давал ощущение единства и родства в битве, как сейчас – современная армейская форма. Также он подчеркивал статус бойца, как знаки различия и ордена в наши дни.

Боевой раскрас индейцев оказывался действенным средством для поднятия их боевого духа. Он же помогал справляться со страхом смерти, так как умирать следовало, как герою, с жаждой крови, переполняющей сердце. Нельзя было дать ему наполниться страхом смерти и желанием жить, ибо это позор для воина.

Особенности боевого раскраса лошадей

После окончания церемонии своего раскраса, если индеец сражался не в пешем порядке, переходили к лошадям. Светлой краской мазали коней темной масти, а животных светлой расцветки – красной краской. Белые окружности у конских глаз наносили в целях улучшения их зрения, а места ранений, как и у себя, помечали красным.

Символизм

Практически каждый индеец с самого начала юношества досконально знал особенности обычного и боевого раскраса как членов своего племени, так и родственных и союзных ему племен, а также всех известных врагов.

Несмотря на то, что значение и смысл одного и того же символа или сочетания цветов у разных племен, в разное время, могло существенно отличаться, индейцы прекрасно ориентировались в этом практически бескрайнем море значений, чем вызывали неподдельное удивление и зависть контактировавших с ним белых.

Некоторые откровенно восхищались, но большинство «белокожих» только сильнее ненавидели индейцев за такие качества, как верность слову и неписанному кодексу поведения, честность и откровенность в демонстрации своих намерений индейцами, что подтверждал боевой раскрас на их лицах.

Интересный факт: в настоящее время сложился устойчивый стереотип, будто прозвание «краснокожие» североамериканские индейцы получили за свой цвет кожи, якобы имеющий красноватый оттенок.

На самом деле кожа у них чуть желтоватая и немного отливает светло-коричневым (у разных, тем более живущих далеко друг от друга, племен этот оттенок может разниться).

А вот термин «краснокожие» возник и укоренился из-за раскраски лиц индейцев, в которой преобладал красный цвет.

Отметим еще один любопытный факт. Только воины, отличившиеся в бою, имели право наносить краску на лицо своих жен.

Роль «бледнолицых» в осуществлении раскраса

Естественно, что индейцы и до появления белых, с их возможностями в промышленных масштабах производить и, соответственно, снабжать кого-либо красками любых оттенков, наносили боевой раскрас.

Индейцам были известны разные сорта глины, сажа, жир животных, древесный уголь и графит, а также красители растительного происхождения.

Но с появлением в племенах бродячих торговцев, а также после начала визитов индейцев в фактории, единственным товаром, который мог конкурировать с алкоголем (огненной водой) и оружием, стали краски.

Значение отдельных элементов

Каждый элемент боевой, и не только, раскраски индейцев обязательно означал что-то конкретное. Иногда – одинаковое у разных племен, но чаще просто очень и очень похожее.

Кроме того, будучи нарисованным отдельно, узор мог означать одно, а в совокупности с другими элементами таких «татуировок», что-либо обобщающее или уточняющее, а в отдельных случаях – прямо противоположное.

Значение боевого раскраса индейцев:

  • Отпечаток ладони, изображенный на лице, как правило, означал, что воин успешен в рукопашной схватке или очень хороший разведчик-невидимка. Для женщин своего или союзного племени данный элемент служил ориентиром надежной защиты.
  • Вертикальные красные линии на щеках и выше у многих племен означали число убитых врагов. У некоторых племен об этом же говорили черные горизонтальные полосы на одной из щек. А вертикальные отметины на шее означали количество боевых схваток.
  • Одни из племен раскрашивали лицо черной краской, полностью или частично, перед боем, а большинство уже после победоносной схватки, перед возвращением домой.
  • Очень часто закрашивалась область лица вокруг глаз, либо они обводились кругами. Обычно это означало, что враг не сможет спрятаться и воин нападет на него и победит с помощью духов или магии.
  • Красной краской отмечались следы ранений.
  • Поперечные линии на запястье или руках означали успешный побег из плена.
  • На бедрах раскрас параллельными линиями означал, что воин бьется в пешем порядке, а перекрещивающимися – в конном.

Особенности

Индейцы, как правило, очень желали подчеркнуть в боевом раскрасе все свои достижения, но не приписывали себе лишнего, а переходили с одного статусного уровня на другой только по факту побед, убийств, наличия скальпов, признания соплеменниками и так далее.

Боевой раскрас индейцев, вместе с тем, по минимуму наносили и только что пришедшие в соответствующий возраст юноши, а также молодые воины, еще не получившие возможности отличиться в боевых схватках.

Иначе духи предков могли не узнать своих и не оказать им нужной помощи, а то и того хуже.

Индейцы, конечно, очень хорошо разбирались в социальной иерархии и знали своих вождей, в том числе и военных. Но это не означало, что вожди не подчеркивали свой высокий статус одеждой, головным убором и боевым раскрасом. Так, изображение квадрата говорило о том, что его носитель – вождь данного военного отряда.

Рисунки в виде голов хищных животных

Отдельно надо сказать о татуировках или рисунках красками в виде голов хищных животных, которые изображались на голове или теле и которые было очень сложно заслужить. В частности, они означали:

  • койот – хитрость;
  • волк – свирепость;
  • медведь – мощь и силу;
  • орел – отвагу и зоркость.

Раскраске подлежали предметы одежды и боевое оружие. На щитах, если воин пользовался им, места было много, и на него можно было наносить не только уже имеющиеся достижения, но те, к которым он стремился. А уж по пошиву, отделке и раскраске мокасинов даже ребенок мог определить племенную принадлежность его владельца.

Боевой раскрас лица военных

В наше практичное время и боевой раскраске придается сугубо практическое приземленное значение. Военным, в том числе разведке или спецназу, необходимо уменьшить заметность лица и открытых участков тела, в том числе век, ушей, шеи и рук. «Макияж» также должен решать важную задачу по защите от:

  • Комаров, гнуса и других насекомых, неважно кровососущие они или нет.
  • Солнечных и иных видов боевых и (не боевых) ожогов.

Много времени при подготовке уделяется практике нанесения маскировочного макияжа из подручных средств. Как правило, он должен быть двухцветным и состоять из параллельных прямых или волнистых полос.

Земля, грязь, зола или глина является главным элементом. Летом можно пользоваться летом травой, соком или частями растений, а зимой мелом или чем-то подобным ему. На лице должно быть несколько зон (до пяти).

Грим накладывается самим воином и должен быть достаточно индивидуален.

Детский раскрас

Боевой раскрас индейцев для детей сейчас делают очень часто, особенно мальчикам.

Поэтому, раскрасив лицо и воткнув в шевелюру перо любой птицы, они весело гоняются друг за дружкой, размахивая игрушечным томагавком и громко крича, методом ритмичного прижимания ко рту открытой ладони.

Такой макияж отлично годится для детских карнавалов и вечеринок. Безопасный аквагрим отлично имитирует боевой раскрас индейцев с фото оригинальных рисунков и легко смывается мылом и водой.

Заключение

Итак, мы рассмотрели суть и особенности боевого раскраса индейцев. Как видите, каждый цвет и рисунок имеет свое значение. На данный момент увидеть подобным образом раскрашенных индейцев будет сложно (разве что на карнавалах), но несколько сотен лет назад этому нюансу уделялось огромное внимание, а раскрас имел свою силу.

Американские индейцы. Люди войны

Боевой раскрас индейцев: история, значение, фото. Обычаи и традиции индейцев

Последним крупным сражением между североамериканскими индейцами и потомками первых европейских поселенцев считается битва с показательным названием «Бойня на ручье Вундед-Ни».

Это сражение, случившееся в декабре 1890 года, завершило череду так называемых Индейских войн, растянувшихся на три столетия.

Племена краснокожих были покорены, термин «резервация» твёрдо укрепился в словарях американской и канадской лексики.

Нисколько не оправдывая жестокость европейских поселенцев и их потомков, нужно заметить, что индейцы Северной Америки тоже не были добродушными хлюпиками.

На континенте ещё и духа белого человека не было, а племена краснокожих уже вовсю наносили друг другу визиты с томагавками войны наперевес. Современный историк рассказывает о весьма примечательном обычае, бытовавшем у племени черноногих.

При рождении сына отец просил у солнца дать мальчику силу, храбрость и «пусть он лучше погибнет в битве, чем от старости и болезни!». 

Штрихи к портрету индейского воина

Для индейцев война была не только способом обогащения или мести, но ещё и вопросом престижа. Тот, кто не воевал, — не заслуживал даже мизерного уважения.

Когда некоторые кочевые племена переносили свой лагерь и у какой-то семьи не было лошадей, потому что их угнали враги или они умерли по какой-то причине, с ними делились родственники или вожди.

Трусу или слабому человеку говорили: «Иди пешком!»

Десять лошадей, угнанных из табуна, ценились индейцами меньше, чем одна, уведённая от жилища врага. А ружьё, взятое у убитого, ценилось ниже, чем выхваченное из руки противника на скаку.

В отличие от утилитарного европейского подхода к тактике, индейцы щедро разбавили своё воинское искусство элементами магии, ритуалов и привнесли в него элементы своеобразного шоу. Например, нельзя было просто угнать лошадей у противника, было необходимо, чтобы он понял своё унижение.

Поэтому индейцы перерезали верёвки, которыми были привязаны лошади, а не отвязывали их. Краснокожие с размахом праздновали уход на войну и успех своего похода.

В случае неудачи и гибели вождя или известных воинов всё селение старались предупредить заранее, чтобы они встречали возвращавшийся отряд трауром.

Отдельно стоит отметить, что индейцы создали сложную систему подвигов. Если говорить коротко, то каждый поступок, совершённый индейским воином в сражении или набеге, имел свою ценность.

К примеру, десять лошадей, угнанных из табуна, ценились меньше, чем одна, уведённая прямо от жилища врага. А ружьё, взятое у убитого, ценилось ниже, чем выхваченное из руки противника прямо на скаку.

Наиболее любопытным вариантом подвига были так называемые «ку», распространённые у индейцев Великих Равнин. Суть его сводилась к тому, чтобы дотронуться до врага в бою или ударить его (рукой или палкой), но не убивать. Можно было также касаться и имущества противника.

Пока индейцы воевали между собой, система «ку» процветала. Когда сражаться пришлось с американской армией, это стало приносить краснокожим героям больше проблем, чем славы. 

С того момента, как индейцы Северной Америки начали широко использовать лошадей, угон и захват этих домашних животных стал одной из главных экономических причин военных походов. Молодой воин, собираясь завести семью, должен был подумать, как её обеспечить.

Лошади для езды и перевозки имущества из воздуха не берутся. Чем многочисленнее и беднее была семья, тем активнее её молодые представители ходили в «лошадиные» походы. Хотя, конечно, трофеями становились не только лошади, у побеждённого врага можно было забрать всё что угодно.

В том числе — женщин и детей.

Война ради мести ставила немного иные задачи: в этом случае нужно было убить как можно больше врагов. При этом собственные потери требовалось свести к минимуму, поскольку потеря каждого воина была ударом для племени и сильно его ослабляла.

Индейцы, осознавшие, что битва принимает для них нежелательный поворот, предпочитали отступить.

В целом их тактика была типичной партизанской войной: действия небольшими отрядами, стремительные налёты, быстрое отступление и набор военных хитростей.

Так индейцы воевали друг с другом, так они сражались и с белыми. И, по мнению некоторых современных историков, белые так никогда и не научились по-настоящему хорошо воевать с индейцами.

Под знамёнами бледнолицых

Интересным аспектом взаимодействия белых и индейцев были их военные союзы.

Например, индейцы поддерживали и англичан, и французов во время франко-индейской войны, крупного колониального конфликта, случившегося в XVIII веке на территории будущих США и Канады.

События знаменитого романа Джеймса Фенимора Купера «Последний из могикан» происходят как раз в это время, а среди его героев есть индеец-делавар Чингачгук и ирокез Магуа.

Одно из известнейших событий этой войны — разгром отряда британского генерала Эдварда Брэддока, случившийся 9 июля 1755 года. Английские войска под его командованием насчитывали 2000 человек. Их противниками был гарнизон форта Дюкен — 250 канадцев и 650 индейцев.

Пока англичане пытались развить свой первоначальный успех в этом, казалось бы, предсказуемым и беспроигрышном сражении, индейцы напали из засады и обратили в бегство английский авангард. Бегущие солдаты врезались в основную колонну, войска сбились в кучу, так что канадцы и индейцы могли просто стрелять, зная, что любая пуля найдёт цель.

Потеряв убитыми всего восемь человек, они уничтожили более 450 английских солдат. 

Ещё один пример союза белых и индейцев — участие последних в войне за независимость США от Великобритании. Поначалу и американцы, и англичане старались не втягивать индейцев в боевые действия.

Да и сами краснокожие сначала придерживались политики невмешательства. Один воин из племени сенека говорил: «Мы уже давно живём с американцами в мире и намерены жить так и дальше, пока сможем».

Это было сказано примерно в 1775 году, и в это время количество индейцев в противоборствующих армиях действительно было небольшим.

Но так не могло продолжаться, индейцы были слишком внушительной силой, чтобы оставить их «за бортом».

В 1777 году британцам удалось подарками и уговорами привлечь на свою сторону четыре из шести народов огромной Ирокезской конфедерации, а часть племён примкнула к американцам. Фитиль под Великим миром индейских племён был подожжён.

Битва при Орискане, в которой американцы нанесли индейцам серьёзные (по их меркам) потери, убив 17 представителей племени сенека и ещё столько же представителей других племён, взорвала давний союз.

После этого индейцы самозабвенно бросились в бой, и началась кровавая баня.

Английский король натравливал индейцев на мирных американских поселенцев, американцы в ответ устраивали карательные экспедиции на земли ирокезов, оставляя за собой выжженную землю.

Белые люди всё активнее стали захватывать земли краснокожих, те в ответ убивали пришельцев. И, как будто этого было мало, индейские племена всё глубже погружались в междоусобные распри.

Победив в войне, новообразованные Соединённые Штаты Америки отказались признавать права на землю тех индейцев, которые выступали на стороне англичан. Да и со своими краснокожими союзниками у них в конечном счёте тоже гладко не получилось.

Путь слёз и смерти

XIX век стал временем финального натиска потомков европейских поселенцев на коренных американцев. В 1830 году американское правительство приняло Закон о переселении индейцев. Была обозначена так называемая Индейская территория западнее реки Миссисипи.

Краснокожие должны были перебраться туда — хотели они этого или нет.

В северной части США индейское население было менее многочисленно и более раздроблено, поэтому процесс переселения для них проходил не так сложно и драматично, как для коренных жителей южной части страны.

Яркий пример того, что происходило на юге, — история переселения Пяти цивилизованных племён. Индейцы народностей чероки, семинолы, крики, чикасо и чокто жили в юго-восточной части США и переняли многие обычаи и законы белых людей, за что и получили своё прозвище.

Земли этих племён хотели заполучить поселенцы, на юге США появилось целое движение, требовавшее, чтобы индейцев выселили. Закон о переселении позволял сделать это без зазрения совести. Пяти народам приказали уйти на специально созданную для них Индейскую территорию.

Это переселение вошло в историю как Дорога слёз. В общей сложности по ней прошли более 50 тысяч человек.

Никакого организованного перемещения индейцев не проводилось, расстояние в сотни, а то и тысячи километров людям пришлось пройти своим ходом.

Голод, болезни, антисанитария и бандитские нападения были их спутниками. Одни только индейцы чероки похоронили на Дороге слёз несколько тысяч своих соплеменников.

Не все индейцы Пяти цивилизованных племён были согласны уйти со своих земель. История одного из них, молодого семинольского вождя Оцеолы, описана в романе Майн Рида и нашла своё отражение в кинематографе.

Когда американцы готовили депортацию, Оцеола возглавил отряд примерно из сотни человек и начал войну с американцами. Вместе с ним восстали ещё несколько вождей. Началась Вторая семинольская война.

Она длилась пять лет и потребовала от американцев немалых военных усилий, прежде чем сопротивление индейцев было подавлено.

И даже в конце XIX века, когда подавляющее большинство индейцев оказалось в резервациях, конфликты продолжались. В 1887 году племя сиу, загнанное в резервации недалеко от канадской границы, голодало и умирало от болезней.

Американская администрация делала всё, чтобы окончательно сломить краснокожих и лишить авторитета их вождей. Нередко дело заканчивалось беспорядками и кровопролитиями.

Показательна в этом плане цепочка событий, закончившаяся бойней на ручье Вундед-Ни, упомянутой в начале статьи.

Детонатором для трагедии стало убийство знаменитого вождя по имени Сидящий Бык, жившего в резервации Стэндинг-Рок (штат Южная Дакота).

Причины уничтожения этого человека были абсолютно надуманными: единственная реальная вина Быка была в том, что он пользовался слишком большим авторитетом среди других сиу. Вождя убили не американские солдаты, а индейцы, работавшие на белую администрацию.

Между ними и сторонниками убитого состоялся тяжёлый бой. Жители поселений поблизости от резерваций немедленно потребовали от армии принять самые жёсткие меры против краснокожих.

Жители соседней резервации, Пайн-Ридж, прекрасно понимали, чем подобные требования заканчиваются. Солдаты не станут разбираться, кто прав, кто виноват. Они будут стрелять и жечь дома. В страхе от такой перспективы несколько сотен индейцев из Пайн-Ридж сбежали на север.

Войска догнали их на ручье Вундед-Ни и устроили побоище, стреляя не только по кое-как вооружённым краснокожим мужчинам, но по женщинам и детям. Новости о резне на Вундед-Ни вызвали длительные беспорядки, и только совместными усилиями краснокожих вождей и тех белых, которые сохранили здравый смысл, удалось избежать глобального восстания.

События на ручье Вундед-Ни в 1890 году стали последним крупным вооружённым столкновением между белыми и индейцами.

Индейцам понадобилось ещё много десятилетий, чтобы вернуть себе звание полноправных членов общества. Но, к счастью, времена одеял, заражённых оспой, и договоров, главным доводом для заключения которых был виски, остались позади.

Автор текста — Владимир Пинаев

Источники:

Обычаи и традиции индейцев

Боевой раскрас индейцев: история, значение, фото. Обычаи и традиции индейцев

До момента, когда в Америке появились белые торговцы, индейцы пользовались различными природными красителями, например, некоторыми породами глины. Ассинибойны при помощи белой глины вымазывали свои лица и накидки, когда они скорбили.

Также, в ходу было множество других видоа природных красителей. В частности, равнинные Кри для получения черного цвета, смешивали жир и древесный уголь с графитом. Скиди-пауни свои лица покрывали сажей, получаемой при сжигании ими травы.

Но после появления торговцев, индейцы у них стали покупать охру, чтобы ей заменять природные красители. Тогда перед нанесением на лицо воин брал чуток охры и столько же жира, растирал смесь в ладонях до получения требуемого оттенка и потом наносил на кожу.

Европейские торговцы продавали охру индейцам в маленьких коробочках, а получали за неё до 500% чистой прибыли.

Обычаи и традиции индейцев

Зачем индейцы использовали краску?

Военная раскраска для индейского народы была традицией, она служила им магической защитой. Причем, считалось, что защищает она, как самого для воина, так и его скакуна. К тому же, индейцы верили, что раскраска усиливает магические способности воина.

Зачем индейцы используют краску
Совет

Полезно знать, что различные виды раскрашивания были результатом видений и были индивидуальны. Существовали так же определенные виды раскрашивания, которые показывали заслуги воинов и их деяния.

Боевая раскраска и ее виды в разных племенах

У индейцев племени Сиу горизонтальные, слегка волнистые разноцветные линии, нанесенные на запястья воина, обозначали, что он тот захвачен в плен врагами, но сумел спастись. Красные же пятна на теле – это места прошлых ранений от стрел и от копий.

Горизонтальные линии красного цвета на руках и на теле, как и красные вертикальные линии, нанесенные на шею, говорили о том, что воин бывал во многих битвах. Каждая из линий означала участие им в одном бою.

Черные круги, как у панды, вокруг глаз придавали воинам магическую возможность побеждать врага ночью, либо неожиданно нападать на него, чтобы победить. А горизонтальные линии черного цвета на одной щеке указывали на то, что воин уничтожил врага. Диагональные линии черного цвета на бедрах – это знак того, что воин сражался пешим в бою.

Черные кресты на его бедрах – это указка на то, что он сражался в бою на собственном скакуне. Вертикально-восходящие красные линии, проходящие по щекам от висков к челюсти, у сиу, как и шайеннов, обозначали, что воин уничтожил врага при рукопашной схватке. 

Значение белой краски у индейцев

Значение черного

Черный цвет для большинства племен, как сиу, шайенны, арапахо и пауни вместе с некоторыми другими, считался цветом победы. Он обозначал прекращенную вражду, символизировал затухания углей на вражеских кострах и постепенное угасание вражеских жизней, которые покидали врагов. В то же время, племена команчей и осейджи рисовали черной краской перед битвой. 

Значение черного цвета

Церемонии раскраса

При разных племенных церемониях раскраска воинов могла указывать на принадлежность его к какому-либо военному обществу и клану, а то и говорить о совершении им различных боевых подвигов.

Те воины, что смогли проявить себя «на тропе войны», получали право раскрашивать лица своих жен. Если мужчина не было боевых заслуг, то данной привилегии он был лишен.

Лошади тоже раскрашивались, а гривы и хвосты их были украшены по традиции орлиными перьями и разными яркими лентами. 

Церемония раскраса

Раскрашивание коней

Традиция раскрашивания коней перед важным боем существовала у всех индейских племен. Лошадей темных мастей раскрашивали в белую или желтую краску, а тех, что имели светлую масть – в красную краску.

Круги вокруг глаз у боевого коня делали, чтобы зрение у скакуна становилось острее. Места ранения скакунов у племен сиу и шайеннов, а также среди черноногих отмечали круглым пятном, обычно красного цвета.

 

Раскрашивание коней

Символы на лошадях

Существовали различные символы, наносившиеся на боевых лошадей. Они отображали подвиги того или иного воина, который был хозяином лошади. Например, сиу ставили отпечаток ладони на свою лошадь. Этот знак означал, что воин сумел дотронуться до врага, будучи верхом на коне. 

Символы на лошадях
Вывод:

Индейцев можно назвать детьми природы, потому именно с окружающим их миров связаны все их традиции и обычаи. Неотъемлемой частью их традиционной культуры считается раскрашивание собственных тел. Это делалось для защиты, а также для выделения статуса того или иного представителя данной народности.

Обычаи и традиции индейцев

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.